Доклад Развитие речи, памяти, мышления и сконцентрированного внимания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие речи, памяти мышления и сконцентрированного внимания.»

Речь, память, мышление и внимание все эти четыре понятия взаимосвязаны между собой. Своевременное овладение правильной ,чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, памяти, коммуникативных качеств. Речь- не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. Но сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что дети отстают по возрасту в развитии речи. Какие существуют причины отставания в речевом развитии.

Первая и самая главная недостаточное общение с ребёнком. Дома родителям некогда разговаривать с ребёнком в виду своей занятости и усталости поэтому воспитатели должно прикладывать все усилия и постоянно разговаривать с детьми. Малышу необходима индивидуальная адресованность речи. Ему совсем не безразлично кто и как разговаривает с ним, ребёнку нужно заинтересованное внимание, эмоциональная выразительность.

Ещё одной причиной отставания в речевом развитии является долгое «сюсюкание» с детьми, то есть родители научились понимать автономную речь ребенка: его детские слова типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.д. и зачастую не стремятся стимулировать развитие нормальной речи, тем самым, сами тормозят процесс развития речи, а вместе с тем все остальные процессы развития ребёнка. Чтобы речь малыша полноценно развивалась, мы с вами должны уделять этому процессу большое внимание. Важно самим говорить правильно, с чёткой интонацией и артикуляцией всех звуков. Ещё в старину были придуманы скороговорки, чистоговорки, потешки- род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Учите с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки делайте артикуляционную гимнастику. Я в своей работе на каждом занятии разучиваю либо потешку, либо скороговорку и каждый день делаем артикуляционную гимнастику и как показывает мой опыт речь ребёнка можно исправить. Вместе с развитием речи плавно развивается детское мышление, память и внимание. При разучивании потешки ребёнку необходимо её запомнить и непроизвольно происходит развитие памяти. В дошкольном возрасте память развивается очень быстрыми темпами, опережая развитие других познавательных процессов. Легкость, с которой дети запоминают стихи, загадки, считалки, сказки объясняется бурным, развитие их образной памяти. Ребёнок запоминает то, что привлекает его внимание, всё яркое и необычное. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырёхлетнем возрасте. Память ребёнка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой- либо, деятельности: малыш играл и запоминал игрушку, слушал сказку и запоминал её, рисовал и запоминал названия цветов. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Развивать память нужно посредством игры, например: показать детям несколько предметов, а затем закрываем глазки, один предмет убираем дети должны ответить, чего не хватает. Существует много различных упражнений в игровой форме на развитие памяти. Параллельно с памятью развивается детское мышление. Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. В раннем возрасте малыш в основном пользуется наглядно- действенным мышлением, которое связанно с предметной деятельностью. Позже появляется наглядно- образное мышление, когда ребёнок для решения задачи использует не сами предметы, а их образы. Уже к концу дошкольного возраста формируется словесно логическое мышление, которое предполагает умение оперировать понятиями, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это умственный труд. Труд очень сложный и интересный. Кого-то он может напрягать, а у кого-то Умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления открывающего дверь в мир, который можно познать.

Кроме всего вышесказанного мы не должны забывать и о внимании, без которого и нам и детям дошкольникам не обойтись. Внимание - это способность регулировать свою интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением. Внимание бывает внешним и внутренним, а также произвольным и непроизвольным. Внимание ребёнка - дошкольника носит непроизвольный характер. Малыш может сосредоточиться только на интересной для него деятельности, на ярких, необычных, новых объектах.

Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределение, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Если вы заметили недостатки во внимании, начинайте как можно больше включать в занятия упражнений на внимание. Существует много различных упражнений вот примеры некоторых: Игра «пуговица». Перед ребенком три пуговицы и игровое поле из квадратов. Воспитатель на своем поле выкладывает три пуговицы, накрывает свое поле, а ребёнок должен повторить. Количество пуговиц можно увеличивать. Воспитатель показывает несколько движений, а дети должны показать самостоятельно. Игра «Хлопни в ладоши когда услышишь другой звук, другое слово и т.д.». Очень много настольных игр которые в комплексе развивают внимание, память, мышление.

Если воспитатель будет находить интересные задания и игры, подходить обдуманно к своей работе то его детки будут самые смышленые, развитые и разговорчивые.

Р-н М. Жумабаева

КГУ «Октябрьская средняя школа»



Доклад: «Развитие речи, памяти, мышления и внимания».

Выполнила и прочитала:

Воспитатель мини-центра

Власкина О.Н.



2015 г.



© 2010-2022