Программа развития мелкой моторики рук «Умные ручки» для детей 2-3 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа развития мелкой моторики рук

«Умные ручки» для детей 2-3 лет

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

Возраст 2-3 года - интенсивный период в развитии коммуникативных навыков. В это время интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями, познавательная сфера. Поэтому в данном возрасте и следует развивать мелкую моторику детей за счет познания и манипулирования различных предметов. Использование нетрадиционных техник рисования и лепки, различных атрибутов строительных игр, доступных для детей раннего возраста способствует развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Другими словами, необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Цель: формирование коммуникативных навыков посредством развития мелкой моторики детей 2-3 лет

Задачи:

1. Формировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей, формировать умение манипулировать различными предметами и знакомить с сенсорными эталонами и нетрадиционными техниками рисования и лепки.

2.способствовать формированию коммуникативных навыков детей раннего детства

3.способствовать развитию познавательных процессов детей раннего возраста

4.воспитывать у детей интерес к различным играм.

Принципы работы

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;

- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;

- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Ожидаемые результаты

1.Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

2. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

3. Интеллектуальное развитие детей;

4. Пополнение предметно-развивающей среды;

5.Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Содержание работы

Кружковая работа проводится в течение учебного года, с сентября по ноябрь постоянно: 1 раз в неделю организация непосредственно-образовательной деятельности, направленной на художественно-творческой развитие воспитанников: рисование, лепка с использованием нетрадиционных техник, 1 раз в неделю строительные игры, 1 раз в неделю театральная деятельность с использованием пальчикового, перчаточного театров.

Ежедневно проводились пальчиковые игры, игры со шнуровками, природным и бросовым материалом (песок, вода, крупы, листья, веточки, желуди и т.д), изготовленными своими руками пособиями.

Непосредственно образовательная деятельность проходит в интеграции с непосредственно образовательной работой по познавательно-речевому развитию. Поэтому тематика занятий связана с тематикой занятий по познавательно-речевому развитию.

Работа по художественно-творческой деятельности состоит из 3-х блоков, каждый блок состоит из 4-х занятий. Тематика занятий подобрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием младшей группы.

В первом блоке используется нетрадиционная техника рисования «Рисование пальчиками»; во втором - «Рисование ладошкой»; в третьем - «Рисование тычком»; в четвертом - нетрадиционная техника лепки «Пластилинография».

В ходе работы дети знакомятся со свойствами красок, свойствами окружающих предметов, геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), основными цветами, развивается мелкая моторика рук, обогащается чувственный опыт детей.

В структуру строительных игр, связанных с тематикой познавательно-речевого развития воспитанников входят манипулирование и игровые действия с различными видами конструктора, природного и бросового материала.

Во время свободных игр ежедневно проводится индивидуальная работа: игры со шнуровками, развивающими кубиками, сенсомоторными полотнами, дидактические игры и т.д.

В основу тематического содержания программы, направленной на формирование коммуникативных навыков путем развития мелкой моторики положены практические труды Е. Янушко «Это может Ваш малыш», Д. Колдиной, Д. Денисовой, О. Гончарова «Школа семи гномов» и др.

Тематическое содержание программы

Виды детской деятельности

Блок

Тема, материал

Сроки проведения

Содержание

Художественное творчество

«Веселые пальчики»

«Осенние листочки» (гуашь)

1 неделя октября

После наблюдения за листопадом педагог предлагает на нарисованное дерево нарисовать красками разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые).

Художественное творчество

«Веселые пальчики»

«Яблоневый сад» (гуашь)

2 неделя октября

После рассказывания сказки В. Сутеева «Мешок яблок» педагог предлагает помочь зайчику: нарисовать яблочки на деревьях в саду, которые будут расти возле домика зайца. Затем предлагает пальчиками на готовые силуэты деревьев нарисовать яблочки.

Художественное творчество

«Веселые пальчики»

«Овощи в корзине»

3 неделя октября

После чтения стихотворения Ю, Тувима «Овощи» и игр с муляжами овощей педагог предлагает нарисовать пальчиками различные овощи и «сложить» их в «корзину», нарисованную педагогом.

Художественное творчество

«Веселые пальчики»

«Ягодки рябины»

4 неделя октября

После наблюдения за рябиной педагог предлагает коллективно нарисовать ягодки пальчиками на готовом макете дерева.

Конструирование

«Разноцветные кубики»

«Поезд для друзей»

1 неделя октября

После чтения стихотворения В. Михалкова «Песенка друзей» и рассматривания иллюстраций педагог предлагает детям из кубиков выложить длинный поезд, на котором отправятся друзья в лес за грибами. Затем происходит обыгрывание постройки.

Конструирование

«Веселые фигурки» (напольный геометрический конструктор)

«Домик для зайчика »

2 неделя октября

После встречи с зайчиком и чтения сказки В.Сутеева «Мешок яблок» педагог предлагает изготовить прочный домик для зайчат, чтобы спастись от злого волка. В ходе постройки педагог учит приставлять кирпичики встык, формируя умения совершать элементарные действия с одинаковыми деталями, побуждает создавать разные домики.

Конструирование

Конструктор «Строитель»

«Гараж для автомобилей»

3 неделя октября

К детям приезжает зайчик на машине и просит помочь. Педагог предлагает сделать гараж для машины, которая увозит с огорода морковку и капусту для зайчат из конструктора «Строитель». Педагог показывает детям приемы скрепления друг с другом деталей. Затем происходит обыгрывание постройки.

Конструирование

«Природные дары»

«Сказочная история» (пластилин и семечки)

4 неделя октября

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по осеннему лесу, вместе с детьми из игрового материала (пластмассовые деревья, кустарники) создают макет леса, расселяют там макеты животных (волк, лисица, зайчик). Педагог обращает внимание на маму-ежиху, которая потеряла ежат и просит детей помочь ей их найти. Для этого надо сделать иголки ежатам и поселить их в лесу. Педагог контролирует способы действий и оказывает помощь. Дети в готовые пластилиновые формы втыкают семена подсолнечника.

Театральная деятельность

«Сказка на столе» (театр из мелких игрушек из киндер-сюрпризов)

«Цыпленок» К. Чуковского

1 неделя октября

Разыгрывание сказки с помощью мелких игрушек из киндер-сюрпризов.

Театральная деятельность

«Сказка на ладошке» (пальчиковый театр)

«Теремок»

2 неделя октября

Педагог раздает группе детей персонажей сказки и помогает надеть на пальчики. Роль теремка исполняет построенный домик из конструктора «Строитель». В ходе рассказывания сказки педагог предлагает детям исполнять роль персонажей, побуждает имитировать движения зверушек.

Театральная деятельность

«Волшебные варежки» (варежковый театр)

«Репка»

3 неделя октября

Аналогично предлагает группе детей инсценировать сказку с помощью варежек.

Театральная деятельность

«Волшебные коробочки»(театр из спичечных коробков)

Потешки «Пошел котик на торжок», «Тень-тень-потетень», «Топ-топ-топотушки» и др.

4 неделя октября

С помощью персонажей, каждый из которых изготовлен из спичечного коробка»

Игры с природным материалом

Песок и вода

«Сыпем, лепим»

1 неделя октября

После встречи с собачкой предлагает с помощью формочек в центре песка и воды изготовить для нее прянички и насыпать в миску каши. В ходе игры педагог побуждает детей сжимать песок в руках и ссыпать с ладони сухой и мокрый песок, показывает способы изготовления фигурок с помощью формочек.

Игры с природным материалом

«Дары огорода»: горох

Игра «Горох для петушка»

2 неделя октября

В гости к детям приходит петушок. После чтения потешки педагог предлагает петушка накормить горошком. Для этого нужно переложить горох из большой миски в маленькие для друзей петушка.

Игры с природным материалом

«Дары леса»: грецкие орехи, шишки, крупы (горох, гречка, рис)

Игра «Накорми белочку»

3 неделя сентября

В гости к детям приходит белочка и просит помочь собрать запасы на зиму. Педагог предлагает детям в крупах найти орехи, шишки для белочки.

Игры с природным материалом

«Волшебная бумага»

Игра «Найди сюрприз»

4 неделя сентября

Педагог для каждого участника заворачивает в бумагу небольшой предмет и от имени игрушки предлагает развернуть сверток-сюрприз. Затем игру можно усложнить: угадать наощупь, что это.

Игры с бросовым материалом

«Полезная корзинка»: пробки, пластиковые бутылочки, шнурки, пуговицы и т.д.

Дидактические игры с бросовым материалом: «Подбери крышку к бутылочке», «Застегни пуговицы», «Зашнуруй ботинки» и т.д.

октябрь

В ходе игр с бросовым материалом и развивающими полотнами «Дом», «Море», в основе которых лежит изделии из бросового материала педагог осуществляет индивидуальную работу.

Настольные дидактические игры

Настольно-печатные игры, шнуровки, вкладыши фабричного производства, мозаики, пазлы.

«Собери урожай» (шнуровки), игры и задания с сенсорным кубом, вкладыши «Кубик», «Машина», «Дом» и др.

октябрь

В ходе игр, педагог осуществляя индивидуальную и групповую работу показывает образцы действия с игровым материалом, оказывает помощь.

Пальчиковые игры

Игры без предметов

«Этот пальчик- дедушка», «Сидит белка на тележке», «Моя семья», «Очки» и др.

Октябрь, ноябрь, декабрь

В ходе игр произносит стихотворные строки и показывает образцы действий.

Работа с родителями

Консультации

«Как заниматься с ребенком, не отвлекаясь от домашних дел»,

октябрь

Информация оформляется наглядно с использованием ИКТ.

Работа с родителями

Практикум

«Лепка овощей из соленого теста

октябрь

В рамках занятия родительского клуба для родителей детей раннего возраста проводится мастер-класс по различным способам изготовления соленого теста и поделок из него, объяснение роли развития мелкой моторики в психическом становлении детей раннего возраста

Работа с родителями

Конкурс-выставка

«Осенние фантазии»

1 -2 неделя октября

Среди родителей и воспитанников групп объявляется конкурс на совместную поделку, композицию из осеннего природного материала. Победители и участники награждаются дипломами и грамотами от администрации ДОУ.

Художественное творчество

«Умные ладошки»

«Перчатки» (гуашь)

1 неделя ноября

Педагог предлагает нарисовать для кукол разноцветные перчатки, раскрасив ладошки в разноцветные краски. В ходе работы педагог оказывает необходимую помощь в раскрашивании рук, поощряет смешивание цветов.

Художественное творчество

«Умные ладошки»

«Петя, петя, петушок» (гуашь)

2 неделя ноября

Педагог обращает внимание на спящую куклу, говорит о том, что скоро наступит утро и Ване нужно будет вставать и предлагает нарисовать голосистого петушка. Педагог показывает способы действий и помогает в изображении.

Художественное творчество

«Умные ладошки»

«Рыбкам весело плескаться» (гуашь)

3 неделя ноября

После встречи с рыбкой заводной игрушкой-забавой) педагог предлагает заселить море ее подругами, показывая образцы и действий и оказывая помощь в изображении

Художественное творчество

«Умные ладошки»

«Осьминожки»

4 неделя ноября

После просмотра встречи с Осьминогом (мягкой игрушкой) мультфильма «Осьминожки» предлагает заселить в море собственных осьминогов, которые будут друзьями наших рыбок, показывает способы изображения.

Конструирование

«Разноцветные кубики»

«Разноцветные башни»

1 неделя ноября

Педагог приносит в группу корзину с кубиками и вместе с детьми строит из кубиков ращноцветные башни: из красных кубиков - красные башни, из синих - синие и т.д. Затем постройки обыгрываются.

Конструирование

««Веселые фигурки» (напольный геометрический конструктор)»

«Птичий двор»

2 неделя ноября

После чтения потешки «Наши уточки с утра» педагог предлагает построить дом для домашних птиц.

Конструирование

Конструктор «Строитель»

«Кораблик»

3 неделя октября

В гости к детям приходят веселые зверята (мелкие игрушки от киндер-сюрпризлв» и просят изготовить им кораблик. Педагог показывает образец действий. Затем постройка обыгрывается: кораблик плывет по морю.

Конструирование

«Природные дары»

«Аквариум»

4 неделя октября

Педагог показывает коробка-аквариум, предлагает заселить его морскими обитателями: рыбками из шишек: скатать головку, при помощи педагога соединить и сделать плавники.

Театральная деятельность

Сказка на столе» (театр из мелких игрушек из киндер-сюрпризов)

«Рукавичка»

1 неделя ноября

Дети находят рукавичку, педагог предлагает разыграть сказку: читает текст сказки, а дети обыгрывают движения персонажей

Театральная деятельность

«Сказка на ладошке» (пальчиковый театр)

«Курочка Ряба»

2 неделя ноября

Педагог раздает группе детей персонажей сказки и помогает надеть на пальчики. В ходе рассказывания сказки педагог предлагает детям показывать движения: бить яйцо из папье-маше, кудахтать за курочку и т.д.

Театральная деятельность

«Волшебные варежки» (варежковый театр)

«Айболит» К. Чуковского

3 неделя ноября

Аналогично происходит инсценировка сказки

Театральная деятельность

«Волшебные коробочки»(театр из спичечных коробков)

В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

4 неделя ноября

Аналогично происходит инсценировка сказки

Игры с природным материалом

«Песок и вода»

«День рождения у куклы Кати»

1 неделя ноября

Обыгрывание чаепития: чай из песка в кружках, пряники из формочки.

Игры с природным материалом

«Дары огорода»: фасоль

«Фасоль для супа»

2 неделя ноября

Кукла Катя просит помочь приготовить суп для гостей: нужно отобрать фасоль из остальных круп и сложить в кастрюлю.

Игры с природным материалом

«Дары леса и поля»: шишки, сухие листья, веточки

«Шишки в корзине»

3 неделя ноября

Педагог предлагает отобрать шишки для мишки в корзину. Из прочего природного материала педагог предлагает отобрать шишки для медвежонка

Игры с природным материалом

«Бумажное волшебство»

«Дождь и снег»

4 неделя ноября

Педагог обращает внимание детей на погоду, предлагает сделать из порванных кусочков бумаги снег, дождь, подбрасывать кусочки вверх и наслаждаться полетом снежинок, ходить указательным и средним пальцем через снег.

Игры с бросовым материалом

«Полезная корзинка»: пробки, пластиковые бутылочки, шнурки, пуговицы и т.д.

Дидактические игры с бросовым материалом: игра с фантиком от конфет, шнурками, пуговицами, выложить по образцу узор

октябрь

В ходе игр с бросовым материалом и развивающими полотнами «Дерево», «Снеговик», в основе которых лежит изделии из бросового материала педагог осуществляет индивидуальную работу.

Настольные дидактические игры

Настольно-печатные игры, шнуровки, вкладыши фабричного производства, мозаики, пазлы.

«Кораблик» (шнуровки), игры и задания с сенсорным кубом, вкладыши

ноябрь

В ходе игр, педагог осуществляя индивидуальную и групповую работу показывает образцы действия с игровым материалом, оказывает помощь.

Работа с родителями

Консультации

«Игры в кругу семьи: развиваем мелкую моторику дома».

Ноябрь

Информация оформляется наглядно с использованием ИКТ.

Художественное творчество

Пластилинография

«Снежок»

1 неделя декабря

В гости к детям приходит Зимушка-зима и приносит подарки: снежки из ваты, фантики для снежинок и просит помочь укрыть снегом все дома и деревья. Педагог показывает способ действия: готовые пластилиновые шарики-снежинки диаметром 1-2 см расположить на рисунке-основе и надавить, прижимая к основе.

Художественное творчество

Пластилинография

«Конфетки»

2 неделя декабря

Кукла Катя ждет гостей. Педагог показывает шаблоны пустых тарелок и предлагает положить на них конфетки. Аналогично снежкам лепятся конфетки.

Конструирование

«Природные дары»: бумажные крошки

«Крошки для птичек»

1 неделя декабря

В гости к детям прилетают зимующие птицы и просят наполнить кормушку. Педагог оказывает помощь в изготовлении и приклеивании бумажных крошек.

Конструирование

«Разноцветные кубики»

«Стульчики для гостей»

2 неделя декабря

Кукла Катя ждет гостей: напекла пирогов, заварила чай, а стульев для гостей не хватает. Педагог предлагает изготовить стулья для гостей из трех кубиков. Затем постройка обыгрывается.

Театральная деятельность

«Сказка на столе» (театр из мелких игрушек из киндер-сюрпризов)

«Три медведя»

1 неделя декабря

Педагог оказывает помощь в разыгрывании сказки с использованием мелких игрушек и мелкой глиняной посуды разной величины.

Театральная деятельность

«Сказка на ладошке» (пальчиковый театр)

«Волк и семеро козлят»

2 неделя декабря

Аналогично разыгрывание сказки с помощью персонажей пальчикового театра

Игры с природным материалом

«Дары леса и поля»: зерна пшеницы, овса

«Корм для птичек»

1 неделя декабря

Пересыпать зерна из большой чашки в маленькие отделы кормушек для птичек

Игры с природным материалом

«Бумажное волшебство»

«Колобки»

2 неделя декабря

Педагог предлагает детям поиграть в колобка: смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Слепить семейство колобков: маму, папу, малышей. Колобков катать русской по столу или по полу.

Игры с бросовым материалом

«Полезная корзинка»: пробки, пластиковые бутылочки, шнурки, пуговицы и т.д.

Дидактические игры с бросовым материалом: игра с фантиком от конфет, шнурками, пуговицами, выложить по образцу узор

октябрь

В ходе игр с бросовым материалом и развивающими полотнами «Дерево», «Снеговик», в основе которых лежит изделии из бросового материала педагог осуществляет индивидуальную работу.

Настольные дидактические игры

Настольно-печатные игры, шнуровки, вкладыши фабричного производства, мозаики, пазлы.

«Снеговик», «Снегурочка», «Дед Мороз» (шнуровки), игры и задания с сенсорным кубом, вкладыши

декабрь

В ходе игр, педагог осуществляя индивидуальную и групповую работу показывает образцы действия с игровым материалом, оказывает помощь.

Работа с родителями

Консультации

«Новый Год - семейный праздник»: как привлечь детей к предпраздничным хлопотам

декабрь

Информация оформляется наглядно с использованием ИКТ.

Работа с родителями

Конкурс

«Зимние фантазии»

декабрь

Среди родителей и воспитанников групп объявляется конкурс на совместную поделку, композицию зимней тематики. Победители и участники награждаются дипломами и грамотами от администрации ДОУ.


© 2010-2022