Проект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа

детский сад № 8 «ТЕРЕМОК»

с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития









ПРОЕКТ




« ВРЕМЕНА ГОДА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ»












Принят на педсовете

протокол № ________

От «____» ________ 20 г

п. Дубинино
2010-2011 уч. год

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Модель организации деятельности ДОУ по проекту.

  2. Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.

  3. Цели проекта.

  4. Задачи проекта.

  5. Участники проекта.

  6. Предполагаемый конечный результат.

  7. Этапы реализации проекта.

  8. Предполагаемая методика реализации проекта.

  9. Продолжительность и место реализации проекта.

  10. Формы и средства работы.

  11. Объем знаний, приобретаемых детьми в процессе реализации проекта.

  12. Перспективный план работы с детьми.

  13. Перспективный план работы с родителями.

  14. Диагностика реализации проекта.

  15. Смета проекта.

  16. Перечень используемой литературы.


1. Модель работы ДОУ

По проекту «Времена года в рисунках детей», направленному на развитие творчества, специальных способностей, позволяющих им самим реализоваться в различных формах и видах творческой деятельности.



Проект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детей

Проект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детейПроект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детейПроект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детейПроект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детейПроект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детей



Проект по познавательному развитию и художественному творчеству Времена года в рисунках детей





2. Пояснительная записка



«В период детства мышления

мыслительные процессы должны

быть как можно теснее

связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира...» В.А.Сухомлинский.


Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается представление о мире, как о целостной картине, формируются первоначальные основы мировоззрения ребенка.

Незаменимым средством в становлении цельной, гармонически развитой и творчески активной личности ребенка является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись.

С помощью живописи учат понимать гармонию природы, взаимосвязь явлений в окружающем мире. Изобразительное творчество формирует первоначальную основу представления о целостной картине мира.

Поэтому тема приобщения детей к изображению времен года в рисунках становиться актуальной. При реализации проекта дети учатся передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времен года, приобретают навыки изображения деревьев разных пород с передачей их характерных признаков в строении, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы. У воспитанников развивается умение решать композиционные задачи. Они приобретают навыки технических приемов работы с различными материалами. Развивается эстетическое восприятие, творческая активность.

Для своей работы, сочетающей ознакомление детей с окружающим миром и развитие творчества, мы выбрали продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация. Именно в этих видах деятельности, по мнению ученых, наиболее ярко проявляется творческий потенциал ребенка, кроме того, занятия изобразительной деятельностью на наш взгляд, являются наиболее любимыми в детском возрасте, вместе с тем, они позволяют взрослому в легкой, ненавязчивой форме закреплять и уточнять, полученные ранее, знания детей.

Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Времена года в рисунках детей» будет способствовать:

  • Развитию интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству;

  • Развитию воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей;

  • Применению знаний, полученных при ознакомлении детей с окружающей действительностью, изобразительным искусством, в самостоятельной творческой деятельности;

  • Пониманию родителями ценности детского рисования, как основы базовой культуры личности;

  • Повышению педагогической культуры родителей.

3. Цель проекта

Научить детей изображению деревьев разных пород в любое время года, используя различную технику рисования.

4. Задачи проекта

  • Расширять представления детей о деревьях, которые им предстоит изображать.

  • Способствовать расширению и уточнению представлений о создании пейзажей в разное время года.

  • Побуждать детей вносить дополнения в рисунки, расширять их содержание на основе имеющихся представлений, умений и навыков.

  • Способствовать овладению различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше - по законам перспективы).

  • Побуждать использовать разные способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.

  • Создать условия для овладения навыками рисования деревьев, изображения картин о природе.

  • Способствовать развитию творческих способностей у детей. Поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

  • Формировать у детей знания о явлениях природы, их общих характерных признаках, различиях.

5. Участники проекта

  1. Педагоги группы «Красная шапочка».

  2. Дети подготовительной к школе группы «Красная шапочка».

  1. Родители детей группы «Красная шапочка».

6.предполагаемый конечный результат

  1. Повышение интереса к художественной литературе, умения выразительно читать стихотворения, различать произведения по жанрам;

  2. Развитие воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей;


  1. Применение знаний, полученных при ознакомлении детей с художественной литературой, в самостоятельной творческой деятельности;

  2. Формирование творческого мышления и художественного видения окружающей действительности, развитие эстетического вкуса;

  3. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Этапы реализации проекта

1этап

Октябрь

2010г.



2этап

Ноябрь 2010г. -

Март2011


3этап

март 2011г.

Подготовительный этап

1.Определение целей и задач проекта:

- участников проекта;

- выбор методов диагностики

формализованных (тесты, опросники, анкеты) и не формализованных (наблюдения, беседы)

2.Подготовка этапов реализации проекта:

- сроки этапов

- определение содержания каждого этапа

3.Подбор дидактического материала по теме проекта

4.Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью

Этап реализации


  1. Осуществление планирования, подбор и раз-работка конспектов занятий, развлечений и дру-гих мероприятий;

  2. Продолжать знакомство с окружающим миром, учить изображать различные породы деревьев в продуктивных видах деятельности;

  3. Осуществление планирования, подбор и раз-работка мероприятий, проводимых с родителями детей;

  4. Осуществление запланированных мероприятий

Заключительный (аналитический)

1. Сбор информации:

- о качестве реализации проекта педагогами

- об уровне усвоения детьми, предлагаемых

материалов проекта;

- самоанализ своего педагогического труда;

- выявление причин, пробелов и отставаний,

тормозящих в реализации воспитательно- образовательных задач проекта

2. Определение эффективности проведенной

работы на основе логического анализа


Руководитель

проекта

Участники

проекта

(педагоги)

Руководитель

проекта

Руководитель

проекта

Руководитель

проекта


Участники

проекта

Участники

проекта

Участники

проекта

Участники

Проекта

Мониторин-

говая

группа

8. Предполагаемая методика

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«Времена года в рисунках детей»



  • Развитие фантазии, воображения, эмоционального отклика и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного творчества;



  • Соответствие сложности материала возрасту детей;



  • Вовлечение детей в совместную практическую деятельность с взрослыми - родителями и педагогами.

9. Продолжительность

Реализация проекта рассчитана на специализированные занятия «Ознакомление окружающим миром», занятия по изодеятельности; индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.

Проект рассчитан на 6 месяцев 2010-2011 учебного года. Объем в часах - согласно учебного плана ДОУ и требованиям СанПИНа, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.

Формы и средства работы

Формы:

  • Занятия по изодеятельности

  • Занятия по ознакомлению с окружающим.

  • Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время.

  • Кружковая работа.

  • Посещение выставок.

  • Экскурсии в Детскую художественную школу.

Средства:

  • Художественное слово.

  • Творчество художников-пейзажистов.

  • Динамические паузы, физминутки.

  • Пальчиковые гимнастики

  • Кроссворды, ребусы.

11.объем знаний, приобретаемых детьми в процессе реализации проекта

Названия блоков

Объём знаний

Блок I
Изобразительный

Создание пейзажей в разное время года.

Овладение различными способами изображения деревьев (на широкой полосе, на всем листе) по законам перспективы.

Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях деревьев разных пород.

Овладение различной техникой рисования.

Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы.

Блок II
Природоведческий

Разнообразие деревьев на территории детского сада.

Природные объекты города: городской и загородный парки, липовая аллея по улице Отрадной, ели на площади, березовая аллея.

Блок III
Продуктивная деятельность

Создание книги "Времена года в рисунках детей".

Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород. (Приложение 6)

Создание коллективных композиций

"Сказочный лес"

"Сонные деревья"

"Чародейка-зима околдовала лес"

"Осень по опушке краски разводила"

Оформление тематических выставок.

Блок IV
Создание развивающей среды

Оснащение уголка творчества различными художественными средствами.

Использование тематических физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики.

Демонстрационный материал:

  • ребусы, кроссворды, деревья в картинках,

  • репродукции художников, иллюстрации,

аудиозапись альбома П.И. Чайковского "Времена года", аудиозапись из серии "Наедине с природой", дидактические игры.

12. Перспективный план

реализации проекта с детьми

В рамках специальных занятий и в совместной деятельности

Сроки

№ п/п

Вид занятия, тема, литература

Совместная деятельность

Октябрь

1. «Рисование»

Тема: «Осеннее дерево в ветреную погоду»

Швайко. Изобразительная деятельность. Подг.гр.

2. «Ребенок и окружающий мир»

Тема: «Деревья, кустарники, травы»

3. «Развитие речи»

Тема: «Рассматривание репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень»

4. «Аппликация»

Тема: «Осенняя береза» (методом обрыва)

5.«Рисование»

Тема: «Осень по опушке краски разводила"

  1. Подбор книг об осени в книжный уголок;

  2. Рассматривание репродукций картин об осени;

  3. Наблюдения в природе за листьями на деревьях;

  4. Д/и «С какого дерева листок?»;

  5. Д/и «Отгадай дерево по описанию»;

  6. Беседа «Книжкина история» - о происхождении книги;

  7. Чтение знакомых рассказов В.Бианки;

8.Экскурсия в березовую рощу


ноябрь


  1. Ребенок и окружающий мир

Тема: «Времена года- осень»

  1. «Рисование»

Тема: « Осенний пейзаж» (оттиск листьев различных деревьев)

3.«Лепка»

Тема: «Ветка рябины» - барельеф Швайко - перспективное планирование

1. Д/и "Угадай, с какого дерева листочек?"

2.Д/и "С какого дерева плод?"

3. Игра - путешествие на развитие воображения «Путешествие к осени» -Алябьева, 49

4. Чтение рассказов о деревьях.

декабрь

  1. «Ознакомление окружающим»

Тема: « Зима»



  1. «Развитие речи»

Тема: «Изображение зимы в картинах русских художников»



  1. «Рисование»

Тема: «Ели большие и маленькие»



  1. «Рисование»

Тема: «Опушка зимнего леса»



  1. «Аппликация»

Тема: «Новогодняя елка» -



  1. «Лепка»

Тема: «Новогодняя елка»

  1. Д/и «Добрые и злые герои сказок»

  2. Д/и «Что перепутал художник»

  3. Игра - путешествие на развитие воображения «Путешествие по временам года» - Алябьева, 64

  4. Рассматривание репродукций картин с зимним пейзажем

  5. Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева С. Есенина и др.

  6. Д/и «Изобрази настроение» (голосом, мимикой, движениями)

  7. Оформление группы к Новому году - ручной труд - «Снежинки»; «Бусы и гирлянды»

8.Д/и «Составление пейзажей" (разрезные картинки).

январь

  1. ««Ознакомление с художественной литературой»

Тема: «Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» - Ушакова, 184

  1. «Рисование»

Тема: «Береза зимой» (рисование восковыми мелками)



  1. «Развитие речи»

Тема: «Рассматривание картины Левитана » - Аджи, 118



  1. «Рисование»

Тема: «Чародейка-зима околдовала лес»

5.«Аппликация»

Тема:"Сказочный лес"

1 Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород.

2.Экскурсия в березовую рощу

3. Игра - путешествие на развитие воображения «Путешествие по временам года» - Алябьева, 64

4. Подбор книг об осени в книжный уголок;

5.Рассматривание репродукций картин о зиме;

6.Д/и «Отгадай дерево по описанию»;

февраль

  1. «Ознакомление с окружающим»

Тема: «Зима в лесу» - Аджи, 135

  1. «Рисование »

Тема:"Сказочный лес"

1. Рассматривание альбома «Деревья»

6. Д/у на воображение «Если бы я был деревом» - Алябьева, 92

7. Составление мини рассказа «Что сниться дереву зимой»

8. Создание коллективных композиций

март

Создание выставки "Времена года в рисунках детей".



















13. Перспективный план

работы с родителями

Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта

№ п/п

Тема мероприятия,

форма проведения

Время проведения

1.





2.

Оформление папки - передвижки для родителей «Рисуйте вместе с детьми»

Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы»

Октябрь
















3.


Анкетирование родителей детей с целью выявить, что предпочитают рисовать дети?

Консультация: «Влияние изобразительного искусства на всестороннее развитие детей»

Ноябрь

4.





5.

Род. собрание «Рисуем - развиваем творчество» (презентация проекта)

Обновить материал в папке - передвижке «Нетрадиционные формы рисования деревьев»

Декабрь

6.

Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого»

Январь

7.

8.

9.

Консультация «Воспитание успешного человека»

Привлечь родителей к созданию выставки «Времена года в рисунках детей»

Итоговое собрание «Подведение итогов совместной деятельности по реализации проекта»

Март





14. Диагностика реализации проекта

Цель: выявление знаний, преставлений, умений, навыков детей, сформированных до (после) реализации проекта.

подгот. группа__№11_____ «Красная шапочка»

дата проведения диагностики октябрь 2010г.

кем проведена диагностика Новоселова О.В. воспитатель

(Ф.И.О., должность)

п/п

Ф. И. ребенка

Ознакомление с окружающим миром

изобразительная

деятельность

Ито-го

Знания и представления

Ознакомление с окружающим миром

Имеет представления:

  1. Знает отличительные особенности хвойных, лиственных деревьев.

  2. Называет деревья, растущие на территории детского сада.

  3. Отгадывает деревья по описанию

В рисовании: 4.используют разные способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.

5.овладели различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше - композиции на темы)

6.создают композиции на тему «Времена года»

7.используют полученные знания в свободной творческой деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

1

Глядинцев Вадим



2

Зиновьев Никита



3

Кучкарова Фарида



4

Карашкевич Виталя



5

Ларионова Ангелина



6

Мериакри Алина



7

Максимов Егор



8

Остапенко Настя



9

Пашкевич Данил



10

Солнцев Слава



11

Флядунг Даша



12

Федоров Паша



13

Цветков Андрей



14

Шафиев Марат



15

Черникова Юля



16

Чернец Кирилл



17



.



14. Диагностика реализации проекта

Цель: выявление знаний, преставлений, умений, навыков детей, сформированных до (после) реализации проекта.

подгот. группа__№11_____ «Красная шапочка»

дата проведения диагностики апрель 2011г.

кем проведена диагностика Новоселова О.В. воспитатель

(Ф.И.О., должность)

п/п

Ф. И. ребенка

Ознакомление с окружающим миром

изобразительная

деятельность

Ито-го

Знания и представления

Ознакомление с окружающим миром

Имеет представления:

  1. Знает отличительные особенности хвойных, лиственных деревьев.

  2. Называет деревья, растущие на территории детского сада.

  3. Отгадывает деревья по описанию

В рисовании: 4.используют разные способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.

5.овладели различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше - композиции на темы)

6.создают композиции на тему «Времена года»

7.используют полученные знания в свободной творческой деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

1

Глядинцев Вадим



2

Зиновьев Никита



3

Кучкарова Фарида



4

Карашкевич Виталя



5

Ларионова Ангелина



6

Мериакри Алина



7

Максимов Егор



8

Остапенко Настя



9

Пашкевич Данил



10

Солнцев Слава



11

Флядунг Даша



12

Федоров Паша



13

Цветков Андрей



14

Шафиев Марат



15

Черникова Юля



16

Чернец Кирилл



17





15.Смета проекта

«Времена года в рисунках детей»

Статья расходов

Средства, запрашиваемые

по проекту

Собственные средства

СТ.340



СТ.340





СТ.340





СТ.340





СТ.340

  1. Ватман - 5 шт



  1. Бумага белая писчая - 1 пачка



  1. Бумага цветная - 5 наборов



  1. Картон белый - 3 набора



  1. Картон цветной - 3 набора



  1. Клеевые карандаши - по числу детей

1.Кисточки для рисования



  1. Магнитные доски для рисования



3. Подборка дидактических игр



  1. Подборка репродукций художников







16. Перечень используемой литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

  2. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. - М., 2005.

  3. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству "Природа и художник". - М, 2001.

  4. Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. - М., 2001.

  5. Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-синтез, 2005.

  6. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 2005.

  7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.

  8. Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. - Ярославль, 2001.

  9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  10. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1999.

  11. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках















© 2010-2022