Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».



В старшей группе начинается активный процесс взросления ребёнка, следовательно, детская трудовая деятельность в условиях детского сада и семьи начинает занимать всё более значимое место в детской жизни.

Трудовое воспитание детей - это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Повседневная жизнь детского сада и семьи должна быть наполнена посильной ребёнку трудовой деятельностью со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать трудовые усилия ребёнка, его желание быть помощником, входить в реальные трудовые связи.

В свою очередь, в условиях детского сада мы продолжаем учить детей:

- Одеваться и раздеваться самостоятельно и с помощью друг друга.

- Закрепляем навыки аккуратного складывания вещей в шкафчике, соблюдать в нём порядок.

- Учим детей содержать одежду в порядке.

- Учим расстилать и заправлять постель с частичной помощью взрослого.

- Закрепляем умения детей убирать игровые уголки, сервировки стола, подготовки места для занятий.

- Закрепляем навыки ухода за комнатными растениями (аквариумными рыбками).

Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности.

Обучая ребёнка первым элементарным трудовым действиям, мы имеем возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребёнку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию.

В процессе обучения взрослому крайне важно встать в позицию учителя, помощника, а не обслуживающего. Объяснять и советовать надо в меру, чтобы осталось место для собственной инициативы детей. Нужно стараться научить проверять их самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого. И такая позиция должна сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста.

Исходя из бытовых условий, в каждой семье можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться:

* Поливать домашние растения.

*Заготавливая заранее воду.

*Кормить котёнка, мыть его миску после еды.

* Подходить к телефону.

* Накрывать на стол и переносить после обеда посуду в раковину.

* Сушить варежки после прогулки и т.д.

Все эти дела кажутся незначительными, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности.

В быту нередко возникает необходимость потрудиться (испачкал игрушку, рассыпал мусор, накрошил) - задача научить детей исправлять свою оплошность, не допуская проявления равнодушия ко всякого рода случаям нарушения порядка.

К сожалению, в семье нередко недооценивается воспитательное влияние привлечения ребёнка в помощь взрослым. Так, мама готовит обед, а на просьбу ребёнка чем-либо помочь отвечает: «Иди лучше поиграй! Ты ещё наработаешься!». Папа чистит пылесосом ковёр, но не позволяет сыну подержать шланг: «Некогда мне тут с тобой возиться!» и т.д.

У дошкольника может сложиться представление, что домашние работы - это удел взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд создаёт большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать беспорядок и по собственной инициативе включаться в его устранение.

Трудовое воспитание является необходимым, важным условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитываемые с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.














Консультация для родителей






«Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста».



© 2010-2022