Выступление на тему Изучение русского языка в национальном детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

















КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

на тему

«Изучение русского языка в национальном детском саду»











ВЫПОЛНИЛА:

Ибрагимова Фарида Рашитовна,

воспитатель первой квалификационной категории

«Ясашно-Барышевского детского сада»

Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

Августовская конференция педагогических работников, секция воспитателей ДОУ

«Танай-Турайский детский сад»

22.08.2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вводная часть__________________________________________________________________3 стр.

2.Основная часть.

2.1. Методическое пособие «Изучаем русский язык».________________________________3 стр.

2.2. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.____________________________________________4 стр.

2.3. Принципы совместной работы воспитателя и детей______________________________4 стр.

3.Заключительная часть__________________________________________________________5 стр.

4.Литература___________________________________________________________________5 стр.



































1.Вводная часть

В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных детских учреждениях. Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Татарстана и России, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (4 года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками.

Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. Весь курс обучения русскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.

2.Основная часть.

2.1. Методическое пособие «Изучаем русский язык».

Пособие «Изучаем русский язык» С.М.Гаффаровой, Г.З.Гарафиевой, Д.С.Гариповой, Г.М.Билаловой, Р.Ф.Нигматуллиной, З.Ф.Бадрутдиновой направлено на воспитание интереса к овладению русским языком, развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателю детского сада, обучающему русскому языку детей средней (4-5 лет), старшей (5-6 лет), подготовительной к школе (6-7 лет) групп.

Пособие составлено на основе действующих программ, например, по программе «Воспитания и обучения в детском саду», Москва, «Мозаика-Синтез», 2005 г., по которому мы работаем.

Материал пособия организован по возрастам и по темам. Изложение материала для каждой возрастной группы начинается с примерного распределения материала по темам и формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы над темой. Затем предлагается перечень необходимых наглядных пособий. Для всех возрастных групп разработаны подробные планы двух занятий каждой недели. Некоторые занятия включают в себя выполнение заданий на рабочих тетрадях, которые будут включены в учебно-методический комплекс по обучению детей русскому языку. Третье занятие планируется воспитателем самостоятельно, используя пройденный материал и учитывая степень его усвоения детьми своей группы. Во всех конспектах и планах фразы, написанные курсивом, - это фразы, предназначенные для активного изучения. Приложение к пособию содержит пальчиковые игры, физкультминутки подвижные игры, перечень аудио-видеоматериалов.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что фонетические особенности второго языка могут быть постигнуты и без специальных упражнений, когда речевой аппарат разовьется соответствующим образом. Нужно только, чтобы ребенок слышал русскую речь с хорошим произношением, чтобы он сам имел возможность говорить и участвовать в общении, добиваться своего методом проб и ошибок. В предлагаемых разработках занятий обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т.д.).

Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения.

2.2. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.

Предлагаемая рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта по обучению детей дошкольного возраста русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы воспитателя и ребенка 4-5 лет.

Основное назначение рабочей тетради - помощь воспитателям в организации и проведении занятий по обучению детей 4-5 лет русскому языку. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, определяемый темой занятия, а так же закрепляется умение отвечать на вопросы и составлять предложения из 2-3 слов.

Наряду с основными задачами обучения дошкольников русскому языку, в рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей 4-5 лет. Задания для детей, представленные в рабочей тетради, используются как часть занятия (3-4 минуты). Первые задания можно выполнять фломастерами, так как они не требуют сильного нажатия, а линии и рисунки получаются отчетливыми.

Задания в рабочей тетради сгруппированы по темам и расположены в соответствии с порядком занятий. Поэтому, выполняя задания, нельзя нарушать их последовательность.

Постоянно действующими героями в тетради являются мальчик, девочка, медвежонок Мишутка, зайчик, Петрушка и др., которые очень знакомы детям.

2.3. Принципы совместной работы воспитателя и детей.

Процесс обучения русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.

По окончании обучения дети должны:

-в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;

-в говорении: уметь отвечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.

Задачи воспитателя:

-сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка и поддерживать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды т разнообразия коммуникативных задач.

Процесс обучения будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.

Поэтому каждое занятие должно быть праздником для детей - праздником общения на русском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь предложенные в сборнике интересные сюжеты занятия, разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, физкультминутки, музыка, варьирование приемов и средств обучения.

3.Заключительная часть.

Русский язык, как второй язык для татарских детей, является сложным для овладения. Поэтому только большой опыт воспитателя, разнообразие его педагогических приемов делают его овладение более легким. Условием успешного проведения занятий по обучению русскому языку будет создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности. Желаю вам и вашим детям творческих успехов.

4. Литература.

1. С.М.Гаффарова, Г.З.Гарафиева, Д.С.Гарипова, Г.М.Билалова, Р.Ф.Нигматуллина, З.Ф.Бадрутдинова «Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста «Изучаем русский язык»». Казань. «Хэтер», 2011 г.

2. С.М.Гаффарова, Д.С.Гарипова, Р.Ф.Нигматуллина «Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет «Изучаем русский язык»». Казань. «Хэтер». 2011 г.

3. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва. «Мозаика-Синтез». 2005 г.



© 2010-2022