Методика ознакомления дошкольников с пейзажем

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика ознакомления дошкольников с пейзажемМетодика ознакомления дошкольников с пейзажемМетодика ознакомления дошкольников с пейзажемМетодика ознакомления дошкольников с пейзажемМетодика ознакомления дошкольников с пейзажемМетодика ознакомления дошкольников с пейзажемСабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group: Т-41

Пән/ Предмет/ Subject: Методика изобразительной деятельности

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: методика ознакомления дошкольников с пейзажем

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: лекция

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: лекция-визуализация

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: Формировать представления студентов о своеобразии восприятия пейзажа детьми дошкольного возраста и специфике методов по ознакомлению с пейзажем

дамытушылық/ развивающая/ developing: Развивать умение дискуссировать о возможностях дошкольников в восприятии изоискусства

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к урокам методики изодеятельности.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: слайдовая презентация, лекция, репродукции картин, карточки.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

  3. Проверка домашнего задания

  4. Целепологание

  5. Лекция (сопровождается показом презентации)

  6. Закрепление теоретического материала

  7. Объяснение домашнего задания

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning. Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид. Актуальность темы дня.

1 слайд.Психологический настрой: «Золотая рыбка»

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы

(прорисованы только глаза и рот).

Педагог: Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

А теперь посмотрим сбылось ли ваше 1- желание.

Проверка домашнего задания:Вам были даны 3 группы вопросов по которым вы должны были составить образец беседы при знакомстве с портретом. Дома вы составили и сдали мне на проверку. Критерии по которым я оценила ваши конспекты на доске познакомьтесь с ними и посмотрите на свои оценки.

Слайд2

  1. Краткость и логичность построение.

  2. Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?"

  3. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?"

  4. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?"

  5. Наличие обобщения.

А теперь внимание на экран.

Целеполагание: «Мир окружающий ребёнка-это , прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь , в природе, вечный источник детского творчества» Василий Александрович Сухомлинский.

А как вы думаете какой жанр живописи наиболее показывает всю красоту природы и природных явлений? Конечно это пейзаж. И сегодня мы с вами будем говорить о том как знакомить дошкольников с таким жанром живописи как пейзаж.

Слайд 5Тема: Методика ознакомления дошкольников с пейзажем.

Слайд 6Будем рассматривать следующие вопросы:

  1. Пейзаж-жанр живописи. Организация восприятия пейзажа детьми дошкольного возраста, значение в художественном воспитании детей.

  2. Особенности тематики произведений для дошкольников.

  3. Методы и приёмы ознакомления детей с пейзажем


  1. Лекция

Слайд 7 1. Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.

Работа с распечатками

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это не простая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и то же.

Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их памяти, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Это важно, т.к. через это закладываются фундамент эстетического мировосприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей.

Эстетическое восприятие дошкольников пейзажей имеет свои особенности:

- Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости удивления, огорчения , переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

- Дети легко узнают изображаемое и его классифицирует.

- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Чудесное поселяется в душе ребенка и живет как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.

Задачей педагога явится и накопление у детей опыта эстетически образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного образного мышления. Ибо в дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «свое» в изображении, произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.При знакомстве ребят с пейзажной живописью надо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам.

В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей опережает художественное восприятие картин.

Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.

Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.

Итак мы рассмотрели значение пейзажа в художественном воспитании дошкольников.

Предлагаю вам составить кластер и показать значение пейзажа в всестороннем развитии ребенка.


2. Мы с вами обсудили какое значение в развитии ребёнка имеет знакомство с пейзажем, а теперь рассмотрим какие задачи воспитания и обучения решаются в ходе ознакомления детей с пейзажем.

В программах дошкольного обучения и воспитания «Зерек бала» және «Біз мектепке барамыз» как таковых задачи по ознакомлению с пейзажем не обозначены,

они есть только в общих целях. Но основываясь на особенностях восприятия пейзажа , из методики изобр деят-ти выделяются следующие задачи.

Распечатки

Ортаңғы топ

Ересек топ

Пейзаж - өнеріне деген қызығушылықты , оны анықтап қарау ынтасын арттыру.. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовлетворение от встречи с ней. Помогать детям, осознавать свои чувства и отношение к воспринимаемому пейзажу.

. Развивать способность к сопереживанию художественного образа пейзажа. Умение соотносить его настроение со своим.

Побуждать детей к пониманию того, что художественная картина - это отражение реальной жизни природы, изображение которого художник выражает свое индивидуальное восприятие, свои чувства и переживания.

Продолжать знакомить с пейзажем, изображающим промежуточные, межсезонные состояния природы (начало, середина, конец), в различное время суток(утро,полдень, вечер, ночь),при различной погоде(ветер,дождь,туман)

Помогать детям, увидеть художественный образ, то есть единство содержания и средств выразительности.

Способствовать использованию детьми полученных знаний в собственном изобразительном творчестве.

Познакомить детей с выразительными средствами: колорит (передача настроения, состояние природы); рисунок; композиция.

Познакомить с творчеством художников - пейзажистов. Их картинами с процессом создания, со значимостью произведений искусства в жизни общества и каждого человека

Обогатить словарь детей эмоциональной, окрашенной, оценочной лексикой,.

Обогатить словарь искусствовеческими терминами, эпитетами, и метафорами, образными сравнениями которые дети могут использовать в своих суждениях

.Дать представление о пейзаже, его некоторых видах:
- природный пейзаж с ярко выраженными чертами природы;
- городской пейзаж;
- сельский пейзаж.

. Продолжать знакомить с видами пейзажа:

- архитектурный

- индустриальный

- морской

- горный

- космический

- исторический

- сказочный.

- фантастический

Слайд 9Отбирая произведения пейзажной живописи, надо соблюдать следующие требования:

  • При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине). Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенное представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций, из посещения музея и художественных галерей, выставок.

  • При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления.

  • В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.

  • По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме. Основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.

  • Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.

  • Принцип концентричности - суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Этот принцип позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.

  • Отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - учитывать индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.

  • Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

  • И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей их умения и навыки.

.

Творческое задание для студентов:

Перед вами репродукции картин с изображением пейзажа, ваша задача выбрать для ознакомления детям картины, соответствующие требованиям которые мы с вами рассмотрели и объяснить по следующему порядку : название картины, автор, вид пейзажа, в какой возрастной группе знакомим, почему выбрали эту картину.

3. Извечная проблема художественной педагогики - «как сохранить в ребенке ребенка?». Как изыскать такие педагогические методы, которые бы помогли «бережно пронести и сохранить яркий мощный огонь первичного родового творческого периода»? Как, обучая ребенка, не навредить ему, сохранить его непосредственность и самобытность?

Соблюдая все требования мы научились отбирать соответствующие картины пейзажной живописи, а теперь давайте с вами рассмотрим какие методы и приёмы можно использовать в этом виде деятельности.

Слайд 11Методика предварительной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

  1. наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;

  2. беседа о поэтических образах;

  3. рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;

Работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной картиной проходит в несколько этапов.
Первый этап - искусствоведческий рассказ педагога.
Распечатка Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины

  • сообщение фамилии художника

  • о чём написана картина

  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)

  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

  • что красивого показал своим произведение художник

  • о чём думается, что вспоминается

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Второй этап

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:

  • О чём картина?

  • Почему думаете так, расскажите?

  • Как бы вы назвали картину?

  • Почему именно так?

  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

  • Как он изобразил это в картине?

  • Какое настроение вызывает картина?

  • Отчего возникает такое настроение?

  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
^ Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?».
Например:
- Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа - образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Третий этап
Приём сравнения
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале, дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
- Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
- Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?
- Что будет особенно красивым?
- Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.

Вывод:При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведения искусства. Психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения - цвет, линия, пятно, объем, пространство и т.п. - как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию.

Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников. живопись педагог интеллектуальный дошкольник


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

Пейзаж

  1. Название, автор.

  2. Содержание. Композиция.

  3. О чём картина.

  4. Средства выразительности и их связь с идеей произведения.

  5. Особенности передачи художественного образа в пейзаже (пейзаж всегда связан с личностью художника).

  1. Ещё раз определяется о чем повествует картина.

Методика ознакомления дошкольников с пейзажем

Методика ознакомления дошкольников с пейзажем

Рефлексия

  • Чемодан, мясорубка, корзина.

  • Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

  • Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

  • Мясорубка - информацию переработаю.

  • Корзина - всё выброшу.

  • Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

  • На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»

  • На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»

  • На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?»

  1. Домашнее задание:

Собрать электронный альбом репродукций картин художников по программе детского сада (1 возрастная группа)


Әдебиет/ Литература/ Literature:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

  2. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С.23.

  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

  4. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками / И. Котова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2. - С.11.




СУРЕТШІЛЕРДІҢ СУРЕТТЕР КӨШІРМЕСІНІҢ

ТІЗІМ ҮЛГІСІ


Ә. Қастеев «Киіз үйді безендіру»

А. Ғалымбаев «Дәмді шәй», «Дастарқан»

М. Кенбаев «Текемет басу».

В. Токарев «Көктем ертегіcі»

В. Яценко «Көктем»

Б. Окороков «Шекарашылар»

П. Фомин «Мамырдың басы»

Ю. Кугач «Сенбі күні», «Отбасы»

И. Левитан «Алтын күз»

И. Хруцкий «Гүлдер мен оның жемісі»

Г. Нисский «Қар үстінде»

П. Кончаловский «Натюрморт»

В. Васнецов «Алёнушка»

В. Серов «Шабдалды қыз»

И. Панов «Алғашқы қар»


© 2010-2022