Сообщение к городскому методическому объединению

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение к городскому методическому объединению.

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад №24 «Звездочка» - Пономаренко Н.Н.

20.11.2015 г

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как отмечал В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Нетрадиционные способы рисования развивают у детей интеллект, учат нестандартно мыслить и активизируют речевую и творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

А использование нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов и развивает уверенность в своих силах;

  • Развивает пространственное мышление и мелкую моторику рук;

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для дошкольников, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Но давайте с вами уточним, что означает понятие «нетрадиционный»?
Нетрадиционный-

  • Не основывается и не придерживается традиций.

  • Отличается оригинальностью.

Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений и другие) и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя». Можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики основной деятельности - игры и возраста детей. Каждая из них - это маленькая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех. И радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В работе с детьми используются наиболее известные из нетрадицонных техник.

С детьми младшего дошкольного возраста :

  • рисование пальчиками или ладошками;

  • оттиск печатками из картофеля;

  • тычок поролоном или ватной палочкой

Детей среднего дошкольного возраста более сложные техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью.

  • печать поролоном, пробкой ;

  • восковые мелки + акварель;

  • свеча + акварель;

  • отпечатки листьев;

  • рисунки из ладошки;

  • волшебные веревочки;

  • Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

Например:

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком, с помощью открыток;

  • рисование мыльными пузырями;

  • рисование мятой (скатанной) бумагой;

  • кляксография в том числе с трубочкой;

  • монотипия предметная и пейзажная;

  • печать по трафарету;

  • пластилинография;

  • оттиски;

  • набрызг;

  • ниткография;

  • рисование на мокрой бумаге;

  • тканевые изображения;

  • коллаж

К примеру надо отметить, что Рисование пальчиками или ладошками
- это самый любимый малышами способ изображения. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки или полоски на бумагу. При рисовании ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. На каждый пальчик можно набирать краски разного цвета.

С педагогами детского сада мною проводятся беседы, консультации, семинары и практикумы по развитию творческих способностей детей и использованию нетрадиционных техник рисования.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я всегда с огромным интересом наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я искренне верю, что: «В творчестве нет правильного или неправильного пути. Есть всегда только свой собственный путь».

А совсем недавно мы открыли для себя в детском очень редкую и малоизвестную у нас в России технику рисования на воде «Эбру». Эбру - это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Эта техника интересна, доступна для детей старшего дошкольного возраста.



© 2010-2022