- Преподавателю
- Дошкольное образование
- «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»
«Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Болдырева О.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Одна из основных задач детского сада - это сохранение и укрепление здоровья дошкольников. В нашем детском саду в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями.
В декабре месяце в детском саду прошёл смотр-конкурс
«Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»,
в котором приняли участие педагоги, дети и их родители.
Главная цель смотра-конкурса - это увеличение двигательной активности детей; повышение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; предоставление возможности для творческого самовыражения в процессе физической активности.
При изготовлении нестандартного оборудования участники конкурса проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Большое внимание уделялось эстетике и привлекательности оборудования. Все пособия были яркими, интересными для малышей. Необычные формы и красочность такого оборудования способствуют более высокому эмоциональному тонусу во время занятий физической культурой, интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности, формированию потребности в движениях. Здесь можно было увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое.
«Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности».
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым!»
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка - первооснова
его полноценного развития.
В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребёнка. Дети в большинстве испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушения функций организма. Двигательная активность является естественной потребностью организма. Опираясь на мнения специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаём, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально-педагогических условий. Этому способствует и использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
· обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
· приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
· создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
· приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
· пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении;
· повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
· развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;
· развивать чувство формы и цвета;
· способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Основные принципы использования нестандартного оборудования:
- Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей в помещении и на воздухе - оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения.
- Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилось на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения, на расслабление мышц.
- В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Нестандартные пособия должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Оборудование должно быть доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении, компактным, практичным, экономичным.
Виды нестандартного оборудования:
- по соотнесению с разными видами физических упражнений;
- по месту использования;
- по типу размещения;
- по размерам;
- по возрасту детей;
- для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
Упражнения с нестандартным оборудованием совершенствуют:
- координацию движений;
- совершенствуется осанка;
- повышается устойчивость вестибулярного аппарата;
- укрепляют связочно - суставной аппарат.
Разработанные пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию. Нестандартное оборудование способствует повышению двигательной активности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям физической культуры как у мальчиков, так и у девочек.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Многообразен мир вещей, способных обрести вторую жизнь. При создании интересных пособий можно использовать самые различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для двигательной активности. Многие пособия достаточно компактны и просты в изготовлении. На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от "киндер-сюрпризов", пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Особое внимание необходимо уделять их прочности и безопасности, гибкости и способности легко трансформироваться, эстетичности оформления.
«Поролоновые мячи» (дети называют их "снежными комками") помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
· ходьба змейкой между мячами;
· бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
· толкание мяча головой перед собой ("бульдозер");
· перешагивание через мячи;
· перебрасывание мяча друг другу из разных положений.
«Следочки» можно сделать твердыми, мягкими и с "шипами". Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.
Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.
Гантели из бутылочек из под питьевого йогурта можно использовать для вьполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Массажную дорожку из дермантина и крышек от бутылок можно использовать для массажа ступней, ходьбы с целью профилактики плоскостопия. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
"Разноцветные пенечки"(ведра из -под майонеза) .Можно использовать на занятиях дли перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.
"Паутинка"(обруч с натянутой резинкой) для пролезания на физкультурных занятиях. Развивается и совершенствуется крупная и мелкая мускулатура...
Эффективно использовать физкультурное оборудование - это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности использования физкультурного оборудования - новизна, которая создаётся за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования, разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики, барьеры). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.