Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Извержение вулкана

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 24 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан





Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие

Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: Извержение вулкана

подготовительная группа




выполнил воспитатель:

Глухова Н.Р.

квалиф. категория:

высшая

стаж работы: 23 года




г. Туймазы 2016 г.

Программное содержание:

Образовательные: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Развивающие: расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитее, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: изучение различных природных явлений, изготовление конуса.

Материал и оборудование: телевизор, фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», поддоны; конусы; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка.

Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.

Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», ознакомление с мнемотаблицей опыта «Извержение вулкана», самостоятельная работа детей (опыт «Извержение вулкана»), сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся и улыбнемся им, чтобы предать свое радостное настроение.

Воспитатель: Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто это такие - исследователи?

Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.

Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей?

Дети: Да!»

  1. Основная часть

Воспитатель: Чтобы попасть в клуб исследователей, необходимо разгадать загадки. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда внимательно меня слушайте:

Журчит в холодном роднике,

Зимой, застыв, алмазом блещет,

Дрожит дождинкой на листке,

Висит туманами в овраге,

От жажды бережёт всегда,

С собой приносит сырость, влагу

Всем людям нужная ... (Вода).


Воет ветер, гонит пыль,
Гнёт к земле траву, ковыль.
Хлещет ливень, гром гремит,
Небо с нами говорит.
Мчится, словно хулиган,
Этот страшный...(Ураган )

В воде не тонет, а плывёт,

А от огня он слёзы льёт.

Лучом на солнышке сверкнёт,

Как стёклышко прозрачный (лёд)

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? …(Капель)

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

Его не трудно увидать,

Лишь стоит голову поднять

И посмотреть во все глаза.

Там солнышко или гроза,

Там птица точкою видна,

Там ночью плавает луна.

По цвету может быть любое,

Но красивее - голубое. (Небо)

Воспитатель: Молодцы! Но это ещё не все. Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, нужно угадать все первые буквы тех слов, которые вы угадали. Какая первая буква в слове «вода»?

Дети: «В»

Воспитатель: В слове «ураган»?

Дети: «У»

Воспитатель: В слове «Лёд»?

Дети: «Л»

Воспитатель: В слове «Капель»?

Дети: «К»

Воспитатель: В слове «Атмосфера»?

Дети: «А»

Воспитатель: В слове «Небо»?

Дети: «Н»

Воспитатель: А теперь прочитайте, какое слово получилось?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: Правильно. Вы хотите узнать, что такое вулкан и как происходит извержение?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня в клубе исследователей мы будем вместе с вами изучать это природное явление. А начнем, мы, пожалуй, с легенды о вулкане, которую расскажет нам Дарина.

Рассказ легенды:

«Жил на свете бог по имени вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан. (иллюстрации вулкана)

Вулкан имеет форму конуса. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана.

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток - лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть один интересный фильм и закрепить свои знания о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Смотрите внимательно!

Просмотр учебного фильма «Вулканы и гейзеры»

Воспитатель: Что такое вулкан?

Дети: Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Воспитатель: Какой формы бывают вулканы?

Дети: Конический вулкан и щитовой вулкан.

Воспитатель: Какие типы вулканов вы запомнили?

Дети: Действующий, спящий, потухший.

Воспитатель: Правильно, действующий - это вулкан. Извергающий в настоящее время; спящий - не извергался, но сохранил свою форму; потухший - сильно разрушенный вулкан.

Воспитатель: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть город и спастись. Таких ученых называют вулканологи.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как «ожил» один из вулканов в Мексике.

Просмотр видео «Извержение вулкана»

(во время него воспитатель читает стихотворение):

Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

Дети: Да!

Воспитатель: Я приготовила для вас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя мнемотаблицу опыта «Извержение вулкана»).

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим:

- Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)

- Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустой стаканчик.

Все это ставим на тарелочки.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

- Насыпаем 3ложки соды. Добавляем красной краски. 5 ложек моющей жидкости, 5 ложек воды. А теперь внимание!

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются чупа-чупсы).




© 2010-2022