- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Мастер класс по работе с песком
Мастер класс по работе с песком
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кротова А.Г. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Другой» песок
Ни для кого уже не новость, что обычный песок можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми и психотерапевтической работе со взрослыми. «Психологическая песочница» давно вошла в десятку самых используемых методик психологической практики.
Из цветного песка получаются невероятно красивые картины. А работа на подсвеченных столах похожа на сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Создается удивительная атмосфера нереальности происходящего, погружения в сказку. Неуспешных в таком процессе не бывает.
У детей рисование песком помимо этого развивает мелкую моторику и координацию движений, расширяет кругозор и общую осведомленность, способствует развитию воображения и творческих способностей.
Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 1,5-2 лет.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны не только для маленьких детей, но и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.
Работа с песком для малыша - это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества.
Так что же вам понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
Для занятия в детском саду с песком вам потребуются:
-
Водонепроницаемый деревянный ящик либо цветные однотонные подносы.
-
Песок. Песок может быть крупным и мелким.
-
Тихая, спокойная музыка для релаксации.
-
«Коллекция» миниатюрных фигурок.
Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. Наборы для игр могут состоять из:
деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков;
фигурок различных животных;
машинок: сухопутных, водных, космических и других;
растений: цветов, овощей, фруктов;
естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;
домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;
пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и прочее).
Все игры с песком можно использовать как часть развивающего занятия или как арт-терапевтическое полное занятие.
Занятия в детском саду с песком можно разделить на:
ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте),
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире),
ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру занятия в детском саду, исходя из собственных знаний)
Примерная структура занятия
I. Вводная часть:
Особое приветствие.
Правила работы с песком.
II. Основная часть:
Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие восприятия, внимания, памяти.
III. Заключительная часть:
Подведение итогов
Упражнение на релаксацию.
Рефлексия.
Ритуал прощания.
-
Введение в игровую среду.
Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
(А.Густышкин).
Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания…
-
Правила
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
-
Основная часть
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
Рассказ детям о сказке (путешествии).
Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:
- Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
-
Подведение итогов
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ».
Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада. А в конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:
«Путешествие песочного человечка»
«Песочные замки»
«Мы песочком рисовали….»