Мастер класс по работе с песком

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Другой» песок

Ни для кого уже не новость, что обычный песок можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми и психотерапевтической работе со взрослыми. «Психологическая песочница» давно вошла в десятку самых используемых методик психологической практики.

Из цветного песка получаются невероятно красивые картины. А работа на подсвеченных столах похожа на сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Создается удивительная атмосфера нереальности происходящего, погружения в сказку. Неуспешных в таком процессе не бывает.

У детей рисование песком помимо этого развивает мелкую моторику и координацию движений, расширяет кругозор и общую осведомленность, способствует развитию воображения и творческих способностей.

Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 1,5-2 лет.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.

Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны не только для маленьких детей, но и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.

Работа с песком для малыша - это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества.


Так что же вам понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

Для занятия в детском саду с песком вам потребуются:

  • Водонепроницаемый деревянный ящик либо цветные однотонные подносы.

  • Песок. Песок может быть крупным и мелким.

  • Тихая, спокойная музыка для релаксации.

  • «Коллекция» миниатюрных фигурок.

Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. Наборы для игр могут состоять из:

деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков;

фигурок различных животных;

машинок: сухопутных, водных, космических и других;

растений: цветов, овощей, фруктов;

естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;

домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;

пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и прочее).

Все игры с песком можно использовать как часть развивающего занятия или как арт-терапевтическое полное занятие.


Занятия в детском саду с песком можно разделить на:

ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте),

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире),

ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру занятия в детском саду, исходя из собственных знаний)

Примерная структура занятия

I. Вводная часть:

Особое приветствие.

Правила работы с песком.

II. Основная часть:

Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие восприятия, внимания, памяти.

III. Заключительная часть:

Подведение итогов

Упражнение на релаксацию.

Рефлексия.

Ритуал прощания.


  1. Введение в игровую среду.

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.

Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно
Делать все внимательно!

(А.Густышкин).

Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания…


  1. Правила

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?



  1. Основная часть

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

Рассказ детям о сказке (путешествии).

Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).

Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).

Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

- Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.


  1. Подведение итогов

Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ».

Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада. А в конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:

«Путешествие песочного человечка»

«Песочные замки»

«Мы песочком рисовали….»


© 2010-2022