- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Музыкально - художественный салон «Поёт зима…»
Музыкально - художественный салон «Поёт зима…»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Веремей И.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы
несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает моральную красоту,
рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В.А.Сухомлинский
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творческом «произведении» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом ребёнок раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Исходя из этого, я - как педагог изобразительной деятельности считаю, что искусство, как классическое, так и народное, должно входить в жизнь ребёнка с раннего возраста. Именно поэтому часто приглашаю детей и родителей посещать выставки, встречи с художниками, которые организуются и проходят в детском саду. Вот какой художественно - музыкальный салон прошел в нашем МБДОУ.
Музыкально - художественный салон
« Поёт зима…»
Познавательная задача:
1.Продолжать формировать у детей представления о средствах выразительности живописи, музыки, поэзии.
2.Развивать художественное восприятие пейзажных картин, музыкальных и поэтических произведений.
3.Познакомить детей с романсом, как видом песенного творчества.
Речевая задача:
1.Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, развивать умение оценивать, рассуждать, соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
Творческая задача:
1.Развивать умение передавать задуманный образ в творческой работе ярко и выразительно с помощью цвета и разно-фактурных материалов.
Связь с другими образовательными областями:
1. Чтение художественных произведений: сказка С.Я. Маршака «12месяцев», стихи русских поэтов о зимней природе.
2. Дидактические игры: «Художественный салон», «Прогулка», «Звуки природы».
3. Игровые упражнения: «Скажи красиво», «Передай образ», «Кто исполнит наиболее выразительно?»
4. Экскурсия в зимний парк.
5. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона.
6. Слушание классической музыки: П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года».
Методика проведения:
В музыкальном зале стена оформлена работами детей, родителей и сотрудников детского сада на зимнюю тему.
Звучит фонограмма произведения Г. Свиридова «Метель». На фоне музыки дети входят в зал, усаживаются на стульчики.
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем художественно - музыкальном салоне « Поёт зима…».
Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
И раздвинутся вдруг стены
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
- Хорошо в зимний вечер посидеть у камина, когда за окном бушует непогода, свистит и воет ветер.
Ребенок: (рассказывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»):
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Вдруг соломой зашуршит,
То как путник запоздалый
К нам в окошко постучит.
Музыкальный руководитель:
- Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к зимней теме. Какие музыкальные произведения вы уже слышали?
(Вивальди «Времена года», П.И. Чайковский «Времена года»).
- Какое сходство и какое различие вы заметили между этими произведениями? (Композиция, характер, ритм).
- Сегодня я познакомлю вас с еще одним композитором, который обращался в своем творчестве к теме зимы. Это Георгий Свиридов и его произведение «Метель».
(Детям предлагается прослушать все три части произведения, после каждой части проводится беседа о характере музыки).
- Чем различаются прослушанные фрагменты произведения?
- Расскажите о второй части, какая она?
- Что вы представляли, когда слушали музыку? Ветер за окном все сильнее раскачивает деревья, хлопая ставнями и завывая время от времени. Снежная, мягкая поземка метет по безграничным, снежным просторам.
- В какой части произведения метель слышна сильнее всего?
- Что изменилось в третьей, заключительной части произведения?
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Мы прослушали, как по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульно - метельную, то тоскливо - унылую. Не только композиторы чувствуют красоту зимы, рассказывают о ней. Вот какую песню зимы услышал художник И. Грабарь.
(Рассматривание картины «Февральская лазурь»)
- О чем хотел рассказать художник?
(Действительно, на удивительную красоту берез, кружево ветвей на фоне февральского пронзительно-лазурного и ярко-голубого неба).
- Что вы почувствовали, рассматривая картину?
- Что в этой картине главное?
- Какую мелодию зимы услышал художник?
( Да, это яркая, звонкая и прощальная песня уходящей зимы. Поэтому картина называется « Февральская лазурь» и написал ее И. Грабарь).
- Мы с вами увидели и услышали, как художник и композиторы почувствовали и передали разные напевы зимы. А как красиво, рассказали о зиме поэты!
( Дети и родители читают стихи русских поэтов о зиме)
Музыкальный руководитель:
- Поэты пишут стихи, а композиторы на эти стихи сочиняют музыку.
(Знакомит детей с понятием «романс», исполняет романс
«Гай да тройка, снег пушистый» на музыку М. Штейнберга)
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Не только композиторы, художники, и поэты услышали напевы зимы. Их услышали дети, родители и сотрудники нашего детского сада. Вот эти зимние напевы!
(Дети рассматривают выставку)
- Покажите пейзажные картины. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Какого цвета снег? Всегда ли он белый?
- Послушайте музыку и скажите, о какой картине она рассказала нам?
- Сегодня мы с вами очень много говорили о зиме, и я вижу, что она вам нравится, а чем? (Ответы детей).
Игра «Снежный ком».
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Я знаю, что напевы зимы могут быть сказочными, а где на нашей выставке спряталась сказка?
- Какие еще сказки, действие которых происходит в зимнее время, вы знаете?
- А вот и сама сказка в гости идет.
(Звучит музыка, девочки танцуют «Танец снежинок ». Под звуки метели заходит девочка в зимней одежде и корзинкой в руках).
Девочка: - Ой, как холодно, где же можно в такой мороз найти подснежники? Просила я мачеху не отправлять меня в лес, но не послушала она меня.
- Да вон огонек виднеется, пойду к нему!
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Дети, вы наверно узнали эту сказку? Как она называется?
(«12 месяцев» С. Я. Маршака).
- Здравствуй, девочка! Как же тебе помочь? Ведь, действительно, зимой нет цветов в лесу. (Ответы детей).
-Давайте сделаем необычный зимний цветок из пластилина и перышек.
Художественно - творческая деятельность детей
под музыку Вивальди «Времена года».
(По мере выполнения работы дети дарят свои цветы девочке).
Девочка: - Большое вам спасибо! Выручили вы меня. До свидания!
Воспитатель изобразительной деятельности:
- Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как рассказали нам поэты, художники, композиторы, дети, родители и сотрудники нашего детского сада о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. И как приятно в зимний день посидеть у самовара, выпить чай. Давайте пройдем в группу на чаепитие!
Достоинством данного мероприятия стало не только расширение и углубление знаний дошкольников в области эстетического воспитания, но и обогащение их духовной жизни, воспитание любви к Родине.