Родительское собрание на тему: «Кризис семи лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему: «Кризис семи лет.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»



Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 7-ми лет и учитывать их в общении;

- сформировать представление о кризисе семи лет;

- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Вступительный этап

- Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Евгения Валерьевна, я педагог-психолог детского сада.

- Сегодня мы с вами будем говорить о важнейших особенностях развития шести - семилетнего ребенка. Полученные знания помогут Вам лучше понять и почувствовать своего малыша.

Основная часть

Ритуал приветствия

Упражнение «Комплименты»

- Для начала я предлагаю одно упражнение. Называется «Комплименты».

- Прошу всех встать в круг. Вам необходимо будет передавать мяч по цепочке своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное. Например, «Вы сегодня выглядите очень обворожительно».

- Спасибо. Присаживайтесь на свои места.

Кризис семи лет

Кризисы - это движущая сила развития. Существуют кризисы новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).

Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному развиваются.

В большинстве случаев он начинается в 6.

Все возрастные кризисы закономерные и необходимые этапы развития детей.

Упражнение «Качества моего ребенка»

Инвентарь: карточки для заполнения (таблица)

- Я для Вас приготовила карточки-таблицы «Качества моего ребенка». И прошу Вас заполнить их. Вам необходимо заполнить положительные и отрицательные характеристики ребенка, по 5 качеств.

Качества моего ребенка


Положительные качества

Отрицательные качества

                  Примеры положительных качеств: доброта, эмпатия.

                  Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, хитрость, конфликтность, негативизм, повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот излишняя застенчивость, повышенная тревожность, ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, чрезмерно вежлив, старается угодить воспитателям и родителям, низкая самооценка.

                  - Сейчас давайте, по кругу перечислим основные качества детей на настоящий момент времени.

                  А сейчас посмотрите внимательно на ваш список отрицательных качеств это, «классический» портрет детей в период кризиса семи лет и это закономерное развитие ребенка.

                  Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей детей и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

                  Кроме того кризис появляется когда:

                  - меняется у детей рост, происходит смена зубов;

                  - меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли, рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня, появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.

                  Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.


                  Возможные неблагоприятные последствия после закрепления кризиса 7 лет:

                  - нежелание учиться;

                  - нежелание посещать школу;

                  - низкая успеваемость;

                  - проблемы в общении со сверстниками;

                  - закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;

                  - невроз.

                  - Вы, наверное, сейчас подумали, какие же наши действия на данный кризис?

                  1. Будьте внимательны к ребенку, уважайте.

                  - Проявляйте любовь, тепло, ласку. Чаще говорите, что вы его любите и скучаете без него.

                  - Но не «привязывайте» его к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

                  2. Поощряйте самостоятельность и активность.

                  - Разрешайте ребенку стирать и шить вещи, конструировать, ремонтировать, убираться, покупать что-либо в присутствии вас, если ему это интересно, нравится.

                  - Отвечайте на вопросы ребенка, ведь 6-7 лет это возраст «почемучек». Детям интересно все, его любознательность не знает границ. Они задают вопросы о политике, происхождении планет, жизни на Земле, жизнь в других странах и другие.

                  - И не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы отвечали на них.

                  3. Учите ребенка управлять своими эмоциями.

                  - На примере своего поведения, покажите пример «взрослого поведения». Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

                  - Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать свое мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом не вспоминать о произошедшем.

                  - Можно создать «день послушания» и провести его без единого замечания.

                  4. Присутствие заниженной самооценки свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.

                  Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении - отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов быть лентяем, чем неуспешным в учебе.

                  5. Соблюдайте культуру диалога, ведь дети подражают нам, а в поведении мы можем увидеть отражение своих привычек и способов общения.

                  6. Необходимы доброжелательные и открытые отношения в семье.

                  7. Поощряйте общение со сверстниками.

                  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры-задания, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение сказок, стихов, беседы). Делайте подделки, оценивайте результаты, хвалите ребенка. Во время занятий делайте паузы, направленные на смену деятельности. Например, физкультминутка, музыкальный перерыв.

                  9. Следите за состоянием здоровья (больной ослабленный ребенок хуже воспринимает информацию, не идет на контакт с окружающими).

                  10. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться. Расскажите свои интересные истории из жизни школы.

                  Если вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных рекомендаций, вы сможете преодолеть негативные проявления кризиса 7 лет и с честью выйти из этого сложного периода как для ребенка, так и для вас.

                  В психологии есть термин «школьная зрелость», то есть дети должны «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ними.

                  Упражнение «Школа - это…»

                  - Задание: передавая мяч по кругу скажите, что вы ассоциируете со словом школа.

                  Игра «Экзамен для родителей»

                  - Задача: у кого окажется мяч, тот из присутствующих будет отвечать на вопрос:

                  1. Какие занятия проводятся в детском саду?

                  2. Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?

                  3. Длительность занятия в подготовительной к школе группе в детском саду? (20-25 минут)

                  4. Длительность урока в школе? (40-45 минут).

                  5. Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? (2 воспитателя, муз.руководитель, физ. инструктор, педагог-психолог, художник. Минимум 6).

                  6. Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

                  - И так, у Вас хорошо развита осведомленность о школьной жизни и Вас мотивационная готовность к школьному обучению сформирована.

                  - А сейчас подумайте готов ли ваш ребенок к школе?


                  Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

                  1. Умственная интеллектуальная готовность.

                  - К 6 годам дети должны иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе (памятка для родителей «Беседы на общую осведомленность»)

                  Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

                  - Они должны уметь обобщать, классифицировать, выделять главное.

                  - У них должны быть развиты слуховая и зрительная память.

                  - Должна быть развита речь. А именно: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический стой речи, словарный запас, связная речь.

                  - Должна быть развита мелкая моторика.

                  Упражнение с зеркалом

                  С помощью данного упражнения вы сможете понять, как же тяжело нашим детям научиться писать правильно.

                  Но для этого мне нужны два добровольца на роль детей.

                  - Задание: Задача состоит в том, чтобы написать слово «портфель», смотря только на зеркальное отражение.

                  - Конец: Скажите, в чем заключалась трудность написания слова? (ответы родителей).

                  - Спасибо, также трудно и детям ориентироваться на листе бумаги, они не знают как, например, нарисовать тот или иной узор.


                  1. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

                  - Чтобы успешно заниматься в школе, дети должны быть готовыми к роли учеников, которые имеют свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания.

                  - Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение.

                  - Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.



                  Уровень школьной зрелости проверяем мы педагоги-психологи в детских садах и в школах (с сентября-октября). С помощью диагностики выявляются у детей слабые стороны психических процессов над которыми мы с педагогами будем работать в течении года, и надеюсь, что Вы нам поможете.

                  При предварительной диагностике детей (сентябрь-октябрь) нами были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что большинство детей имеют высокий уровень готовности к школе, которая включает в себя интеллектуальную готовность и мотивационную готовность к школьному обучению.

                  При промежуточной диагностической работе (январь), диагностика проводилась с детьми, которые имели заниженные результаты по некоторым показателям, либо у детей, которые не проходили предварительную диагностику.

                  В конце года пройдет заключительный этап диагностики, и будут даны также результаты и рекомендации.

                  На сегодняшний день очень много литературы для подготовке детей к школе. Я могу порекомендовать вам следующую литературу:

                  - Узорова, Нефедова «350 упражнений по подготовке детей к школе».

                  - серия развивающих книг И. Светловой. («Укрепляем память». «Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет». И др.) (есть в магазине «Читай-ка» на ул. Пирятинской, напротив магазина «Саяны»)

                  - Е.И.Рахманова. 45 занятий для подготовки руки к письму (Графические диктанты, пальчиковая гимнастика, чистоговорки и загадки). (есть в интернете)

                  - различные прописи, которые продаются во многих книжных магазинах.

                  Подведение итогов

                  Рефлексия

                  - Можно с уверенностью сказать, что дети пойдут в первый класс с достаточно сформированной личностной готовностью, с высокой мотивацией к обучению и, конечно же, высоким уровнем познавательной сферы.

                  - Несмотря на это, уважаемые родители! Желаю Вам запастись терпением. Вспомнить себя, когда Вы первый раз должны были пойти в школу, и прочувствуйте на себе все то, что чувствует сейчас Ваш ребенок.

                  - Помогите ему сделать свой первый шаг в новую жизнь, не оставляйте один на один со своими чувствами и проблемами.

                  - Самые главнее слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

                  Упражнение «Пожелания»

                  Предлагаю всем встать в круг и, передавая друг другу этот мяч сказать пожелания. Вы говорите «Я желаю Вам … (… солнечного настроения Вашей семье)».



                  © 2010-2022