Доклад из опыта работы на тему: Развитие познавательной продуктивной деятельности у детей младшего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Развитие познавательной продуктивной деятельности у детей младшего возраста».

Важность и своевременность вопроса развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить.

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности - знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности .В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В младшей группе подвела детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь - это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана - чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз).

Провела с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагала после дождя потрогать воду в луже - холодная, через определённое время стала теплее, вывод: под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т.к. солнце её нагревает, можно купаться.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

В группе проводили с детьми опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время - разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда:

-Рассматривание сосулек на цветной бумаге.

-Потрогай сосульку.

-Постучи сосулькой.

Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практике моей работы с дошкольниками.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В группе есть предметы для экспериментирования.

камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья ,

гуашь, акварельные краски ,зеркало, воздушные шары, масло, соль, сахар,

кусочки ткани, пластмассы, скрепки, гвоздики, разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.

Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Заметила, что целенаправленная работа по развитию познавательного. интересов меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", в вопросу "Как это происходит? " не к 5-6 годам, а даже раньше.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Такие игры ,как :

«На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.

«Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.

«Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета.) Пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить еще и такие:

  1. Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.

  2. Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.

  3. Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.

  4. Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.

  5. Конкурсы, викторины и прочие развлечения - прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук - майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов - к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:

- родительские собрания,

- индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

В результате совместной работы воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

В итоге:

-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал.

-Выполняет инструкции педагога;

-Использует схемы для проведения самостоятельных опытов.

-Отражает опыт и впечатления в художественно - творческой деятельности.

-Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе.

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Литература:

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л.М. Павловой. - М.; Просвещение, 1986.-176с.

2.«Детский сад. Управление» / Под редакцией Г.Погодиной - М: август 2005, №24.-135с.

3.Крылова Н.М. Детский сад - дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Пермь. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь. 2005.-448с.

4.«Познаю, играю, отдыхаю. Игровые комплексы для развития познавательной активности и обучения навыкам»

Издательство: Белый ветер, 2010 год.

5.«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В.

6.«Чудесные ладошки. Развиваем художественно-творческие способности», Денисова, М.Ю.

Подготовила воспитатель: Манаенкова С.А.

© 2010-2022