Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП Площадь. Измерение площади

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДС № 193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти



Конспект

непосредственной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема «Площадь. Измерение площади»

с использованием технологии проблемного обучения

(образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»)





Подготовила:

воспитатель И.Р. Орешкина















2015г.

Цель: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади.

Задачи:

Обучающие:

  • Ввести понятие «площадь», «условная мерка».

  • Учить детей сравнивать фигуры и измерять площадь фигур с помощью условной мерки.

  • Закрепить вычислительные умения, сравнение чисел в пределах 10.

Развивающие:

  • Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, образное, логическое и вариативное мышление.

  • Развивать память, внимание, речь.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к математике, умение работать сообща, умение правильно строить отношения со сверстниками и видеть себя глазами окружающих.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

Картинки на ТВ, письмо от Мальвины, кляксы; 2 коврика разной площади; мерки, сундучок подсказок, фломастеры.

Раздаточный:

Карандаши, задание на листочках: фигуры, разделенные мерками.

Ход занятия:

Вводная часть.

- Сегодня к нам в гости заглянул деревянный озорной мальчишка, который любит совать свой длинный нос куда не следует. Я думаю, вы догадались о ком я?

Дети: Буратино.

- Правильно. А с ним пришла девочка с голубыми волосами, очень умная и послушная, любознательная и смышленая. Это?

Дети: Мальвина.

Мальвине очень захотелось в очередной раз научить грамоте Буратино. Она усадила его за парту и принялась разъяснять задание. Но, пока Мальвина старалась и объясняла, как правильно нужно писать, наш Буратино залез своим носом сначала в чернильцу с красными чернилами, а затем с синими и поставил две кляксы. Мальвина, увидев, что натворил Буратино, пожурила его, за неаккуратность. Но, так как она была очень смышленой девочкой, придумала для Буратино задание с его кляксами: «Раз, ты, Буратино, поставил эти две кляксы, ответь мне, пожалуйста, какая же из этих клякс больше, а какая меньше?»

Буратино только почесал свой затылок и ничего не смог ответить, потому что он не знал, как это сделать. Мальвина отправила Буратино домой и дала ему время на раздумье.

Основная часть:

- Смотрите, вот они эти кляксы.

- А как вы думаете, какая из клякс больше?

(дети высказывают предположения)

- Как вы догадались?

- А можете ли вы это доказать? Что нужно сделать?

Дети: Нужно наложить синюю кляксу на красную так, чтобы синяя уместилась в красной.

- Правильно, путем наложения мы можем с вами увидеть, чья клякса больше.

- Ребята, может быть, вы мне подскажите, как называется то место, которое занимает любая фигура? (ответы детей)

- Я вам подскажу, место, которое занимает любая фигура, в математике называется ПЛОЩАДЬЮ.

- Так значит, площадь какой кляксы больше?

Дети: Красная клякса по площади больше, чем синяя.

- А как мы с вами сравнивали эти кляксы по площади?

Дети: Способом наложения; надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой.

- Правильно, путем наложения мы можем сравнить площади фигур, если одна явно меньше второй.

- Я думаю, нам стоит рассказать Буратино, как мы узнали, чья клякса больше.

- Ой, ребята, кто-то нам звонит.

(воспитатель прикладывает к уху телефон, изображая разговор, выдавая реплики: «Что опять случилось?», «Хорошо, я пойду посмотрю почту», «Не расстраивайся, мы с ребятами решим вашу проблему».)

- Представляете, звонила Мальвина, она отправила нам письмо, в которое вложила 2 коврика, которые специально сделала для Буратино и Пьеро, Но эти мальчишки стали спорить и выяснять, чей коврик больше? Мальвина просит нас помочь. Пойду, принесу письмо.

(воспитатель приносит письмо и достает 2 нарисованных коврика разной формы: один квадратный, второй - прямоугольный.)

-Как же нам их сравнить?

-Можно ли сравнить путем наложения?

Дети: нет, они разные по форме.

- Что же делать?

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I

Постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:

- Мы хотим узнать, чей коврик больше, но не можем это сделать. Вот так проблема.

А как же мы решаем с вами проблемы?

Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.

Дети осознают создавшееся противоречие: - Нужно узнать какой коврик больше, но мы не знаем, как их сравнить.

Дети «осознают» цель поиска.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

Дети последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.

II

Актуализация знаний

Для того чтобы ответить на наш трудный вопрос, нам нужно разобраться.

- Оба коврика занимают место, как оно называется?

- Почему мы не можем их сравнить?

-Площадь.

-Потому что они не накладываются друг на друга, они разной формы.

III

Выдвижение гипотез, предположений

-Так что же нам делать?

1. Если дети затрудняются

-Мы можем обратиться к сундучку подсказок.

-Что же там есть?

- Как вы думаете, почему в сундучке лежит квадратик?

- Как мы можем использовать эту мерку?

-Мы с вами предположили, что меркой - квадратиком можно измерить коврики.

2. Если дети предложили измерить коврики мерками.

- Возможно, вы правы, у меня как раз есть несколько мерок. Предлагаю вам выбрать подходящую.

-Какую вы выбрали? Почему? А какой меркой вы будете измерять другой коврик

-Пришло время проверить наши предположения.

Дети высказывают свои мнения.

- Квадратик.

Дети участвуют в размышлении:

- Он может служить меркой.

- Наложить на коврик и отметить сколько раз он поместиться на коврике.

- Так как коврики наложить нельзя, можно использовать мерку.

- Мерки должны быть одинаковые, чтобы одинаково измерить коврики.

IV

Проверка решения

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 подгруппы.

Одним дает коврик Буратино, вторым - Пьеро.

С помощью мерки и фломастера отмечают квадратики.

Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.

-Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.

- Что можно сказать о наших предположениях?

- Так значит, чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.

- Вот какое открытие мы с вами сделали.

- Зря спорили Буратино и Пьеро, коврики оказались абсолютно одинаковые по площади.

Дети подгруппами осуществляют поисковую деятельность.


Дети озвучивают результаты своих поисков:

- Измерив, меркой ковер Буратино, мы насчитали 8 мерок.

- Измерив, ковер Пьеро, мы насчитали тоже 8 мерок.

- Ковры оказались одинаковые по площади. В каждом поместилось по 8 мерок.

V

Введение в систему знаний

- Но зато их спор научил нас измерять площадь фигур с помощью мерок.

-Вот я сейчас и проверю, как вы это будете делать.

Воспитатель раздает карточки с двумя фигурами, разделенными мерками, предлагает определить их площади и сравнить.

- Что мы с вами получили ? Как сравнили площади?

- Я очень рада, что вы так легко и быстро научились измерять площадь фигур с помощью мерок.

Предлагаю наше открытие разместить в нашей летописи.

Дети формулируют вывод: чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.



Дети размещают в уголке Открытий символ новых знаний

Дети присваивают новые знания.


Заключительная часть.

- Я благодарна вам ребята, за сделанное открытие. Давайте напишем письмо в Сказочную страну, вложим наше открытие, чтобы сказочные герои тоже научились правильно и не споря определять площадь фигур.




© 2010-2022