- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП Площадь. Измерение площади
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП Площадь. Измерение площади
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орешкина И.Р. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДС № 193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Тема «Площадь. Измерение площади»
с использованием технологии проблемного обучения
(образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»)
Подготовила:
воспитатель И.Р. Орешкина
2015г.
Цель: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади.
Задачи:
Обучающие:
-
Ввести понятие «площадь», «условная мерка».
-
Учить детей сравнивать фигуры и измерять площадь фигур с помощью условной мерки.
-
Закрепить вычислительные умения, сравнение чисел в пределах 10.
Развивающие:
-
Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, образное, логическое и вариативное мышление.
-
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывающие:
-
Воспитывать интерес к математике, умение работать сообща, умение правильно строить отношения со сверстниками и видеть себя глазами окружающих.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
Картинки на ТВ, письмо от Мальвины, кляксы; 2 коврика разной площади; мерки, сундучок подсказок, фломастеры.
Раздаточный:
Карандаши, задание на листочках: фигуры, разделенные мерками.
Ход занятия:
Вводная часть.
- Сегодня к нам в гости заглянул деревянный озорной мальчишка, который любит совать свой длинный нос куда не следует. Я думаю, вы догадались о ком я?
Дети: Буратино.
- Правильно. А с ним пришла девочка с голубыми волосами, очень умная и послушная, любознательная и смышленая. Это?
Дети: Мальвина.
Мальвине очень захотелось в очередной раз научить грамоте Буратино. Она усадила его за парту и принялась разъяснять задание. Но, пока Мальвина старалась и объясняла, как правильно нужно писать, наш Буратино залез своим носом сначала в чернильцу с красными чернилами, а затем с синими и поставил две кляксы. Мальвина, увидев, что натворил Буратино, пожурила его, за неаккуратность. Но, так как она была очень смышленой девочкой, придумала для Буратино задание с его кляксами: «Раз, ты, Буратино, поставил эти две кляксы, ответь мне, пожалуйста, какая же из этих клякс больше, а какая меньше?»
Буратино только почесал свой затылок и ничего не смог ответить, потому что он не знал, как это сделать. Мальвина отправила Буратино домой и дала ему время на раздумье.
Основная часть:
- Смотрите, вот они эти кляксы.
- А как вы думаете, какая из клякс больше?
(дети высказывают предположения)
- Как вы догадались?
- А можете ли вы это доказать? Что нужно сделать?
Дети: Нужно наложить синюю кляксу на красную так, чтобы синяя уместилась в красной.
- Правильно, путем наложения мы можем с вами увидеть, чья клякса больше.
- Ребята, может быть, вы мне подскажите, как называется то место, которое занимает любая фигура? (ответы детей)
- Я вам подскажу, место, которое занимает любая фигура, в математике называется ПЛОЩАДЬЮ.
- Так значит, площадь какой кляксы больше?
Дети: Красная клякса по площади больше, чем синяя.
- А как мы с вами сравнивали эти кляксы по площади?
Дети: Способом наложения; надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой.
- Правильно, путем наложения мы можем сравнить площади фигур, если одна явно меньше второй.
- Я думаю, нам стоит рассказать Буратино, как мы узнали, чья клякса больше.
- Ой, ребята, кто-то нам звонит.
(воспитатель прикладывает к уху телефон, изображая разговор, выдавая реплики: «Что опять случилось?», «Хорошо, я пойду посмотрю почту», «Не расстраивайся, мы с ребятами решим вашу проблему».)
- Представляете, звонила Мальвина, она отправила нам письмо, в которое вложила 2 коврика, которые специально сделала для Буратино и Пьеро, Но эти мальчишки стали спорить и выяснять, чей коврик больше? Мальвина просит нас помочь. Пойду, принесу письмо.
(воспитатель приносит письмо и достает 2 нарисованных коврика разной формы: один квадратный, второй - прямоугольный.)
-Как же нам их сравнить?
-Можно ли сравнить путем наложения?
Дети: нет, они разные по форме.
- Что же делать?
ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
I
Постановка проблемы
Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:
- Мы хотим узнать, чей коврик больше, но не можем это сделать. Вот так проблема.
А как же мы решаем с вами проблемы?
Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.
Дети осознают создавшееся противоречие: - Нужно узнать какой коврик больше, но мы не знаем, как их сравнить.
Дети «осознают» цель поиска.
Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.
Дети последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.
II
Актуализация знаний
Для того чтобы ответить на наш трудный вопрос, нам нужно разобраться.
- Оба коврика занимают место, как оно называется?
- Почему мы не можем их сравнить?
-Площадь.
-Потому что они не накладываются друг на друга, они разной формы.
III
Выдвижение гипотез, предположений
-Так что же нам делать?
1. Если дети затрудняются
-Мы можем обратиться к сундучку подсказок.
-Что же там есть?
- Как вы думаете, почему в сундучке лежит квадратик?
- Как мы можем использовать эту мерку?
-Мы с вами предположили, что меркой - квадратиком можно измерить коврики.
2. Если дети предложили измерить коврики мерками.
- Возможно, вы правы, у меня как раз есть несколько мерок. Предлагаю вам выбрать подходящую.
-Какую вы выбрали? Почему? А какой меркой вы будете измерять другой коврик
-Пришло время проверить наши предположения.
Дети высказывают свои мнения.
- Квадратик.
Дети участвуют в размышлении:
- Он может служить меркой.
- Наложить на коврик и отметить сколько раз он поместиться на коврике.
- Так как коврики наложить нельзя, можно использовать мерку.
- Мерки должны быть одинаковые, чтобы одинаково измерить коврики.
IV
Проверка решения
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 подгруппы.
Одним дает коврик Буратино, вторым - Пьеро.
С помощью мерки и фломастера отмечают квадратики.
Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.
-Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.
- Что можно сказать о наших предположениях?
- Так значит, чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.
- Вот какое открытие мы с вами сделали.
- Зря спорили Буратино и Пьеро, коврики оказались абсолютно одинаковые по площади.
Дети подгруппами осуществляют поисковую деятельность.
Дети озвучивают результаты своих поисков:
- Измерив, меркой ковер Буратино, мы насчитали 8 мерок.
- Измерив, ковер Пьеро, мы насчитали тоже 8 мерок.
- Ковры оказались одинаковые по площади. В каждом поместилось по 8 мерок.
V
Введение в систему знаний
- Но зато их спор научил нас измерять площадь фигур с помощью мерок.
-Вот я сейчас и проверю, как вы это будете делать.
Воспитатель раздает карточки с двумя фигурами, разделенными мерками, предлагает определить их площади и сравнить.
- Что мы с вами получили ? Как сравнили площади?
- Я очень рада, что вы так легко и быстро научились измерять площадь фигур с помощью мерок.
Предлагаю наше открытие разместить в нашей летописи.
Дети формулируют вывод: чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.
Дети размещают в уголке Открытий символ новых знаний
Дети присваивают новые знания.
Заключительная часть.
- Я благодарна вам ребята, за сделанное открытие. Давайте напишем письмо в Сказочную страну, вложим наше открытие, чтобы сказочные герои тоже научились правильно и не споря определять площадь фигур.