Проект Четырехугольник для дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин Чувашской республики





Педагогический проект по формированию элементарных математических представлений

по теме: «Волшебный четырехугольник»



Составитель: воспитатель 1 категории

Карпова С.В.





2016 г.

Г.Ядрин



Содержание

  1. Паспорт проекта

  2. Актуальность

  3. Цели и задачи проекта

  4. Участники и их роль в реализации проекта

  5. Механизм реализации проекта

  6. План реализации проекта

  7. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта.

Волшебный четырехугольник.

Тема проекта.

Формировать представление о четырехугольнике.

Автор проекта

Карпова Светлана Витальевна

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин

Проблема, на решение которой направлен проект

Повышенные трудности в усвоении материала, в связи с абстрактным характером математики.

Цель проекта

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Уточнить представления и умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

Формировать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, разновидностей четырехугольников (ромб и трапеция).

Развивать конструктивные способности, умение ориентироваться на плоскости.

Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагог.

Сроки реализации проекта

Одна неделя (середина учебного года).

Ожидаемые результаты

Расширение математических знаний, представлений о четырехугольнике.





Актуальность проекта

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В соответствии с ним дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и др.). В познавательное развитие входят занятия по формированию элементарных математических представлений.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры.

Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Этой области знаний посвятили свои труды такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина. В то же время проблема ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами остается актуальной.

Цели и задачи проекта.

Актуальность данной темы определила объект и предмет данной работы.

Объект - процесс развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - методика ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель- создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

2.Уточнить представления и умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

3.Формировать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, разновидностей четырехугольников (ромб и трапеция).

4.Развивать конструктивные способности, умение ориентироваться на плоскости.

5.Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Участники и их роль в реализации проекта.

В проекте принимают участие педагог и дети старшей группы. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте, обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка.





Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Цель: Формировать обобщённое представление о четырёхугольниках.

Познакомить с разновидностями четырехугольников (ромб, трапеция), провести мини исследование.

Организация игровых ситуаций

«Дорисуй геометрические фигуры»

«Составь узор из геометрических фигур»

«Сложи квадрат»

Поиск и обследование четырёхугольников в окружающем мире. Развивающие игры

«Сложи квадрат»

«Блоки Дьенеша»

«Рамки вкладыши»

Сформированные знания о четырехугольнике.

Формирование элементарных математических представлений

Образовательная ситуация

«Волшебные фигуры».

Цель: Формировать представление о четырехугольнике. Уточнить представления и умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина)

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать часть и целое

Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы имеющие форму знакомых геометрических фигур.

«Геометрические формы» (подбор предмета к форме).

«Волшебный мешочек»

(определение геометрических фигур на ощупь, сопоставлять форму предмета с геометрическими эталонам). Используются как плоские, так и объемные геометрические формы, предметы» Обводки и штриховка геометрических фигур

«Блоки Дьенеша»

«Игровой квадрат Воскобовича»

«Блоки Дьенеша»

«Игровой квадрат Воскобовича»

Умение делить предметы на группы по заданному признаку.

Конструктивная деятельность

«Город мастеров»

Упражнять в рисовании планов.

Учить воплощать задуманное в строительстве.

Совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер.

Развивать умение:

- на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине;

- рассуждать, доказывать свое мнение.

Игры с палочками

«Занимательные палочки» - выкладывание узоров, фигур, преобразование фигур из одной другие.

«Сложи узор»

«Сложи квадрат»

«Геометрические фигуры» и т.д.

«Танграм»

Умение применять свои знания на опыте, в строительстве из конструкторов.

Развитие речи

Придумывание совместного рассказа

«Путешествие четырехугольника»

Цель: Развитие связной речи детей, формирование творческого воображения

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Рисование по придуманной сказке

«Путешествие четырех угольника»

Цель: Совершенствовать умения отражать в рисунке впечатления от произведения

Воспитывать самостоятельность, активность

Развивать воображение, творчество, фантазию

Д/И «Какая фигура пропущена»

Цель: Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закреплять геометрические фигуры.

Д/И» Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, умение оформлять в речи свои выводы, тренировать память и внимание.

«Блоки Дьенеша» Создание книжки малышки

«Путешествие геометрических фигур»

Использование в речи знаний о геометрических фигурах.

Аппликация

«Юные дизайнеры»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, понятие симметрии, совершенствовать умения пользоваться ножницами, развивать творчество, воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Создание коллективной работы Коллаж «Четырехугольник»

Придумывание и отгадывание загадок про геометрические фигуры, ребусы. «Лото - геометрические фигуры»

Домино

Использование знаний о геометрических фигурах в ИЗО деятельности.





© 2010-2022