- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Дидактические игры по обучению детей татарскому языку (Старшая группа)
Дидактические игры по обучению детей татарскому языку (Старшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габдрахманова Р.М. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Сандугачым» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Дидактические игры по обучению детей татарскому языку
(старшая группа)
Воспитатели:
Габдрахманова Резеда Мунавировна
2015 год
Дидактические игры могут быть широко использованы в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.
Значение дидактических игр в словарной работе:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:
а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным разделам программы.
Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия
( посуда, мебель, одежда, продукты, овощи, фрукты, игрушки).
Для осуществления работы по формированию и активизации словаря, используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробка», « Одень куклу» и др.
Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Собери картинку» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями посуды, объединяют по признаку картинки. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, обогащать речь ребенка Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о цифрах, н-р, в игре «Банкомат».
Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
"Уенчыклар кибете"
Максат: Уенчыклар кибетенә бару белән бәйле белем һәм күнекмәләрен ныгыту. Кайбер уенчык исемнәрен кулланып, диалог төзергә өйрәтү.
Материал: планшет тегелгән кесәләр белән,уенчыклар рәсемнәре
"Җиһазлар кибете»
Максат: "өстәл" , " урындык", " карават" сүзләрен актив сөйләмгә кертү, аларны кулланып диалог төзү күнекмәләрен үстерү.
Материал: планшет тегелгән кесәләр белән, җиһазлар рәсеме
"Яшелчәләр кибете»
Максат: яшелчәләр турында белемнәрен камилләштерү. "Кызыл", "сары", " яшел", " зәңгәр" сыйфатларын кабатлау һәм ныгыту.
Материал: планшет тегелгән кесәләр белән, яшелчәләр рәсеме
"Яшелчә салаты"
Максат: яшелчә исемнәрен актив сөйләмгә кертү. Яшелчәгә тасвирлама
бирү күнекмәләрен ныгыту, яшелчә яки җиләк-җимеш салатына кирәкле әйберләрне мөстәкыйль сайлап аларга өйрәтү
Материал: ябык капкачлы пластмасса савыт, яшелчә рәсемнәре
"Рәсемне җый"(савыт-саба)
Максат: өлеш- кисәкләрдән рәсем җыю күнекмәләрен үстерү." Чынаяк", "тәлинкә", " кашык" сүзләрен кулланып, гади җөмлә төзергә өйрәтү.
"Курчакны киендер"
Максат: курчакны дөрес, тәртибе белән киендерергә күнектерү. " Күлмәк", "чалбар", "футболка", "сарафан" сүзләрен актив сөйләмгә кертү.
" Тылсымлы капчык"
Максат: әйберне капшап карау юлы белән танырга өйрәтү. Үткән сүзләрне кулланып, әйбергә тасвирлама бирү күнекмәләрен ныгыту.
" Тылсымлы тартма"
Максат: кайбер җиһазларның исемнәрен истә калдырырга, аларны
сөйләмдә кулланырга өйрәтү.
"Банкомат"
Максат: 10га кадәр дөрес санау күнекмәләрен ныгыту.
Материал: цифрлар язылган карточкалар, банкомат рәсеме ясалган картон
Уен барышы: акча белән бәйле сюжетлы-рольле уеннар вакытында ("Кибет", "Театр", "Аптека" һ.б.) балалар карточка ярдәмендә акча алалар