Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь.

«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь, нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребёнка слухоречевых дифференцировок».

М.Е. Хватцев

Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребёнком этих двух фонем. В этом случае ребёнку трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова.

Содержание работы по преодолению фонематических нарушений предполагает:

  1. последовательную дифференциацию смешиваемых звуков, сначала в изолированном произношении с использованием картинок, зеркала и звуков;

  2. затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Чтобы облегчить задачу для правильного произношения смешиваемых звуков, я предлагаю подключать все имеющиеся сохранные анализаторы: зрение, слух совместно с движением руки в игре «Поймай звук».Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речьРабота над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь

Открытая ладонь показывается при произношении слогов, слов со звуком «С», кулак - при произношении слогов, слов со звуком «Ш».

Цель игры: развитие фонематического слуха; дифференциация звуков «С» - «Ш» в слогах, словах; расширение и обогащение словарного запаса детей.

Правила игры: взрослый договаривается с ребенком, каким звуком обозначить открытую ладонь (например, звуком «С»), каким - кулак (соответственно, звуком «»Ш»). Повторяя за логопедом звук, слог или слово с заданным заранее звуком, ребёнок сжимает или разжимает руку. На 1 этапе перед зеркалом «ловим» звуки С или Ш (из звуков: М, С, Ш, Р, Л, З, Щ, Ж, С и т.д.), показывая при этом соответствующий знак (ладонь или кулак).

На 2 этапе «ловим» звуки в слогах, затем в словах и т.д. За одно занятие даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.

Работа продолжается и при произношении предложений, тогда ребёнок «действует» без Вашей подсказки.

Исходя из опыта работы, к моменту автоматизации звуков в тексте ребёнок с заданием справляется самостоятельно.



© 2010-2022