- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь
Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фиалова Т.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь.
«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь, нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребёнка слухоречевых дифференцировок».
М.Е. Хватцев
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребёнком этих двух фонем. В этом случае ребёнку трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова.
Содержание работы по преодолению фонематических нарушений предполагает:
-
последовательную дифференциацию смешиваемых звуков, сначала в изолированном произношении с использованием картинок, зеркала и звуков;
-
затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Чтобы облегчить задачу для правильного произношения смешиваемых звуков, я предлагаю подключать все имеющиеся сохранные анализаторы: зрение, слух совместно с движением руки в игре «Поймай звук».
Открытая ладонь показывается при произношении слогов, слов со звуком «С», кулак - при произношении слогов, слов со звуком «Ш».
Цель игры: развитие фонематического слуха; дифференциация звуков «С» - «Ш» в слогах, словах; расширение и обогащение словарного запаса детей.
Правила игры: взрослый договаривается с ребенком, каким звуком обозначить открытую ладонь (например, звуком «С»), каким - кулак (соответственно, звуком «»Ш»). Повторяя за логопедом звук, слог или слово с заданным заранее звуком, ребёнок сжимает или разжимает руку. На 1 этапе перед зеркалом «ловим» звуки С или Ш (из звуков: М, С, Ш, Р, Л, З, Щ, Ж, С и т.д.), показывая при этом соответствующий знак (ладонь или кулак).
На 2 этапе «ловим» звуки в слогах, затем в словах и т.д. За одно занятие даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.
Работа продолжается и при произношении предложений, тогда ребёнок «действует» без Вашей подсказки.
Исходя из опыта работы, к моменту автоматизации звуков в тексте ребёнок с заданием справляется самостоятельно.