- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Представление опыта по теме Развитие интеллектуальной одарённости детей среднего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Представление опыта по теме Развитие интеллектуальной одарённости детей среднего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коваленко А.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Развитие интеллектуальной одарённости детей среднего дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по развитию детской одарённости. Я в своей группе веду работу по развитию интеллектуальной одарённости детей срелнего дошкольного возраста посредством логико - математических игр. Интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
Исходя из этого я сформулировала цель своей работы: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей посредством логико-математических игр.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр я поставила перед собой задачи наряду с развитием интеллектуальной одарённости детей ,математических представлений ещё и
-
Создать условия для формирования мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
-
Способствовать развитию образного и вариативного мышления, фантазии, воображении, творческих способностей.
-
Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов.
-
Создать условия для формирования у детей мыслительных операций (синтез, анализ, аналогии).
развитие творческих способностей детей ,направленных на умственное развитие в целом.
Логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать различные задачи в разных видах деятельности, а так же способность к экспериментальной, творческой и познавательной активности.
Для решения поставленных задач мной была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры : "Пентамино", "Домино", "Необычные фигуры"; игры с прищепками, разнообразные конструкторы, мозаика разного размера; индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления) ;
• разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей среднего дошкольного возраста;
• составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка работы с родителями по данной теме ( папки - передвижки на тему : "Математика и в шутку и всерьез», "Логико - математические игры - как средство познания мира математики"; родительское собрание "Логико - математические игры - как средство познания мира математики"; консультации и беседы с родителями на тему: «Логико - математические игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»,«Какие логико - математические игры вы используете дома»).
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Беседы: о связи математики с разными видами деятельности: математика и изобразительная деятельность, математика и конструирование и т.д. Упражнения: "Найди лишнюю фигуру", "Найди фигуру похожую на яблоко". Проблемные вопросы и ситуации: "Что можно сделать из 3х палочек?", "Необходимо в группе сделать перестановку: можно ли поместить стол между шкафами? Он тяжелый, и переносить его просто так, не зная, не могу. Что же делать? Поместится он или нет?" Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…"Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая".
С помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в образовательный процесс, развивается логико-математическое мышление дошкольников, что подтверждает положительная динамика уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. Математическая среда в нашей группе включает в себя:
.- печатки, трафареты, шаблоны;
- природный и бросовый материал(пуговицы, ленты, шнурки, нитки и т.д.);
- настольно - печатные игры;
- наборы разрезных картинок из 2 - 4, 6 - 8 частей;
- разнообразные пластмассовые конструкторы;
- крупные мозаики;
- игры - вкладыши, головоломки;
- наборы геометрических фигур, палочки;
- игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.
В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико - математические игры: «Сделай сам», «Кубики для всех», «Дроби», «Игровой квадрат», «Пентамино», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач.
Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, ставятся задачи личностного характера:
• научить работать коллективно;
• придерживаться определенных правил;
• уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
• воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Логико-математические игры организуются и направляются мною. Дети редко играют в них по собственному желанию. Я создаю такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Таким образом, целенаправленная работа способствует развитию познавательной активности детей.