- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проспект мастер-класса Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками
Проспект мастер-класса Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Смирнова Е.В. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Калинка» г.Волжск РМЭ
ПРОСПЕКТ
мастер - класса
«Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками»
Ведущий: Смирнова Елена Владимировна,
воспитатель коррекционной группы ДОУ №4, 1квалификационной категории
г. Волжск
2015 г.
Мастер-класс предназначен для педагогов республиканского конкурса «Воспитатель года 2015»
Цель мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций у дошкольников.
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Ожидаемый результат:
-
Повышение профессиональной компетенции педагогов по применению технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками.
«Что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве…
Завтра он способен выполнять самостоятельно».
Советский психолог Л.С. Выготский
Актуальный вопрос сегодняшнего дня - внедрение ФГОС ДО, целевые ориентиры, которого направлены на развитие у дошкольников:
-
любознательности;
-
установление причинно-следственных связей;
-
открытие нового через проявление стремления к получению знаний;
-
установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится «в зоне его ближайшего развития».
На проблемном занятии дошкольники осуществляют полный творческий цикл:
- постановку проблемы - на этапе введения знаний,
- поиск решения - на этапе практической деятельности
- и реализация продукта - на этапе воспроизведения знаний.
«Спросил, открыл, создал»
Задания для педагогов.
Сформулировать и зафиксировать цели, которые хотели бы реализовать в течение мастер-класса:
-
Расширить свои знания о технологии проблемного обучения.
-
Узнать приёмы создания проблемной ситуации.
-
Научиться применять на практике приёмы создания проблемных ситуаций.
Ответьте на вопросы:
- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?
- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?
-
Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,
-
Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
-
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.
-
Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
-
Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению.
-
Отгадайте загадку:
Она какая, красная?
Нет, черная.
А почему белая?
Потому что зеленая.
Виды проблемных ситуаций
Название проблемы
Образ проблемы
Определение проблемы
Проблемы, похожие на мозаику
Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть
Проблемы, похожие на пирамидку
Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке
Проблемы, похожие на снежинку
Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший вариант
Проблемы, похожие на кристалл
Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному видят и понимают слова, поступки, картинки. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию
Про себя прочитайте слово (на слайде) и нарисуйте этот предмет:
Определите, к какому виду проблем относятся эти ситуации и соедините стрелками:
Образ проблемы
Определение проблемы
Какую обувь выбрать в дождливую погоду, чтобы не промочить ноги?
Волшебный мешочек (угадай на ощупь)
Как сделать так, чтобы День рождения стал лучшим?
Есть ли жидкость во фруктах?
Решите на досуге:
Проблемная задача: кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой, как лисе напиться из кувшина? (ответ на вопрос можно найти, опираясь на знания рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа через опыт.
Подумайте: 28х + 30х + 31х = 365
Ответ: 365 - это количество дней в году, 28 - количество дней в феврале, 30 - количество дней имеют 4 месяца в году, 31 - количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365.
Как разделить треугольник тремя линиями на 6 маленьких треугольников?
Зрительные ассоциации:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Калинка» г.Волжск РМЭ
Адрес:
РМЭ, 425000 г. Волжск, ул. Комарова, 20
Тел. (83631) 4-82-75
E-mail: [email protected]
Сайт: dou4.org.ru
Заведующий
Батова Валентина Александровна
E-mail: [email protected]
Сайт: nsportal.ru/smirnova72
Воспитатель
Смирнова Елена Владимировна
2015 г.