Инновационный проект по теме Здоровьсберегающая социализация детей с аллергопатологией в условиях ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 68 города Благовещенска»








Проект


Здоровьесберегающая социализация

детей с аллергопатологией в

условиях

дошкольного образовательного

учреждения.























г.Благовещенск, 2015

1. Проблемный анализ. Актуальность

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и потому здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета деятельности общества. В ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены задачи по охране здоровья обучающихся, в новых федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особая роль отводится охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

Однако современный этап развития российского образования характеризуется противоречивыми процессами и явлениями. Недостаточно раскрытая проблема оздоровления детей с аллергопатологией в условиях дошкольного воспитания и образования определяет практическую актуальность в создании условий образовательного процесса дошкольного учреждения для реабилитации (восстановления здоровья) детей с аллергопатологией. Всё это влечёт за собой появление адекватных подходов и решений в области обновления образовательного процесса и здоровьесбережения детей с аллергопатологией в дошкольном образовательном учреждении. Именно это определяет выстраивание содержательного аспекта взаимодействия различных структур (медицинской, психологической, педагогической, социальной) для организации воздействия на личность ребёнка педагогическими средствами и своевременной квалифицированной помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном российском обществе наблюдается тенденция прогрессирующего снижения доли здоровых детей и увеличение доли хронических больных. Обоснованную тревогу вызывает отрицательная динамика показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Среди заболеваний, которыми страдают дети дошкольного возраста, не последнее место занимают аллергические заболевания. По данным ВОЗ не менее 35% населения земного шара страдает аллергическими заболеваниями.

Аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека по различным показателям (распространенности, тяжести, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение и др.).

Ситуация в нашем ДОУ не является исключением. По данным медицинского мониторинга в ДОУ зарегистрировано 14 детей с аллергопатологией (1.9% от общего количества воспитанников) (аллергический дерматит - 12 детей, астма - 2 ребенка, диабет - 2 ребенка). В этой связи актуальной является здоровьесберегающая социализация при данных нарушениях здоровья. Ведь дети с подобными проблемами хуже адаптируются к жизни в современном обществе, испытывают физический и психологический дискомфорт, чаще подвержены сопутствующим заболеваниям и нуждаются в специально организованных гипоаллергенных (безопасных) условиях, в новых адекватных формах обучения и воспитания, то есть в средствах коррекционного педагогического взаимодействия и в систематическом оздоровлении, т.е. реабилитации, которые взаимообусловлены и осуществляются вместе.

В этот период дошкольное образовательное учреждение играет важную роль как агенты социализации, они обладают значительными резервными возможностями оздоровления детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и с аллергопатологией.

Данные факторы легли в основу социально-педагогического проекта «Здоровьесберегающая социализация детей с аллергопатологией в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Основной идеей инновационной деятельности заключается в разработке модели ДОУ аллергологического профиля, для чего необходимо определить потребность и разработать возможные профилактические мероприятия в отношении аллергических заболеваний для детей, посещающих ДОУ.

Гипотеза исследования:

- проведение профилактических мероприятий для детей, страдающих аллергическими заболеваниями, улучшит качество жизни ребенка;

- внедрение программы сделает возможным посещение ДОУ детьми, страдающими некоторыми формами аллергических заболеваний, что будет способствовать их социальной адаптации и улучшит подготовку к школе.

2. Цель инновационной деятельности: научно - теоретическая разработка, методическое обеспечение и внедрение в практику программы по профилактике аллергических заболеваний у детей, посещающих ДОУ, направленной на улучшение качества жизни и оздоровление дошкольников, страдающих аллергическими заболеваниями.

Задачи:

- Определить реальную распространенность аллергических заболеваний среди детей, посещающих ДОУ;

- Определить потребность в профилактических мероприятиях;

- Провести образовательную работу с персоналом и родителями;

- Адаптировать программу по профилактике аллергических

заболеваний в условиях ДОУ;

- Снизить частоту и продолжительность пропусков посещений ДОУ по

причине обострения аллергических заболеваний.

Предмет исследования: состояние здоровья детей и возможность организации профилактических условий в отношении аллергических заболеваний.

Объект исследования: воспитанники, посещающие ДОУ.

3. Концепция проекта:

Реализация проекта позволит оказать коррекционную помощь детям с аллергопатологией педагогическими средствами, которая обеспечит ребёнку знания, умения и безопасные навыки взаимодействия с окружающей средой, сформирует потребность в здоровьесбережении.

Новизна проекта состоит:

1. В разработке структуры содержания образовательного процесса для детей с аллергопатологией, направленного на доступность познания и усвоения окружающего мира через взаимодействие медико-социальных и психолого-педагогических компетенций, которое рассматривается как сложное интегральное образование по формированию знаний и безопасных навыков социально гармонично развитой личности.

2. В выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке совокупности педагогических средств, обеспечивающих успешное протекание процесса коррекционного педагогического взаимодействия на основе гипоаллергенного подхода, последовательную реализацию в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности упражнений и методов, предупреждающих ситуацию «риска» через этапы взаимодействия.

Основными принципами реализации данного проекта являются:

1. Принцип научности - использование научно - обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно- оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

4. Содержание проекта.

Данный проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями и включает следующие направления:

- Создание условий для комфортного пребывания и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями.

- Повышение компетентности педагогов по организации воспитания и социализации воспитанников с аллергическими заболеваниями.

- Работа с семейным социумом. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по повышению уровня компетентности по вопросам оздоровления детей.

Инструментарий:

1.Диагностическая работа

- медицинский мониторинг диагностики уровня здоровья

- отслеживание динамики состояния здоровья воспитанников

- социологические исследования

Информационно- аналитическая работа

- Сбор, хранение, логическая обработка информации о состоянии здоровья воспитанников

- Организация и выполнение исследовательских работ, связанных со сбором и обработкой информации о здоровом образе жизни

- Создание Паспорта здоровья воспитанников

Профилактическая работа

- Организация диетического питания

- Проведение мероприятий, содействующих сохранению здоровья

- Организация оздоровительной работы

- Разработка и внедрение педагогических и информационных технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье воспитанников

Коррекционная работа

- Обеспечение комфортности среды

- Работа групп ЛФК

- Внедрение образовательных, здоровьесберегающей программ

Информационно- просветительская работа

- Освещение в средствах массовой информации об инновационной деятельности

- Пропаганда ЗОЖ

- Выпуск методических пособий направленных на здоровьесбережение детей

Работа с семейным социумом

- Индивидуальная работа с семьями воспитанников

- Родительские лектории, с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья

5. Этапы реализации проекта:

1 этап - организационный (август -декабрь 2015 г.)

Цель: исследование проблемы состояния педагогических средств образовательного процесса для реабилитации детей с аллергопатологией на базе ДОУ. Изучение и анализ медицинской, психолого-педагогической литературы; изучение специфики коррекционного педагогического взаимодействия в условиях окружающей среды, анализ собственного опыта в данном направлении, выявление особенности организации условий для детей с аллергопатологией, особенности адаптации детей к внешним факторам метеоусловиям, питанию, быту, растениям, животным, экологии)

Задачи


Мероприятия


Сроки


Ожидаемый результат

Ответствен

ный

Ознакомление с научно-методичес

кой литературой

Внесение корректив в программу «Здоровье»

Август-сентябрь

2015 г.

Разработка подраздела «Осуществление работы с детьми, имеющими аллергические заболевания»

участники проекта

Разработка нормативно- правовой базы

Издать приказ, разработать Положение о работе ТГ по реализации проекта.

Разработка 10-дневного меню для детей с аллергическими заболеваниями

Октябрь 2015г.

Механизм эффективного управления проектом.

заведующий Н.А. Клинкова

диетсестра

Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по реализации проекта

Создание и планирование работы творческой группы.

Октябрь 2015г.

Механизм эффективного управления проектом.

заведующий Н.А.Клинкова

Создать информационный блок: на сайте ДОУ, на стенде по реализации инновационной деятельности

Заседание проектной группы.

В течение реализа-

ции

проекта

Информированность коллектива и родителей (законных представителей) о ходе реализации

проекта.

заместитель заведующего по ВМР С.В.Коновалова

Изучение нормативно-правовой документации и научно-методической

литературы

В течение реализа

ции

проекта

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов

Участники проекта

создание системы мониторинга оценки качества и эффективности реализации проекта и обеспечение его функционирования.

сентябрь-декабрь 2015

Моделирование образа здоровьесберегающего пространства

Организовать проблемный семинар «Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп, закаливание»

декабрь 2015

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

заместитель заведующего по ВМР С.В.

Коновалова

Анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)

ноябрь-декабрь, 2015г.

заместитель заведующего по ВМР С.В.

Коновалова

Формирование банка методических рекомендаций

В течение реализации

проекта

Наличие банка методических пособий, рекомендаций для использования в работе.

заместитель заведующего по ВМР С.В.

Коновалова

Установление содержательных связей с учреждениями

социума.

Определить и проработать дополнительные возможности взаимодействия с объектами здравоохранения

Ноябрь-май, 2015- 2016уч.г.

Положения и договоры о взаимодейст

вии. Систематическое пополнение сайта.

заведующий Н.А.

Клинкова

заместитель заведующего по ВМР С.В.

Коновалова

2 этап - внедренческий (январь-сентябрь 2016 г.)

Цель: осуществление поиска специальных подходов к исследованию проблемы коррекционного педагогического взаимодействия с детьми, страдающими аллергопатологией, разработка процесса комплексного воздействия и взаимодействия на основе медико-социальных и психолого-педагогических компетенций, определение содержания, выявление педагогических средств, форм, методов и приёмов по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с аллергопатологией, определение критерий и уровней сформированности знаний и навыков безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей среды, разработка модели коррекционного педагогического взаимодействия, проведены констатирующий и формирующий этапы исследования

Апробирование и внедрение

Заседание ТГ по реализации проекта.

Постоянно

План

деятельности.

Руководитель ТГ

Экспериментально - медико-педагогическая деятельность по моделированию и построению системы работы с детьми с аллергопатологией

январь-сентябрь 2016 г

Отработка и коррекция планов и содержания деятельности

заместитель заведующего по ВМР С.В.Коновалова, педагоги, специалисты

Создание и размещение информации на сайте

январь-сентябрь 2016 г

Налаживание взаимодейст

вия с родителями через интернет.

педагоги, специалисты

Организовать индивидуальное консультирование педагогов, родителей по проблемным вопросам

Постоянно

Предупрежде

ние и коррекция.

педагоги, специалисты

Анкетирование «Готовность педагога к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ»

Апрель, 2016г.

Сравнительная картина эффективности

проекта

заместитель заведующего по ВМР С.В.Коновалова

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями.

Организация собраний, консультаций, открытых показов занятий для родителей.

В течение реализации

проекта

Включение родителей в образовательный процесс.

Педагоги, специалисты

Организация выпуска буклетов для родителей и педагогов

Постоянно (раз в месяц)

Информированность коллектива и родителей .

участники творческой группы

3 этап - результативный (октябрь- декабрь 2016 г.)

Цель: осуществление проверки и обработки результатов проведённой работы коррекционного педагогического взаимодействия с детьми, страдающими аллрегопатологией, анализ и обобщение результатов исследования.


Анализ результатов реализации корректировка содержания, подведение итогов

Заседание ТГ по реализации проекта

октябрь 2016г.

План деятельности.

Руководитель ТГ

Организовать индивидуальное консультирование педагогов

Постоянно, в течение года

Предупреждение и коррекция.

заместитель заведующего по ВМР С.В.

Коновалова

.

Организовать заседание ТГ с целью анализа 3 этапа работы

Декабрь, 2016г.

Подведение итогов

Руководитель ТГ

Подведение итогов мониторинга состояния здоровья создание системы мониторинга оценки качества и эффективности реализации проекта и обеспечение его функционирования.

медицинские работники

6. Предполагаемый результат:

В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками, страдающих аллергическими заболеваниями.

Повысится эффективность проводимых мероприятий в отношении аллергических заболеваний за счёт их адекватной адресации.

Повышение компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме.

Социальный эффект:

Сопровождение семей, имеющих детей с аллергической патологией в период дошкольного детства.

7 . Критерии оценки результатов


Состояние психофизического здоровья детей

- Числовые показатели распределения детей по группам здоровья.

- Среднее количество дней, пропущенных по болезни одним воспитанником за год.

- Уровень физической подготовленности дошкольников.

- Уровень освоения основной образовательной программы ДОУ.

Отношение педагогов и родителей к здоровьесберегающей деятельности:

- Уровень компетентности педагогов в вопросах качественного моделирования здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме.

- Доля авторских инновационных здоровьесберегающих разработок в образовательном пространстве ДОУ.

- Степень информационной грамотности родителей по соблюдению преемственности в использовании принципов здоровьесбережения детей в семье.

Развитие кадрового ресурса ДО

- Доля сотрудников пищеблока, прошедших курсы повышения квалификации

Совершенствование материально-технической базы ДОУ

- Усовершенствование требований к организации питания детей с алергопотологией.



8. Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

- разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность прогимназии (приказов, положений, правил);

Научно-методические:

- создание творческой группы по реализации проекта;

- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности

реализации проекта;

- проведение методических консультаций по ходу реализации проекта;

Кадровые:

- своевременное планирование курсов для повышения квалификации, подго-

товки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта;

- привлечение специалистов извне;

Информационные:

- формирование банка данных по реализации проекта;

- мониторинговые исследования;

- информирование общественности о ходе реализации проекта;

Материально-технические:

- Проведение аудита планов производственного контроля

- Проведение и заключение договоров на поставку продуктов питания

- Мониторинг оснащенности групп и пищеблока ДОУ

Финансовые:

- смета расходов:

- благотворительная помощь.

Прогноз возможных негативных последствий:

- не укомплектованность кадрами;

- отсутствие финансирования.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

- с целью закрепления на местах педагогических кадров создать благоприятные условия для новаторства педагогов;

- продолжать работу творческой группы в существующем режиме;

- разработать систему морального и материального поощрении;

- разъяснительная работа родителям и педагогам не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы работы детского сада с семьей;

-изыскание возможности финансирования идей проекта в полном объеме,

привлечении спонсорской помощи.

Кадровое обеспечение

№ п/п

ФИО сотрудника

Должность, образование

Наименование проектов, выполненных при участии специалиста в течение последних 3 лет

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя

1

Клинкова Надежда Александровна

Заведующий, высшее

-

Руководитель проекта

2

Коновалова Светлана Владимировна

Заместитель заведующего по ВМР, высшее

-

Заместитель руководителя проекта, координирует работу участников проекта

4

Фофонова В.А.

Диетсестра, средне-специальное медицинское образование

-

Участник проекта по разработке меню и его корректировке

5

Безрукова Л.В.

Воспитатель, средне-специальное педагогическое образование

-

Участник проекта

6

Ланкина Д.Н.

Воспитатель, высшее

-

Участник проекта

7

Саяпина А.В.

Воспитатель, высшее

-

Участник проекта

8

Козюра Т.Г.

Воспитатель, средне-специальное педагогическое образование

-

Участник проекта

9

Новикова О.В.

Воспитатель, высшее

-

Участник проекта

Нормативное обеспечение проекта

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Общие положения

1

ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации»

Регулирует отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на охрану здоровья обучающихся.

2

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобрнауки России 17.10.2013 № 1155

Учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, определяет основные принципы в индивидуализации дошкольного образования, направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. В том числе их эмоционального благополучия, обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических особенностей.

3

ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Заложены обязанности организации в признании и соблюдении прав детей в сфере охраны здоровья.

4

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Определяет требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста, требования к оборудованию и их содержанию.

5

Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка воспитанников»

Регулирует осуществление образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми в детском саду в соответствии с режимом пребывания воспитанников в учреждении.

6

Локальный акт «Положение об организации питание воспитанников в МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска»

Устанавливает порядок организации питания воспитанников ДОУ, в том числе по показаниям к диетическому питанию.

7

Локальный акт «Положение

об охране жизни и здоровья воспитанников в МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска»

Регламентирует деятельность по охране жизни и здоровья детей.

8

Договор об образовании по образовательным программам

Устанавливает обязанности исполнителя в обеспечении охраны жизни и укреплении физического здоровья воспитанника, в том числе с учетом индивидуальных потребностей воспитанника, связанных с состоянием здоровья.

9

Устав МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска»

Определяет деятельность по организации питания, медицинского обслуживания воспитанников ДОУ.

10

Приказ об организации питания в МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска»

Регламентирует деятельность по организации питания воспитанников, а также персональную ответственность работников.

9. Система управления проектом

  1. Заведующий - организация работы по реализации проекта;

2) Совет по питанию - Создается приказом заведующего с целью прослеживания результатов, сроков выполнения запланированных мероприятий, определяет промежуточные результаты реализации проекта;

В рамках практической реализации проекта предусматривается:

формирование ежегодного перечня первоочередных работ по осуществлению мероприятий проекта и организация их исполнения;

рассмотрение на совете трудового коллектива дошкольного учреждения и общем родительском собрании хода выполнения проекта;

формирование координационных планов ежегодных совместных действий педагогов учреждения по выполнению мероприятий проекта,

организация их выполнения;

создание системы мониторинга оценки качества и эффективности реализации проекта и обеспечение его функционирования.

  1. творческая группа - осуществляет мониторинг реализации проекта; координирует и корректирует действия всех структурных единиц, на основе мониторинговых исследований; способствует созданию единого информационного поля о состоянии реализации проекта;

  2. родительский совет - способствует установлению доверительных контактов между родителями и педагогами; обеспечивает создание единого образовательного пространства семья - детский сад; осуществляет педагогическую пропаганду и обмен опытом семейного и общественного воспитания.

10. Дальнейшее развитие проекта:

1. Будут определены факторы, влияющие на эффективность реализации программы.

2. Ожидается улучшение здоровья детей, страдающих аллергическими заболеваниями;
3. Снижение количества пропусков посещений ДОУ вследствие обострения аллергического заболевания;

4. Улучшение социальной адаптации детей и их подготовки к школе.

5. Социальный эффект от реализации проекта: будут показаны достоинства дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с аллергопатологией. Подготовка и разработка методических рекомендаций по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.

11. Список используемой литературы:


  1. Белая Э.Б., Иванова Е.Л. Организация оздоровления детей с аллергическими заболеваниями в условиях ДОУ//М., 2009.

  2. Варфоломеева Т.В., Алпатова Н.С., Мазуренко Д.В. Организация социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждениях // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.

  3. Карасева Т.В. Семья как фактор, формирующий образ жизни ребенка раннего возраста // Дети: здоровье, экология, будущее. Материалы объединенной научно-практической конференции. Шуя, 1994.

  4. Логинова Е. О роли коррекционного обучения в системе дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 1997. - №5.

  1. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ//№ 11, ноябрь 2012, № 1 , январь 2013, № 5, май, 2014

6. Нагорная В.А., Широкова С.В. Физические факторы формирования здоровья детей дошкольного возраста с аллергопатологией/ М., 2009.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13).

8. Справочник руководителя дошкольным учреждением, 2013, № 10.

9. ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

10 .ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Заведующий МАДОУ

«ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска» __________ Н.А.Клинкова









17



© 2010-2022