Консультация Одаренные люди в детстве

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №339» городского округа Самара















Одарённые люди в детстве

Лекторий для педагогов











Подготовила и провела

Воспитатель

Лилова Оксана Анатольевна







Все дети от рождения талантливы. Важно увидеть этот талант и по возможности его развивать уже в дошкольном возрасте. Каким образом можно развить талант? Но родители зачастую боятся за будущее своих детей, хотят, чтобы их одарённость никоим образом не переросла в профессию, а оставалась лишь увлечением. Нижеследующие истории повествуют о том, как можно помочь детям развить таланты, а также о попытках родителей избежать одарённости своих детей. Вот некоторые примеры из жизни известных людей.

Франц Шуберт родился в предместье Вены в семье учителя. Мальчик рано приобщился к музыке. Отец и два старших брата были музыкантами - любителями, они-то и стали первыми учителями Франца. Огромный музыкальный талант обнаружился рано и обратил на себя внимание окружающих. Он проявлялся в удивительной способности к игре на разных музыкальных инструментах, к пению и необычайно быстром постижении правил гармонии. В семье был принят обычай домашнего музицирования: отец играл на виолончели, братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре Франц стал принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Поначалу успехи сына радовали отца, но чем более бурным становилось развитие музыкального таланта Франца, тем быстрее росла тревога отца за его будущее. Постепенно становилось ясно, что мальчик перерос рамки домашнего музицирования, а сочинённые им первые произведения (в 13 лет) свидетельствовали о начавшемся этапе раскрытия творческого дара. Францу была уготована профессия музыканта, композитора, что вызвало резкий протест отца. Как же оградить сына от многочисленных трудностей, неизбежно сопутствующих карьере музыканта? Если объяснения и уговоры не помогают, запретить чрезмерное увлечение музыкой в свободные от учёбы дни. В то время Ф. Шуберт учился в придворном конвикте - закрытом учебном заведении, готовившим церковных певчих.

В итоге Франц, не доучившись, уходит из конвикта и становится учителем в начальной школе, как и мечтал отец. Несколько лет молодой человек пытается преодолеть разлад между потребностью творчества и жёсткими рамками жизни (учительство и требования отца), но в конце концов понимает их несовместимость и решается уйти из школы. Избрав жизнь свободного композитора, он обрекает себя на лишения, нужду, неустроенность быта, ссору с отцом. Всё это не замедлило резко сказаться на здоровье. И всё же исполнение главного своего предназначения - сочинения музыки - делало жизнь выдающегося композитора наполненной смысла и творческой радости. К несчастью, ослабленный организм не выдержал тяжёлой болезни - тифа. В возрасте 31 года Шуберт скончался.

Модест Мусоргский родился в семье помещика, где очень любили музыку. Мать - одарённая пианистка - с пяти лет начала учить сына музыке. Но музыкальные способности Модеста быстро переросли знания матери. В семь лет он играл на фортепиано сочинения Листа, а в девять лет исполнил сложный концерт Фильда. Одарённость мальчика заставила нанять учительницу музыки. Но музыкальность Модеста воспринималась родителями не более как увлечение, о дальнейшем музыкальном образовании не могло быть и речи. Быть профессиональным музыкантом считалось недостойным дворянина. И в 12 лет Модеста отдают в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой он зачисляется в Преображенских полк. В период учёбы занятия музыкой продолжались. Модест хорошо овладел игрой на фортепиано, музицировал на вечерах, пел в хоре. Но занятия сочинением музыки требовали серьёзной творческой работы. Офицерская служба занимала много времени и отвлекала от этого. Попытка сочинить оперу (Модесту тогда было около 19 лет) не удалась, не было теоретических знаний. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Мусоргского, если бы он не познакомился с талантливыми музыкантами - Даргомыжским, Балакиревым и др. Совместные с ними музыкальные занятия и дружба приводят к решению оставить службу и серьёзно заняться музыкой. Но часто возникающие материальные трудности заставляют Мусоргского периодически поступать на чиновничью службу. Как отмечают исследователи его творчества, всю свою жизнь Мусоргкий искал новые пути в искусстве, никогда не довольствовался найденным и всегда «бросал хорошее в поисках ещё лучшего».

С раннего детства выказывал музыкальные способности Н.А. Римский - Корсаков. Отец играл на фортепиано, мама хорошо пела. Мальчику не было и двух лет, когда он уже мог различать все мелодии, которые слышал в мамином исполнении. Как и многие дворянские дети, он уже с шести лет обучался игре на фортепиано. В 10-11 лет попробовал сочинять музыку и записывать. Самоучкою дошёл до того, что вскоре мог занести на бумагу сочинённое. Композиторские попытки никем не были замечены. Родители воспринимали сочинение музыки как шалость, игру. Настоящим мужским делом в семье считалась морская служба. Поэтому с 12 лет Николай стал обучаться на морского офицера в Морском корпусе, но любовь и увлечение музыкой не прошли, а постепенно усиливались. «Никто меня ничему тогда не учил, никто не направил, - с горечью писал потом Николай Андреевич, - а было бы так просто это сделать, если бы был такой человек!» Попытки сочинительства давали слабые результаты, теоретических знаний не хватало. Серьёзные занятия теорией начались много позднее, когда Николай стал уже преподавателей консерватории. Первая симфония Римским - Корсаковым была написана в 21 год. До этого - окончание Морского корпуса, получение звания гардемарина, кругосветное плавание на клипере «Алмаз» и редкие занятия музыкой. Сколько времени было потеряно для серьёзного сочинительства. И словно стремясь компенсировать упущенное, композитор с большим увлечением принимается в 30 лет изучать бесчисленные контрапункты и множество других музыкальных тонкостей.

Однако и П.И. Чайковского, начавшего сочинять музыку, по его признанию, с тех пор, как он узнал музыку, не нашлось в своё время человека, который бы руководил им. То ли родители боялись возвращения нервной болезни, возникшей в результате перегрузки занятиями музыкой в детстве, то ли не хотели карьеры музыканта, но его успехами и сочинениями никто не интересовался. П. Чайковского ждала, по решению родителей, карьера чиновника. С десяти лет - обучение в училище правоведения, затем работа чиновником, и как итог - неудовлетворённость жизнью. Мечта стать композитором осталась в училище. Хотя там и преподавали музыкальные предметы, на талант Чайковского никто не обращал особого внимания. Но любовь и увлечённость музыкой не пропали. В 21 год Пётр Ильич, не бросая службы, начинает серьёзные занятия теорией. Все родственники отрицательно отнеслись к этой идее. Только отец поддержал будущего композитора. Вскоре становится ясно, что служба только мешает. Чайковский бросает её, окончательно решив посвятить себя музыке. Далее его ждут консерватория, напряжённые занятия сочинительством и успех.

В истории искусства, отмечают исследователи, совсем немного насчитывается революций, подобных той, которую совершил Э. Мане - французский живописец, один из основоположников импрессионизма. Он родился в семье среднего буржуа в Париже. Как ни странно, художественные способности мальчика в семье не замечались или не воспринимались всерьёз. Если бы не дядюшка Фурнье - бывший артиллерист и большой любитель живописи, возможно, большие задатки ребёнка ещё долго бы оставались нераскрытыми. Дядюшка сам любил рисовать и с 8 лет стал учить рисовать племянника. Он ходил с мальчиком в музеи, знакомил с работами великих мастеров. Но всё это было на уровне любительского занятия. А нужно было думать о серьёзном деле. Выбор пал на Мореходную школу. Однако гардемарином Мане не стал: провалился на вступительных экзаменах. Возможно, в этом ему даже повезло. И всё же серьёзные занятия живописью начались позднее, после вступления в мастерскую Кутюра.

Путь к творчеству был ещё более тернист у русского живописца Александра Саврасова. Его отец - купец третьей гильдии - мечтал, что сын будет тоже купцом, продолжит и расширит его дело. Но к горечи старшего Саврасова младший «шатался по слободе, глазел на реку или смотрел в небо». Его называли «блажным», «пустоцветом». И никто не догадывался, в каком дивном мире он жил, отыскивая красоту в простом и будничном, жадно впитывая в себя и шум весенних вод, и шорох берёз. «Пройдёт много лет, выпадет на долю Алексея много испытаний, прежде чем накопленное ещё в юности богатство души найдёт выход в творениях простых и волшебных». Однажды отец открыл страсть сына к рисованию и в ярости жестоко наказал его. Мальчика ждал холодный чердак. Отец негодовал и надеялся, что вышибет из сына эту «дурь». Но и на чердаке он продолжал совё любимое занятие - рисовал, рисовал, рисовал. Когда минуло 14 лет, в надежде примириться с отцом и доказать доходность своей работы, Алёша продал 12 картин за 6 рублей и с гордостью поспешил домой. Но отец был непреклонен. Он не мог смириться с мыслью, что сын не пойдёт по выбранному ему пути. Опять мёрзлый чердак и никакой надежды на понимание отца. Пришли на помощь друзья - устроили Алёшу в Училище живописи, ваяния и зодчества. Раскрытие настоящего таланта ещё впереди, но шаг к профессиональному определению художника сделан.

Иногда отмечались в истории и противоположные случаи: отец одарённого ребёнка был против того, чтобы сын шёл по его стопам. Род Бернулли дал девять крупных математиков, из них трёх великих - братьев Якоба и Иоганна, а также сына Иоганна - Даниила. У последнего рано обнаружились математические способности и непреодолимое стремление к точным наукам. Широта, глубина знаний выделяли мальчика среди сверстников. Поскольку математика не обеспечивала высокого уровня жизни, отец настоял на медицине, но увлечение Даниила математикой оказалось сильнее. Впоследствии им были разработаны законы механики жидких и газообразных тел, и выведено известное уравнение Бернулли.

Поэтому поддерживать детей - это не только задача родителей, но и задача педагогов, работающих в детском саду. Важно вовремя разглядеть способности ребёнка, которые в последствии нужно развивать.









Использованная литература:

  1. Л.Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» М.: «5 за знания», 2007.

  2. Е.С. Белова «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей». - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  3. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» Книга для педагогов ДОУ. - М.: «Мнемозина», 2000.









Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников Железнодорожного района города Самары















Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников.

консультация для педагогов











Подготовила и провела

Ст. воспитатель Замыслова Л.Н.





Январь, 2009 год

Современный педагогический процесс предполагает личностную вовлечённость ребёнка в этот процесс: ребёнок в нём инициативен и самостоятелен; поощряется его любознательность. Высшим проявлением активности ребёнка является его способность к творчеству. В.С. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное, умение видеть несоответствие и т.п.

Такие характеристики детей, как эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, лёгкость возникновения новых образов, необычных суждений создают большие возможности для развития психики в целом и креативности в частности. Удивление играет роль мотива в деятельности воображения. Оно представляет собой стимул к деятельности. В процессе коллекционирования происходит встреча с «чудом». Эта работа приучает ребёнка к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом.

В процессе коллекционирования активно развивается интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая стороны личности. Коллекционирование развивает кругозор детей, развивает их познавательную активность. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. Человек, чем-либо увлекающийся, познаёт объект, и чем больше его знания о данном объекте, тем сильнее растёт его интерес. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей поддержка и их развитие - непременное условие познавательной активности ребёнка.

В детском саду важно поддерживать стремление детей к собирательству. Инициатива создания коллекции в группе ДОУ чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек. Иногда интересы одного ребёнка могут заразить группу детей, или, наоборот, кто-то захочет создать свою собственную коллекцию.

Что коллекционировать?

Сделать выбор не всегда просто, главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Возможно, сначала вы будете собирать несколько разных коллекций, и лишь потом, когда интерес к какому-либо виду предметов станет доминирующим, вы определитесь с окончательным выбором. Можно собирать как разнородные вещи, так и что-то одно. Это может быть общая коллекция или же несколько коллекций. Собирая её, дети станут внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди. Как правило, интерес постепенно захватывает детей и они начинают индивидуальное коллекционирование дома. Роль педагога в поддержке интереса к коллекционированию.

В младших группах детского сада детей чаще всего привлекают игрушки животных (зайчики, медвежата, собаки и др.). В более старшем возрасте детям нравится собирать фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки, марки и т.п.

Развивающим эффектом обладает собирание гербариев: детям нужно дать представление о том, что мы засушиванием листья и цветы, чтобы сохранить их красоту и любоваться в зимнее время. Если правильно срезать цветок, то корень останется невредимым и на следующий год даст жизнь новым цветам. Интересно также собирать птичьи перья, ракушки, камушки (в этом случае особенно важно соблюдать правила гигиены - эти предметы нужно промывать в тёплой воде с мылом).

Всегда интересно собирать фантики от шоколада и конфет. Их можно разделить по тематике: сказки, загадки, цветы и др. Отдельную коллекцию можно составить из праздничных обёрток, наклеек, открыток, пасхальных рисунков и др. Также это могут быть предметы обихода - посуда, обувь, украшения и др. Ко Дню Победы можно принести в детский сад фотографии, медали, ордена героев-родственников, вещи военного времени.

Хранение

В группе надо определить место для хранения коллекции. Она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребёнок имел возможность полюбоваться предметами и пообщаться со сверстниками. Открытки, фантики хорошо хранить в небольших альбомах для фотографий. Для мелких предметов подойдут коробки из-под конфет или обуви. Игрушки можно расположить на полочках или в шкафу (в группе или спальной комнате).

Обращение

При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес. Педагогу необходимо подумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать.

Как назвать коллекцию?

- Можно создать книгу детских рассказов с иллюстрациями экспонатов: «Я люблю свою лошадку», «Сказки из избушки на курьих ножках», «О чём рассказывают значки», «Сладкие истории», «Полосатые истории или приключения тигрят» и др.

Работа с коллекцией может включаться в занятия, а со временем может перерасти в сюжетно-ролевые игры. (приложение №1)

Использованная литература:

  1. Л.Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» М.: «5 за знания», 2007.

  2. Л.Н. Прохорова «Воспитываем коллекционеров: опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников» М.: «5 за знания», 2006.











© 2010-2022