Статья по обобщению опыта работы ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровления.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основной задачей оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования - это здоровье нации. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье - состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих такой работы является кинезиологическая коррекция.

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Современные кинезиологические методики направлены на активацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка. Обязательное условие - передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже самую меленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка.

Необходимо учитывать, что выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В том случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, специальный кинезиологический комплекс, рекомендуется применять перед подобной работой. Причем следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающий)эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя псизоэмоциональное состояние.

Практиковать в своей работе подобные упражнения мы стали после знакомства с книгами Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Два разных мира» и А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии». Позже была изучена и другая литература по данной теме.

Мы проводим со своими воспитанниками кинезиологичкие упражнения и можем с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию массаж. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Каждое утро в нашем ДОУ во всех возрастных группах проводится эмоционально - стимулирующая гимнастика, в комплексах которой, с определенной дозировкой совмещены: дыхательная гимнастика, пантомима и имитационные движения, упражнения для развития равновесия, элементы спортивных игр, упражнения на релаксацию, пальчиковая гимнастика, «Гимнастика мозга». Все комплексы разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

«Утро должно начинаться с улыбки» - девиз нашего детского сада, так как это отличная гимнастика не только для лица, но и для здоровья в целом. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, его эндокринная система вырабатывает те же гормоны, что и при длительном беге.

Во время утренней гимнастики важно следить за настроением и увлеченностью детей, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Она проводится без принуждения. Необходимость проведения такого вида гимнастики обусловлена утренним состоянием ребенка: некоторые дети заторможены, другие возбуждены. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день. Гимнастика с таким содержанием нравиться детям, так как дает хороший «заряд бодрости» «море» положительных эмоций.

У детей - дошкольников отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным. В результате ребенок лучше владеет собой. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. В разные режимные моменты применяем оздоровительные игры и упражнения для психомоторного развития дошкольников. Они направлены на отработку у детей согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног (телесные упражнения); формирование правильного речевого дыхания (дыхательные упражнения); развития произвольности (упражнения на развитие межполушарного взаимодействия); развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры); нормализацию гипертонуса и гипотонуса (растяжки); общее расслабление организма (релаксацию).

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были не доступны.

Литература

1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2001.

2.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2003.

3.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. - М., 1999.

4.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Смирнова Е.О. Детская психология, Мухина В. С.

5.Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.

6.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005.

7.Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.


© 2010-2022