Конспект «Вопросы формирования репертуара для русских народных ансамблей »

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Вопросы формирования репертуара для

русских народных ансамблей ».

Репертуар - основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар для ансамблей русский народных инструментов стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики.

Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей.

Большое значение при формировании репертуара имеет подбор участников ансамбля и уровень их исполнительского мастерства. Сегодняшнего слушателя трудно увлечь игрой несложных или художественно неубедительно исполненных пьес. Нужны яркие, запоминающиеся, эмоциональные произведения, доставляющие истинное эстетическое удовлетворение.

Подбирая репертуар для ансамбля русских народных инструментов, следует учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель его работы - концертное выступление. Художественно полноценный творческий коллектив должен исполнять произведения разных жанров и стилей.

Репертуар для концертного выступления должен подбираться и компоноваться и с учетом подготовленности, уровня музыкального восприятия и вкусов публики. Большая просветительская миссия, возложена на ансамбль, предполагает популяризацию лучших произведений в самых широких кругах слушателей. Для успешного проведения концерта необходимо сложные для восприятия произведения сочетать с более популярными, инструментальные номера - с выступлением солистов-певцов.

При составлении программы концерта руководитель должен также учитывать направленность концерта (лекция-концерт, концерт «в обеденный перерыв», праздничный концерт и т.д.) и место его проведения (большой концертный зал, сцена сельского клуба, полевой стан и т.д.)

В концертных программах большое значение имеет последовательность номеров. Один из принципов составления программы:

- чередование номеров серьезных с более развлекательными;

- номера, имеющие наибольший успех у зрителей, должны исполняться ближе к концу программы;

- необходимы контрасты, разрядки и переключения, жанровое разнообразие.

Основные задачи инструментовщика.


Хорошо сделанная инструментовка - один из решающих факторов успешного выступления ансамбля. В зависимости от характера произведения, фактуры, темпа, динамики и т.д. инструментовщик должен провести разделение функций, изложить материал соответственно специфическим качеством инструментов, манере игры на каждом из них.

Для этого нужно ему недостаточно знать только строй и диапазон инструментов, входящих в состав ансамбля. Чтобы лучше представлять тембровые, динамические, штриховые особенности звучания, он должен иметь достаточные навыки игры на этих инструментах.

По-настоящему инструментовщик начинает «слышать» ансамбль только при длительной работе с коллективом. Инструментуя для постоянного состава, он начинает представлять все возможные варианты взаимоотношений инструментов. Изменение состава хотя бы на один инструмент (добавление или замена одного инструмента другим) вызывает иное распределение функций, иное звучание ансамбля в целом.

Инструментовщик должен всегда помнить, что функции инструментов в ансамбле отличаются от традиционного использования этих инструментов в оркестре. Прежде всего, они становятся более расширенными: каждый инструмент в зависимости от возникающей музыкальной ситуации может выполнять как солирующие, так и аккомпанирующие функции.

Кроме того, отличие состоит еще и в более полном использовании выразительных возможностей каждого инструмента, в применении различных приемов игры, обычно употребляемых в сольной практике.

Очень внимательно инструментовщику нужно подходить и к переинструментовке для ансамбля оркестровой партитуры. В этом случае нет необходимости полностью вкладывать все голоса в партитуру. Достаточно выделить главные: мелодию, гармоническое сопровождение, бас и другие элементы музыкальной ткани, определяющие основной характер, и на этой основе создать инструментовку произведения, которое в ансамблевом звучании не только не потеряло бы своего лица, а за счет переосмысления приобрело бы новые качества.

Инструментовщику, кроме общих вопросов, необходимо хорошо разбираться и в особенностях инструментовки для смешанного состава.

Смешанными - называются ансамбли, в которых используются инструменты с различными источниками звука, способами звукоизвлечения и различной акустической средой.

У каждого инструмента в ансамбле смешанного состава различными будут выразительные средства, связанные со свойственным его природным звуком и качествами звука: тембром, динамикой и штриховой палитрой.

Тембр является наиболее впечатляющим выразительным средством. Именно тембровая окраска определяет лицо ансамбля, его неповторимые черты. Игра смешанного ансамбля отличается богатством и разнообразием красок музыкальной ткани, оттенками звучания, сопоставление тембров в различных фактурных комбинациях и т.д.

У струнных тембр каждой струны изменяется в различной тесситуре (особенности звучания определенного участка струны); изменение тембра происходит за счет различных точек соприкосновения медиатора или пальца со струной, за счет качества материала, из которого изготавливается медиатор - капрон, кожа, пластмасса и т.д., а также за счет использования различных исполнительских приемов игры на данных инструментах.

У баяна - это звучание естественных тембров в различной тесситуре, соотношение звучания при игре правой и левой рукой (эффект стерео-звучания), изменение тембра при включении регистров-переключателей, нюансировка и, конечно, применение различных приемов игры.

Чистые тембры используются при сольном проведении мелодии или мелодической последовательности, при довольно простом сопровождении.

Смешанные тембры образуются от сочетания «чистых» тембров разнородных инструментов.

Они имеют множество комбинаций. Наиболее типичными из них являются:

  1. Дублировка - создание качественно иного тембра за счет сочетания разнородных инструментов. При исполнении мелодии в унисон или в октаву.

  2. Гармоническое заполнение по вертикали - тембр аккорда.

Существуют и более тонкие градации тембров, которые хорошо чувствует и применяет музыкант, владеющий искусством инструментовки. Это влияние тембра одного инструмента на окраску звучания другого, преодоление тембровой несовместимости с помощью фактурных приемов, способов регистровки, штрихового единства и т.д.

Теснейшим образом с тембровыми взаимоотношениями связано соотношение инструментов по динамике и штрихам. Трудно даже отделить друг от друга, так как в своем единстве они образуют характер звука.

Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения. Даже наиболее совершенный в этом отношении инструмент - баян, при соединении и другими инструментами получает дополнительную силу и разнообразие звучания. Но динамические возможности одного инструмента нельзя сравнить с возможностью группы оркестра. Динамическая школа, насыщенность и плотность звучания ансамблей уступают оркестровым, поэтому особое значение приобретает динамический баланс инструментов, очень точное и предусмотрительное, экономное использование громкостных ресурсов ансамбля.

Исполнение того или иного нюанса в каждой партии неразрывно связано с инструментальным ансамблем, с качеством инструментов, особенностью инструментовки и даже тесситурой звучания других партий, но говоря уж о смысловом значении отдельных голосов и их функциях в общем музыкальном развитии всего произведения .

Для того, чтобы мысленно выровнять динамический баланс при равенстве партий, инструментовщик должен ориентироваться на более слабый в динамическом отношении инструмент ансамбля. В смешанном составе, типа квинтета русских народных инструментов с ударными, это будет домра альт, рожо контрабас (обычно в эпизодах полифонического склада, где мелодическая линия проходит у контрабаса на тремоло).

В ансамблевом исполнительстве применяют все существующие виды динамики:

  1. Устойчивую

  2. Постепенную

  3. Ступенчатую

  4. Контрастную

Все штриховое многообразие можно условно разделить на две большие группы штрихов, свойственных ансамблевому исполнительству: сходные - «эквивалентные штрихи» и «комплексные» - сочетание разных штрихов в одновременности.

Стремление к максимально выразительному исполнению каждой музыкальной фразы приводит к выбору наиболее естественных для музыкального образа штрихов. В этом случае, когда музыкальная ткань требует от разных инструментов слияния в одном звучании, штриховые противоречия, нужно сгладить, привести к единому звуковому результату. Поэтому наибольшую сложность представляют «эквивалентные штрихи», так как в этой группе штрихи могут быть различными, но звуковой результат должен быть идентичным.

Что же лежит в основе единого понимания и организации звучания штрихов? Прежде всего, форма звука и его основные фазы развития: атака, ведение, снятие и соединение.

Атака звука. В этой фазе звучания различные приемы игры у струнных можно свести к трем основным способам звукоизвлечения: со струны - щипок, с размаха - удар и тремоло со струны.

Адекватными приемами атаки звука у струнных и на баяне будут:

  1. Мягкая атака. У струнных тремоло со струны, у баяна - эластичная подача воздуха и одновременный нажим клавишных.

  2. Твердая атака. У струнных - щипок у баяна - предварительное давление мехом в меховой камере и нажим клавиши.

  3. Жесткая атака. У струнных - удар, у баяна - предварительное давление мехом в меховой камере и удар клавиши.

В фазе ведения звука у струнных различаются два вида звучания: затухающий - после щипка или удара, и тянущийся - за счет тремолирования. На баяне первый вид - затухающий, связан с ослаблением давления в меховой камере. Баянист подстраивается к характеру и скорости затухания струнных. Во втором виде и у струнных и у баяна возможны все изменения звука, в этой фазе звукоизвлечения. Одной из характерных сложностей здесь будет слияние по интенсивности звучания струнных инструментов (не нужно путать интенсивность с частотой тремоло).

Снятие звука. Самая сложная по координации фаза звучания, так как требуется учитывать еще и предыдущие стадии развития звука. так, при атаке щипком и ударом без продолжения этого звука на тремоло или вибрато звук у струнных прерывается за счет снятия пальца левой руки. На баяне адекватным будет прерывание звука за счет снятия пальца с последующей реакцией меха, зависящей от характера снятия звука. при атаке и ведении звука у струнных на тремоло наиболее точным будет снятие звука на баяне за счет синхронной останови меха и снятии пальца.

Соединение звуков. Играет важную роль в музыкальной фразировке, в процессе интонирования.

В зависимости от характера музыки, соединение звуков может быть четко разграниченным, мягким и почти незаметным. Точное представление о характере окончания одного и начала другого звука и их взаимоотношениях поможет инструментовщику более сознательно программировать качество интонирования, частью которого является организация приемов артикуляции на различных инструментах.

Точное и полное использование специфических возможностей каждого инструмента, их наиболее выигрышные качества, представления и слышание предполагаемых взаимоотношений инструментов и партитура. Способствует созданию яркого, красочного звучания ансамбля.

Работа над навыками

ансамблевого исполнительства


Основная цель репетиционной работы ансамбля - создание художественного образа исполняемого произведения. В процессе репетиционной работы участники все глубже проникают в сущность исполняемой музыки, раскрывают новые ее стороны, стремясь найти исполнительские средства, позволяющие наиболее полно и убедительно воплотить замысел в звучании, соответствующем характеру и образной сфере музыки.

Работа проходит как над выявлением общемузыкальных и специфических ансамблевых средств выразительности, так над формированием ансамблевых навыков игры.

Остановимся на выработке следующих необходимых навыков ансамблевой игры:

- исполнение мелодии и аккомпанемента в ансамбле;

- ощущение синхронного временного (темпового, метрического, ритмического) совпадения;

- умение тембрально и динамически выделить свою партию или, наоборот, раствориться в общем звучании;

- распределение внимания, слышание всех партий ансамбля в целом и своей партии.

Не сразу участники ансамбля приходят к одному пониманию и решению художественных задач. В этом сближении ведущая роль принадлежит руководителю ансамбля. Недостаточно, чтобы он был образованным музыкантом и отличным исполнителем, который может в ансамбле взять на себя роль лидера. Он должен разбираться во всех тонкостях инструментовки, для этого состава, узнать выразительные особенности каждого инструмента и их сочетаний, индивидуальные исполнительски особенности игры и творческие устремления каждого участника, обладать педагогическими задатками и т.д.

Конечно, эти знания приходят не сразу. Только постоянный поиск, отбор специфических, свойственных данному ансамблю средств, или репертуара даст руководителю подлинное слышание звучания ансамбля.

В своем становлении и развитии ансамбль проходит несколько этапов. Условно их можно подразделить на начальный, средний и высший.

На начальном этапе ансамбль представляет собой группу индивидуальностей с равным уровнем музыкального воспитания. Посредством хорошо подобранной и понятной аргументации, касающейся выразительных элементов музыки, а также яркой и образной передачи характера произведения, руководитель воплощает свой исполнительский замысел.

Но участники еще не всегда точно понимают требования руководителя и недостаточно хорошо чувствуют друг друга в ансамбле.

Следующая ступень развития - когда руководитель более ясно представляет себе индивидуальные возможности каждого; его требования становятся более конкретными и целенаправленными. Для участников ансамбля указания руководителя становятся понятными и естественными особенно после успешных выступлений.

Идет процесс сближения в художественном понимании исполняемых сочинений и в ощущении особенностей ансамблевой игры: специфики приемов игры на других инструментах, их динамических и тембровых возможностей и т.д.

Высшая ступень - идеал ансамблевого исполнительства. У участников сложилось единое понимание законов развития музыкального действия, единство слышания функций каждой партии, появляется общение посредством музыки друг с другом и с публикой.

Руководитель доверяет возросшему художественному уровню участников, поддерживает и одновременно направляет инициативу каждого. Для всех игра в ансамбле - дружный и радостный творческий труд.















ЛИТЕРАТУРА.

1. А. Поздняков «Работа дирижера с оркестром русских народных

инструментов». Москва. ГМПИ им. Гнесиных. 1964.

2. А. Александров «Способы извлечения звука. Приемы игры и штрихи

на домре», материалы к курсу «Методика обучения игре на

трехструнной домре». Москва. 1975.

3. А. Илюхин, Ю. Шишаков «Школа коллективной игры». Москва.

«Музыка». 1981.

4. В. Чунин «Современный русский народный оркестр». Москва.

«Музыка». 1981.

5. «Развитие художественного мышления домриста». Методическая

разработка для ДМШ и школ искусств. Сост. В. Чунин. Москва. 1988.









Российская Федерация

Управление образования Администрации г. Новошахтинска

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр развития детей и юношества" города Новошахтинска







Методическая разработка концертмейстера

народного отделения Дьяконова С.Г.


«Вопросы формирования репертуара для

русских народных ансамблей ».
















2012 г.

© 2010-2022