- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия. Развитие музыкально-творческих способностей посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста. «Осень в лесу»
Конспект занятия. Развитие музыкально-творческих способностей посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста. «Осень в лесу»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дергачева И.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вид «Рябинка»
Конспект занятия.
Развитие музыкально-творческих способностей посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста.
«Осень в лесу»
Музыкальный руководитель:
Дергачева И.А.
г.Моршанск
2014г.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Задачи:
Образовательные:
1. Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков.
2. Помочь совершить открытие, откуда берется музыка.
3. Вызвать желание самим создавать музыку путем преобразования шумовых звуков .
4. Способствовать активному использованию музыкальных инструментов для создания музыки.
Развивающие:
1. Развивать чувствительность ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.
2. Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.
3. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.
4. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру слушания музыки
2. Побуждать выполнять правила: действовать у компьютера по очереди, соблюдать культуру общения
Оборудование: аудиоаппаратура, компьютеры, проектор, экран, детские музыкальные инструменты, деревянные предметы, шкатулочки для наград детям.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал. (слайд1)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждый день мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия.
(слайд2-)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (« прижали руки к груди»)
А гостям всем Добрый День! (« руки развели в стороны вверх ладошками»)
Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит - звучит.
(Появляется Шуршик на экране). (слайд3-шуршик)
Музыкальный руководитель: Ой, ребята! Вы слышите шуршание? Кто-то нас встречает.(Появляется Шуршик.)
Шуршик: Гости в лес ко мне пожаловали! Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: А ты кто такой, зверь невиданный?
Шуршик: Ш-шур-ш-шик!
Музыкальный руководитель: Шуршик? Какое странное имя! Впервые слышу …
Шуршик: Я по листве осенней мчался,
И каждый листик мне шуршал.
И старый дуб до слёз смеялся -
Он Шуршиком меня назвал.
И вот с тех пор, как только осень
Приходит в парки и леса,
Меня шуршать листвою просят,
Чтоб слышать листьев голоса.
Я так рад вас видеть! Птицы улетели, листья облетели, деревья засыпают - скучно мне одному стало!
Музыкальный руководитель: Не огорчайся, Шуршик, мы тебя развеселим! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. А кто знает стихотворение про звуки.
Ребенок: Все на свете знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Музыкальный руководитель: Да, звуки бывают разные, и сегодня мы услышим звуки, которые живут в предметах из дерева. Пожалуйста, посмотрите и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите? (ответы детей) Постучите по очереди по своему предмету, а мы послушаем как они звучат.
( Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева)
Музыкальный руководитель: Все звуки разные.
Деревянный звук он какой?
Дети:1.Он стучащий .
2.Он сухой.
3.Он трескучий.
4.Он теплый.
5. Он тихий .
6 Он гремучий.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята. Посмотрите, что у меня в руках? ( ответы детей)
Шкатулка-это предмет для всяких разных штук.
Она побольше коробка, но поменьше сундучка.(слайд4-шуршик)
Шуршик: Зачем вам шкатулочка, что с ней можно сделать?
Музыкальный руководитель: Шкатулочка может стать шумовым инструментом. Давайте наполним одну шкатулку-гвоздями, другую-крупой, третью-бумагой. И послушаем, как они зазвучат.
( Дети наполняют коробочки . В одну из шкатулок нужно положить гвозди, в другую - крупу, в третью - бумагу.)
Музыкальный руководитель: Звуки в шкатулочках одинаковые? (ответы детей). Конечно, все звуки в шкатулках разные. Почему звук изменился?(ответы детей)
Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И, если потрясти ее,
Услышишь тук - тук - тук.
Шуршик: Ну и ну, была шкатулка предметом, а стала инструментом.
Музыкальный руководитель: И не простым, Шуршик, а шумовым. Давайте устроим оркестр шумовых инструментов. Кто у нас дирижер?
Исполняется шумовой оркестр. (из шкатулочек) (слайд5)
Шуршик: Мне очень понравился ваш оркестр. Теперь я знаю какие звуки шумовые, а какие еще бывают звуки?
Музыкальный руководитель: А мы тебе не только расскажем, но и покажем.( экран «Музыкальные инструменты») (слайд6 музыкальные инструменты)
Шуршик :Какие молодцы ребята, как вы много знаете.(слайд7-шуршик)
(слайд8-осень)
Музыкальный руководитель: Осень - самое выразительное время года: какое разноцветье красок! Но осень отличается и самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень»; и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Послушайте пьесу Л. В. Бетховена «Весело-грустно», она очень точно изображает эти изменения и подумайте сколько раз меняется погода? (клип9)
Л. В. Бетховена «Весело-грустно».
Музыкальный руководитель : Правильно, в пьесе три части. Какая 1 часть по характеру?(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель :Верно, 1 часть весёлая, светлая и радостная. А вторая часть?(Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: 2 часть грустная, хмурая, взволнованная. Что вы можете сказать о 3 части. (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. 1 и 3 части одинаковые.(слайд10-осень)
Музыкальный руководитель: А теперь попробуйте движениями передать ваше настроение .
Дети исполняют этюд .
Музыкальный руководитель: Мне очень понравились ваши движения. Я видела легкие кружения листьев, и ощутила холод осеннего ветерка, и даже капельки моросящего дождя меня намочили. Молодцы ребята.
Музыкальный руководитель: Осень красит золотом рощи и леса,
Слышатся прощальные птичьи голоса,
Алые и желтые ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.
А вы знаете стихи об осени?
Дети: 1. Осень настроила скрипку,
В лес незаметно вошла
И, поклонившись с улыбкой,
Вальсы играть начала.
2.Развеселились березки,
Ветками дружно сплелись,
Принарядились неброско -
Танцы в лесу начались.
3. Кружатся в вальсе осинки,
С дубом идут танцевать.
Робко пылают рябинки,
Но не хотят отставать.
Давайте в песне об осени передадим все эти ощущения и споем ее звонко, весело, четко проговаривая слова, чтобы нашему Шуршику понравилось . А петь мы будем по очереди :1 куплет поют девочки, а 2 мальчики. Припев поем все вместе. (слайд14)
Исполняется песня «Осень золотая» муз. Иванникова.
Музыкальный руководитель: Шуршик,тебе понравилась наша песенка? (слайд15)
Шуршик: Очень…Я ребята еще очень люблю играть, но не знаю никакую игру.
Музыкальный руководитель: А мы тебя сейчас научим, мы сейчас поиграем в игру « Оркестр». (слайд16-23)
Игра «Оркестр».
(Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только те инструменты, которые изображены на экране (музыкальные или только шумовые).
Музыкальный руководитель: А наши знания полученные сегодня на занятие, я хочу проверить. Занимайте места за компьютором и выполняйте задания
Игра « Что ты знаешь о музыке?». (слайд24)
Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь встаньте за стульчиками и давайте дадим отдохнуть нашим глазам.
Зрительная гимнастика.
Раз -налево, два - направо,
Три -наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Шуршик: (слайд25)
Спасибо вам, ребята.
Теперь не буду я скучать
Могу играть и танцевать,
Музыкальный руководитель: И мы с тобой потанцуем Шуршик.
Танец. (слайд26)
Музыкальный руководитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали и что вам больше всего запомнилось или понравилось? (ответы детей).
Я надеюсь, мы помогли Шуршику развеселиться. Он вас благодарит и дарит вам волшебные шкатулочки для того, чтобы вы сделали сами свои шумовые инструменты. А в следующий раз мы на них поиграем. А сейчас нам пора в группу. Давайте споем нашу песенку. ( До свиданья гости ).
Используемая методическая литература:
1.На пути к музыке Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО Год издания: 1999
2. Музыкальное воспитание в детском саду. Автор: Давыдова М.А. Год издания: 2006
3.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.
4.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст]/О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.
5.Название: В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»
Год издания: 2004
6. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии Автор: И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева
Издательство: Композитор-Санкт-Петербург Год издания: 2000