Предупреждение компьютерной зависимости у старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предупреждение компьютерной зависимости у старших дошкольников

Е.С. Леонтьева

ЛПИ - филиал СФУ

В современных условиях жизни, наблюдается стремительный рост компьютерной зависимости. В России эта проблема еще недостаточно исследована. На сегодняшний день нет единственно верной методики по предупреждению компьютерной зависимости, что препятствует устранению этой проблемы. Нет единого понимания природы данного расстройства.

К исследованию данной проблемы обращались: педагоги-психологи В.В. Абраменкова, Ю.Д. Бабаева, Ю.М. Евстигнеева; психологи А.В. Беляева, А.Ю. Егоров, М.А. Куртышева и другие.

Так А.В. Беляева считает, что большое значение для ребенка имеет участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка. Дети, видя все это, берут пример с взрослых, и начинают играть [8:150].

По мнению А.В. Беляевой, детям до 7 лет компьютер противопоказан. В этом возрастном периоде ребенок сильнее идентифицирует себя с игровым образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность. Тем не менее, не смотря на все запреты, зачастую родители не только позволяют проводить ребенку дошкольного возраста большое количество времени за компьютером, не контролируя его действия при этом, но и восхищаются, глядя на то, как быстро осваивает компьютер их ребенок. Но освоить компьютер - это не главное. Дети очень хорошо обучаются, схватывают многие знания на лету, особенно те, которые им интересны. Это всего лишь свойство детской психики - пластичность. Поэтому освоение компьютера для ребенка нехитрое дело. Чем хуже он будет адаптироваться в жизни, тем больше у него будет желание покинуть реальный мир, уйти в компьютерный, где все хорошо получается, где все прекрасно и понятно [8:151].

Так В.В. Абраменкова считает, что для выделения ряда мер по предупреждению кoмпьютерной зависимости у детей дoшкольного вoзраста, прежде всегo, необходимо выявить oснoвные причины, спoсoбствующие пoявлению кoмпьютернoй зависимoсти у детей:

- oтсутствие или недoстаток oбщения, тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители, не уделяют ребёнку достаточного времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка; не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

- неумение ребёнка налаживать дружеские контакты с окружающими, отсутствие друзей. Например, ребёнок слишком застенчив или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним. Или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских отношений: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность;

- отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;

- общая неудачливость ребенка. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он - главный герой. В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность [1:15].

На основании исследований А.В. Беляевой, А.Ю. Егорова, М.А. Куртышевой можно выделить определенные последствия неадекватной тяги ребенка к компьютерным играм:

1. Возможна сильная зависимость дошкольника от компьютера. Он начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть; говорит только о компьютерных играх.

2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики дошкольника. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.

3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии дошкольника. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера.

4. Многочасовое, непрерывное нахождение дошкольника перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

5. Психологическая зависимость от компьютерных игр не заметна для ребенка. Он может даже не понимать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть [8,15, 20].

современный мир главным образом характеризуется как период перемен. Сегодняшнее общество реализует очень трудную, и по многим вопросам противоречивую, но в тоже время важную и необратимую перестройку. Все происходящие изменения в обществе, требуют определенных изменений и каждого человека. Главной особенностью этого является знакомство и осознание науки и искусства менеджмента. В свою очередь, необходимо отметить, что наиболее важной функцией менеджмента в условиях современного производства, является контроль.

На деятельность любой организации существенное влияние оказывает большое количество факторов. Влияние оказывают факторы как внешней, так и внутренней среды, чаще всего предугадать их действие не представляется возможным. В связи с этим намеченные планы часто реализуются не так, как было задумано изначально, а человек иногда не может принять возложенные на него права и обязанности. В большинстве случаев это происходит из-за того, что руководство не мотивировало, в необходимой степени, сотрудников на реализацию и достижение выдвинутых задач и целей. Происходит изменение условий окружающей действительности и любой организации необходимо к ним адаптироваться.

Следует отметить, что понятие менеджмент представляет собой способность достигать поставленных целей, используя для этого труд, интеллектуальные способности и мотивы поведения других людей. Так же менеджмент можно определить как собирательное понятие от понятия менеджер, которое в свою очередь определяется как некоторая категория людей, которые реализуют деятельность по управлению.

В свою очередь управление является процессом, включающим в себя совокупность взаимосвязанных между собой и непрерывных действий. Каждое из таких действий является отдельным процессом, имеющим большое значение для успешной деятельности организации. Такого рода процессы являются управленческими функциями. Любая управленческая функция имеет в своем составе объединение взаимосвязанных действий, поэтому управленческие функции тоже характеризуются как процесс. Следовательно, процесс управления организацией представляет собой объединение всех функций.

Осуществляя самую важную функцию менеджмента, которой является функция контроля, руководители способны выявить личные ошибки и ошибки, которые допустили сотрудники. Реализуя функцию контроля, руководитель оценивает достижение поставленных ранее целей.

Контроль представляет собой такого рода функцию управления, у которой человек не может изначально правильно определить сущность. Чаще всего само слово контроль способствует появлению отрицательных эмоций, это происходит потому, что контроль, человек воспринимает как ограничение и какое-либо принуждение.

Вопрос классификации видов, форм и методов контроля внутри образовательной организации до сих пор остается открытым, что в свою очередь характеризует эту проблему как актуальную и в теории и в практике.

Все функции управления имеют тесную связь и взаимодействуют друг с другом, это можно проследить, через то, что любое планирование контролируется, а каждый контроль планируется. Если не осуществлять педагогический анализ реализации этих функций, то они будут исключительно формальными, а плохо организованные функции, способны дать отрицательный результат, всему циклу управленческой деятельности руководителя.

Любой процесс управления включает в себя такие взаимосвязанные части как:

- объект управления, он представляет собой предмет приложения определенных действий;

- субъект управления, он является частью, осуществляющей какую-либо целенаправленную деятельность1.

Управление характеризуется как осознанная и целенаправленная деятельность, выполняемая человеком. Используя управление человек способен упорядочить и подчинить своим интересам различные элементы окружающей среды. Управление может быть представлено в различных образах и в разных видах. Чаще всего управление можно подразделить на такие части:

- техническое управление, это своеобразное управление объектами, в основе которого лежат технические правила, к ним можно отнести физические и математические правила;

- государственное управление, такой вид управления представлен деятельность органов государственной власти по практическому воплощению, который вырабатывается на основе определенных процедур, характерных для политического курса;

- идеологическое управление, является целостной системой различных идей управления, которые нацелены на решение управленческих задач и определяет дальнейшие целевые и нормативные рамки функционирования и развития организации;

- управление социальными процессами, представляет собой деятельность органов управления, имеющая цель собирать и анализировать исходную социально-психологическую информацию о состоянии реального социального объекта. Этот процесс направлен на развитие идеальной модели изучаемого процесса, на сравнение характеристик идеальной и реальной моделей. Так же в рамках этого процесса формируются выводы и рекомендаций, направленные на некоторые изменения в управленческих воздействиях на окружающую служебно-бытовую и социальную среду;

- управление образовательными процессами, главные принципы такого вида управления характеризуются тем, что они конкретно проявляются и отражают закономерности управления.

которые соединяют субъект и объект управления;

2) характеристика содержания и методов управления деятельностью внутри организации.

- хозяйственное управление, представляет собой структурное подразделение общего управления, которое организуют для развития хозяйственной деятельности организации2.

Главным отличием управления от менеджмента является то, что под управлением подразумевается технологическая система, а под менеджментом организационная структура, то есть людские ресурсы.

Менеджмент представляет собой такую сферу знаний, именно в границах этой сферы осуществляется изучение различных возможностей эффективного управления. Знание руководителем основ менеджмента, методов построения организации, принятия решений является гарантией эффективной деятельности любой организации, в том числе и образовательной.

Основные управленческие функции являются в некотором смысле обособленными направлениями управленческой деятельности , С.17.

Функциональные звенья управления представляются особыми, в значительной мере самостоятельными видами деятельности. Поэтому, осуществляется движение к более качественным состояниям управляемой системы.

Выражение сущности менеджмента и управления осуществляется через его функции, и задачи. К основным функциям управления образовательными учреждениями отнесены следующие функции:

- функция планирования Организация планирования происходит на основании некоторых принципов. К основным принципам можно отнести привлечение наибольшего числа сотрудников организации к деятельности, по реализации плана на самых ранних этапах его составления. Это происходит из-за того, что более близкие и понятные цели, которые сотрудники ставят себе самостоятельно, они выполняют охотнее;

- функция организации, осуществляет процесс формирования структуры организации. Гарантирует обеспечение организации всем, что необходимо для работы, то есть обеспечивает наличие персонала, материала, оборудования и так далее;

- функция мотивации, целью этой функции является активизация сотрудников организации, и побуждение их к эффективной трудовой деятельности, направленной на выполнение обозначенных ранее целей. В связи с этим происходит их экономическое и моральное стимулирование, благодаря чему осуществляется обогащение самого содержания деятельности и создание условий для проявления творческого потенциала сотрудников и их саморазвития;

- функция контроля, представляет собой процесс, который обеспечивает достижение целей учреждения. Одним из действий функции контроля является осуществление пересмотра целей для того, чтобы они стали реальнее и соответствовали происходящей ситуации. Контроль является критически важной и сложной функцией управления, это одна из главных особенностей контроля, учет которой обязателен. Особенностью контроля является то, что он должен быть всеобъемлющим3.

Взаимосвязь этих функций представлена на Рисунке 1.

планирование

мотивация

организация

Объект управления

контроль

В свою очередь кандидат педагогических наук, А.М. Моисеев, дает характеристику трем группам функций управления образовательной организацией:

- функция управления, направленная на поддержание стабильного функционирования образовательной организации;

- функция управления, направленная на развитие образовательного учреждения и внедрение инновационных процессов;

- функция управления, направленная на функционирование и саморазвитие внутреннего контроля управления учреждения. Такая функция содержит в себе деятельность, направленную на саму систему управления образовательным учреждением4.

Основываясь на анализе, индивидуальных, групповых и общественных образовательных запросов населения осуществляется выделение наиболее важных социальных потребностей. К такого рода потребностям, можно отнести следующие: социально-экономические, экологические, валеологические, культурные, научные, педагогические, бытовые потребности и так далее.

Осуществление педагогического анализа в реализации управленческого цикла играет очень важную роль. Так как с педагогического анализа начинается и заканчивается любой управленческий цикл, который включает в себя последовательно взаимосвязанные функции.

Результативность управленческой деятельности главным образом определяется тем, в какой степени руководитель образовательного учреждения владеет методикой педагогического анализа, в какой степени он может исследовать установленные факты, и выявить наиболее характерные зависимости.

Целеполагание является составной частью процесса управления любой педагогической системы. В основе целеполагания лежит постановка целей и планирование, то есть принятие определенных решений. Улучшение процесса целеполагания и планирования управленческой деятельностью требует постоянного развития и движения всей педагогической и воспитательной системы.

По мнению В.А. Поэтому, достижение общей цели реализуется за счет выполнения составляющих ее более мелких целей6.

Наиболее тесную связь с функцией контроля имеет этап регулирования или коррекции. Этот этап представляет собой процесс, который направлен на предупреждение и устранение возможных или реальных отклонений от поставленных целей. процессе принятия решений;

- некачественное исполнение;

- недостатки, допущенные в процессе контроля и оценки результатов7.

Этот этап содержит все функции управления, которые представлены в свернутом виде. Регулирование и коррекция представляет собой оперативное управление состояниями или отклонениями, которые протекают в данный момент. Иногда, используемые меры не дают ожидаемых результатов, в этом случае можно пересмотреть поставленные цели. Это в свою очередь подразумевает начало следующего управленческого цикла, который включает в себя развертывание основных этапов управленческой технологии.

Анализ организованный не в соответствующий момент, или не достаточно профессионально на этапе постановки цели и формирования задач способен привести к неконкретности, расплывчатости, а иногда к необоснованности принимаемых решений.

Ю.А. Конаржевский считает, что основным назначением педагогического анализа, являющегося функцией управления, определено изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Педагогический анализ можно назвать одной из наиболее трудных функций, в рамках организации структуры управленческого цикла, так как осуществление анализа подразумевает объединение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей факторов, которые образуют систему8.

Не менее важными функциями управления образовательным учреждением является целеполагание и планирование.

Понимание целеполагания в таком аспекте дает возможность осуществлять комплексное планирование. Считается, что планирование будущей деятельности, способствует определению цели, состава и структуры действий, которые необходимы для их достижения , С.56.

В практической деятельности любой образовательной организации, в том числе дошкольного образовательного учреждения подготавливаются три основных вида планов:

- перспективный план, он может быть как долгосрочным, так и среднесрочным. Перспективный план содержит конкретные задачи обучения и воспитания в конкретный временной период, при этом учитывается уровень развития и группы и отдельных детей.

- годовой план, характеризуется конкретизацией задач и мероприятий, которые определены в программе развития, а так же в образовательной программе. Годовой план деятельности образовательного учреждения содержит следующие компоненты:

- конкретные мероприятия, направленные на разрешение проблем в образовательном процессе;

- система методической поддержки воспитателей и учителей в их профессиональном росте;

- формирование опыта трудовой деятельности сотрудников, внедрение различного рода инноваций, которые применяются для повышения качества образования9.

В содержании годового плана сосредоточено внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

- текущий план, имеет органическую связь с перспективным планированием. Текущий план чаще всего составляется на неделю, месяц, квартал, полугодие, такие планы еще называют краткосрочными. Главным образом, руководители обеспечивают текущее планирование своей деятельности. К наиболее рациональным текущим планам можно отнести картотечный план, который дает возможность:

- организовать систему деятельности руководителя образовательного учреждения;

- способствовать улучшению системы контроля организации, главным образом воспитательно-образовательного процесса, и функционирования всех служб образовательного учреждения;

- контролировать предстоящие дела руководителя, в течении недели, месяца;

- осуществлять экономию времени на решение определенных ранее задач.

Ко всем выше перечисленным планам предъявляются следующие требования:

- целенаправленность, такого рода требование характеризует деятельность, которая направлена на достижение какого-либо конечного результата или цели.

- перспективность, согласно этому требованию планы должны иметь конкретные задачи обучения и воспитания, на какой-либо временной промежуток, к тому же необходим учет уровня развития и группы, и отдельных детей.

- комплексность, это требование объясняется как полнота и системность того, что запланировано, а так же взаимосвязь анализа, планирования и управления учреждением.

- объективность, это требование подразумевает принадлежность к объекту, независимость от субъекта. Необходимость четкой характеристики всех факторов или процессов, не зависящих от воли или желания человека.

Еще одной функцией управления образовательного учреждения является организация. Организация представляет собой такой этап управления, который направлен на обеспечение выбора наиболее благоприятных способов реализации плановых и творческих заданий, а так же определения объединенных действий, способных привести к появлению взаимосвязей между частями целого. Главным вопросом, для организационной деятельности, является то, как в действительности, используя какие действия, реализуются цели, поставленные руководством организации. Основываясь на этом, организационная деятельность изучается как деятельность исполнительская, как реализационный этап управления. в процессе управления образовательной организацией, основных видов планов, дает возможность организовать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов.

Использование функций планирования в одном управленческом цикле обеспечивает повышение эффективности деятельности образовательной организации. Главным недостатком, который присущ планированию деятельности в образовательном учреждении, является отсутствие в планах реальных и научно обоснованных целей в планируемый временной промежуток. Структура организаторской деятельности руководителя содержит мотивировку предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в обязательности осуществления конкретного поручения. Так же в структуру организаторской деятельности входит обеспечение единства действий педагогического и детского коллективов, обеспечение необходимой помощи в ходе реализации деятельности.

В настоящее время развитие системы дошкольного воспитания, а так же повышение его качества, становится одной из важнейших задач в процессе управления дошкольным образовательным учреждением. Основываясь на этом утверждении, наибольшее значение имеет, включение современных практических достижений в области управления.

которые представляют собой критерии оценивания результатов реализации программы. Бываю случаи, когда не происходит достижение поставленных целей, это происходит из-за того, что во внешней среде или системе управления существуют разного рода ограничения.

Особенность контроля в дошкольном учреждении является оценочная функция, которая главным образом направлена на личность воспитателя. Если воспитатель является молодым сотрудником, то контроль отражается на его профессиональном становлении; если же воспитатель имеет некоторый стаж работы, то контроль способствует укреплению или ослаблению его профессиональной позиции и авторитета в дошкольном образовательном учреждении.

По мнению А.И. Васильева, Л.В. Поздняк, Л.М. Денякина, К.Ю. образовательного учреждения общегосударственным установкам, планам, а так же приказам высших органов народного образования.

Информация, которую получают в процессе контроля, считается основой для принятия дальнейших управленческих решений. Так как именно в процессе осуществления контроля осуществляется получение информации, которая содержит сведения об изменениях внешних и внутренних условий деятельности и развития дошкольного образовательного учреждения. Информация, полученная в результате контроля может как угрожать осуществлению спланированных действий, так и способствовать открытию новых возможностей для оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также для определения необходимости в осуществлении ее коррекции 2, С.49.

Контроль является особым видом управленческой деятельности. Контроль в общеобразовательном дошкольном учреждении представляет собой систему наблюдений и проверок, направленных на выявления соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам, которые включены в образовательную программу и Устав дошкольного образовательного учреждения.

Отличительной чертой контроля можно считать то, что его нельзя организовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. При осуществлении контроля обязательным является установление некоторого образца, с которым необходимо сравнивать то, что есть в наличии.

Значение функций, которые осуществляются в процессе контроля, в единой системе воспитательно-образовательной деятельности, можно определить следующими положениями:

- при помощи контроля возможно определение того, что все ли в дошкольном учреждении реализуется на основании нормативных документов, в результате решения педагогического совета или по распоряжению руководителя. С его помощью возможно выявление отклонений и их причин, а так же определение путей и методов исправления выявленных недочетов;

- уклонение от контроля или его несистематическая организация, не позволяет руководителю дошкольного учреждения осуществлять оперативное вмешательство в процесс воспитательной деятельности, и управлять ею;

- если система контроля полностью отсутствует, то это провоцирует стихийность в реализации воспитательно-образовательной деятельности;

- контроль представляет собой один из важнейших факторов воспитания молодых специалистов, увеличение личной ответственности сотрудника за исполнение своих непосредственных обязанностей.

Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко, считают, что необходимо уделять особое внимание функциональным обязанностям старшего воспитателя, его деятельности по организации контроля. К основным составляющим деятельности старшего воспитателя относятся:

- разработка и организация системы контроля за воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками, подбор диагностических материалов, рассмотрение вопросов по реализации тематического и фронтального контроля в различных возрастных категориях;

- осуществление наблюдения за работой воспитателя в процессе занятий с детьми, наблюдение за деятельностью и развивающимися взаимоотношениями детей, посещающих детский сад;

- осуществление четкой фиксации всех результатов наблюдений;

- подготовка анализа, осуществляемого контроля за результатами воспитательно-образовательной деятельности, детского творчества, планов и документации воспитателей;

- формулировка выводов и заключения о реальном состоянии воспитательно-образовательной деятельности, с детьми;

- реализация диагностики, направленной на выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей, и на определение уровня развития детей;

- подготовка и проведение мероприятий, обеспечивающих устранение выявленных недостатков в работе воспитателей;

- обговаривание полученных результатов контроля с воспитателями, использование результатов проверки для подготовки решений педсовета, планирования дальнейшей деятельности коллектива.

Перед тем как осуществлять контроль в общеобразовательном дошкольном учреждении необходимо убедиться в соответствии контроля некоторым требованиям:

- цели и задачи, поставленные в процессе организации контроля, должны брать свое начало в целях и задачах воспитательно-образовательного процесса;

- необходимо не только осуществлять проверку состояния дел, но и создавать единую систему контроля по различным направлениям воспитательно-образовательной деятельности в общеобразовательном дошкольном учреждении;

- перед проведением, контроля необходимо иметь четкое планирование;

- в ходе осуществления контроля необходимо осуществлять не только констатацию факта, но и выявлять причины, способные вызвать некоторые недостатки. А так же вырабатывать наиболее эффективные меры по их ликвидации;

- контроль будет иметь эффект только, если он организовывается и проводится своевременно, и в случае когда мероприятия, которые намечались по результатам проведения контроля, будут выполнены;

- необходимо организовывать проведение инструкции по особенностям контролируемых вопросов тех, у кого осуществляется проверка, оказывать помощь в процессе выполнения намеченных решений;

- доводить до сведения всех членов педагогического коллектива результаты проведенной проверки17.

Любой контроль должен быть целесообразным, систематическим, объективным, открытым для всех, иметь диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер, только обладая всеми перечисленными свойствами, контроль может стать инструментом, обладающим мотивацией для деятельности работников дошкольного общеобразовательного учреждения.

По мнению Н.В. Корепановой и И.А. Липчанской, контроль над функционированием и развитием дошкольного образовательного учреждения, представляется как внешний и внутрисадовский контроль19.

Во внешний контроль входит маркетинговое исследование микрорайона, и социальная образовательная защита детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад. Реализация внешнего контроля дает возможность осуществлять коррекцию деятельности коллектива, основываясь на реальной ситуации, позволяет прогнозировать направление развития дошкольного учреждения.

К внутреннему контролю можно отнести большое количество аспектов, таких как:

- организационно-педагогический аспект,

- образовательный аспект;

социально-психологический аспект;

- методический аспект,

- медицинский аспект и другие20.

Но, не смотря на это, главным объектом контроля в дошкольном учреждении является педагогический процесс, а так же его содержание и результаты деятельности.

Существуют разнообразные виды контроля. Например, В.П. Симонов считает, что по времени контроль делится на такие виды:

1) предварительный, такой вид контроля проводится еще до начала совершения основной части контроля. В него входит экспертиза прогнозируемых результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение возможных нарушений. Чаще всего предварительный контроль, основывается на диагностических задачах. Его организуют для того чтобы выявить необходимые знания, умения и навыки у детей дошкольного возраста. Осуществление предварительного контроля чаще всего приходится на начало учебного года. За счет организации предварительного контроля возможно определение наиболее эффективных методов и форм деятельности;

2) текущий контроль, чаще всего он проводиться в процессе деятельности, что дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также выявить их глубину и прочность. Такого рода контроль позволяет в необходимый срок выявить и найти решение возникших проблем. При организации контроля необходимо учитывать, что он реализуется при использовании деятельности воспитателей и их отношении к трудовой деятельности, устранение причин, затрудняющих процесс трудовой деятельности. Контроль над осуществлением педагогического процесса с измененными темпами и сроками прохождения программы21.

В свою очередь текущий контроль делится на такие виды: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Организация тематического контроля осуществляется с целью определения уровня и системы деятельности дошкольного общеобразовательного учреждения по задачам, которые намечены в годовом плане.

Знакомство с планом у педагогического коллектива осуществляется предварительно. Определяются вопросы, выносимые на самооценку, происходит подготовка схем, диагностических карт, конкретизируется вопрос о том, какие специалисты будут принимать участие в проверке, например медсестра, музыкальный руководитель, психолог и родители. В процессе тематического контроля происходит определение уровня знаний детей по выбранному разделу, соответствует ли их уровень государственному образовательному стандарту и программе, которая реализуется в ДОУ. В результате осуществления тематического контроля составляется справка, полученный результат обсуждается на педсовете.

Так же можно выделить такие виды тематического контроля как:

- обзорный контроль, характеризует деятельность коллектива на каком-то определенном этапе, в определенный момент по конкретному вопросу;

- персональный контроль, организуют с целью знакомства с системой деятельности воспитателей и распространения их передового педагогического опыта. А также такой вид контроля применяется для осуществления анализа состояния работы по определению недочетов и ошибок в воспитательно-образовательной деятельности;

-итоговый контроль позволяет осуществлять подведение итогов деятельности за некоторый промежуток времени. Итоговый контроль изучает весь комплекс основных факторов, которые оказывают влияние на конечные результаты деятельности педагогического коллектива.

3) отсроченный контроль, этот контроль реализуется с целью определения успешности деятельности, как сотрудников дошкольного учреждения, так и выпускников на перспективу. Являясь видом основного контроля, отсроченный контроль основывается на требовании давать анализ эффективности процесса по его конечному результату;

4) последующий или вторичный контроль, организуется, основываясь на полученных результатах предыдущего контроля. При таком виде контроля имеется возможность выявления допущенных нарушений и подбор мер необходимых для их устранения22.

По содержанию выделяются такие виды контроля как:

- фронтальный контроль, в основе такого вида контроля лежит всесторонняя глубокая проверка деятельности, как каждого воспитателя в отдельности, так и системы работы дошкольного образовательного учреждения в целом.

- тематический контроль, в процессе такого контроля осуществляется более тщательное изучение системы педагогической деятельности с воспитанниками в какой-либо образовательной области. Осуществляется оценивание работы с родителями по ознакомлению с процессом и содержанием образовательной деятельности, условиями для реализации основной общеобразовательной программы.

- оперативный контроль, имеет своим направлением определение состояния деятельности всего коллектива и отдельных сотрудников на каком-либо временном промежутке. При помощи оперативного контроля возможно исправление незначительных сбоев в деятельности, оказание определенной действенной помощи, осуществляя необходимый анализ ситуации. Осуществление такого вида контроля возможно ежедневно23.

Таким образом, можно сделать вывод, что через контроль осуществляется управление, и приобретается один их важных компонентов, без которого не возможен процесс управления - обратная связь. Благодаря контролю, управление становится открытым. А так как оно открыто, значит будет чувствительно к происходящим изменениям. В процессе написания работы было выяснено, что различные виды контроля являются дополнением друг к другу и в совокупности дают объективную оценку состоянию дел в дошкольном учреждении. Развитие системной концепции контроля внутри дошкольного учреждения является одной из основных задач руководителя. Уровень качества контроля главным образом основывается на том, как тщательно и серьезно субъект подготовился к нему. От осуществляемого контроля зависят результаты и эффективность деятельности всего дошкольного общеобразовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой объединение требований, которые являются необходимыми для осуществления основных образовательных программ дошкольного, начального общего и других организаций, которые осуществляют образовательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт является общественным договором личности, общества и государства, осуществляющим регулировку баланса взаимных обязательств и определенных требований. Наиболее важной особенностью существующих стандартов можно назвать окончательное законодательное закрепление в образовании развивающей деятельностной парадигмы, способствующее образованию и развитию системы образования, направленное на улучшение образовательной среды.

В связи с ускорением развития образования появляются новые цели и приоритеты. На основе этого главной задачей ФГОС можно определить обеспечение каждого ребенка качественным современным образованием. Для этого необходимо закрепить и во всех системах образования внедрить лучшие образовательные модели, что в свою очередь обеспечит позитивный импульс модернизации образования.

Одним из основных недостатков процесса внедрения федерального государственного образовательного стандарта, является в недостаточной мере продуманные условия осуществления всех требований. Так как под реализацией этого процесса понимается полное изменение финансирования системы образования. Это подразумевает под собой это не только увеличение оплаты труда воспитателей, а так же в максимальной степени и материально-техническая комплектация дошкольного учреждения, ведь реализация нового стандарта возможна только в новой образовательной среде.

В связи с происходящими изменениями в образовательных стандартах, необходимо отметить, что внутренний контроль дошкольного учреждения, является подсистемой общей системы управления учреждением. Контроль определен некоторыми резервами, направленными на развитие такого инструмента управления образовательным процессом, как качество образования. определяется как часть второго.

процессе контроля осуществлять измерение степени достоинства, ценности, пригодности вещи и так далее, то есть опираться на второе значение понятия качество.

Так как система внутреннего контроля является инструментом управления, и роль контроля, на современном этапе очень велика. Все перестройки в системе дошкольного образования в настоящее время опирается на положения нормативных документов, к основным из них можно отнести следующие:

- дошкольное образование как ступень системы общего образования;

- качество дошкольного образования.

Соблюдение положений этих нормативных документов осуществляется за счет организации образовательного процесса, основанного на целостной основной образовательной программе дошкольного образования, далее ООП ДО24.

Все программы разрабатываются и утверждаются Организацией самостоятельно, но обязательно они должны строго соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного учреждения, далее будем обозначать как ФГОС ДО. Но в тоже время необходимо учитывать особенности примерных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт разрабатывался, основываясь на Конвенции ООН о правах ребенка. Так же в основе Стандарта лежит Конституции Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а так же учитывались региональные, национальные, этнокультурные и других особенностей народов Российской Федерации. различные виды ограничения здоровья;

- осуществление профессиональной поддержки индивидуального развития каждой личности.

Способ управления корректировкой образовательной программы представлен планом организации необходимых шагов или поэтапной деятельностью. С. Кузьмин и Л. Ф. Медведникова подготовили план реализации управления образовательной программой, в этот план входят общие подходы, и такие шаги как: создание рабочей группы, утверждение приказом заведующего дошкольным учреждением, сотрудников, входящих в состав рабочей группы; подготовка и осуществление деятельности, организованной рабочей группы, ее деятельность должна основываться на Положении и разработанном плане. Организация и проведение оперативных совещаний рабочей группы. Оформление принятых решений в виде протокола; обсуждение, дополнение проекта образовательной программы, и принятие его на педагогическом совете; утверждение приказом заведующего дошкольным учреждением окончательного варианта программы и его реализация25.

В основу механизма управления входит поэтапная деятельность:

1.Подготовительный этап, на этом этапе проводится анализ нормативно-правовых документов по внедрению ФГОС ДО.

А после этого анализируется и оценивается готовность дошкольного общеобразовательного учреждения к внедрению ФГОС ДО. В эти действия входит:

- знакомство с основными нормативными документами, методической и педагогической литературой, которая используется в процессе реализации ФГОС ДО;

- осуществление комплексного анализа и оценки готовности дошкольного общеобразовательного учреждения к внедрению ФГОС ДО;

- осуществление изменений в локальных актах дошкольного образовательного учреждения на основании нормативных документов;

- знакомство членов педагогического коллектива дошкольного учреждения с обязательностью внедрения ФГОС ДО;

- подготовка планирования регулярно проводящегося семинара-практикума для педагогов дошкольного образовательного учреждения по внедрению ФГОС ДО26.

Как правило, рабочая группа включает в себя представителей участвующих в образовательных отношениях по составлению проекта и реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При организации деятельности рабочей группы, придерживаются следующего плана:

- созыв рабочей группы, деятельность которой направлена на проектирование ООП ДО в строгом соответствии с ФГОС ДО;

- назначение ответственных лиц внутри рабочей группы, и возложение на них обязанностей;

- подготовка плана действий, для выполнения рабочей группой. Этот план имеет направление на развитие основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

- подготовка и реализация системы стимулов, к которым можно отнести моральные и материальные, необходимые для эффективного осуществления деятельности на различных ступенях деятельности.

2. Проектировочный этап.

На этом этапе осуществляются наиболее важные направления осуществляемого перехода дошкольного общеобразовательного учреждения на реализацию ФГОС ДО, а так же создание ООП ДО. На проектировочном этапе осуществляются следующие действия:

- изучение, и осуществление анализа рабочей группой, наиболее важных нормативных документов, методической и педагогической литературы, которая используется для разработки ООП ДО.

- осуществление рабочей группой проблемно-ориентированного анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения за предыдущие три года;

- разработка необходимых материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- подготовка и описание проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

- знакомство членов коллектива с основами проекта основной образовательной программы дошкольного образования;

- организация и отправка документации основной образовательной программы дошкольного образования на экспертизу.

- предоставление членам рабочей группы, заключения, полученного в результате экспертизы.

- заключительный этап.

Заключительный этап включает в себя управление процессом осуществления основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. Рабочая группа осуществляет такую деятельность:

- представление на педагогическом совете окончательной версии основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО;

- осуществление внедрения основной образовательной программы дошкольного образования;

- подготовка способов внесения каких либо изменений и дополнений в основную образовательную программу дошкольного образования;

- осуществление диагностико - аналитической деятельности по осуществлению деятельности основной образовательной программы дошкольного образования;

- представление на сайте дошкольного учреждения, сведений о внедрении основной образовательной программы дошкольного образования;

- организация и проведение контроля за результатами реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Этот алгоритм, дает возможность построить управление разработкой или корректировкой ООП ДО, основываясь на ФГОС ДО. Предложенные этапы можно изменить или дополнить, опираясь на созданные условия в дошкольном образовательном учреждении.

В контролирование процесса разработки или изменения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения входят действия такого рода: планирование деятельности по введению ФГОС дошкольного учреждения на основе анализа. Организация нормативно-правового, научно-методического, организационно-координационного обеспечения, мотивация педагогического коллектива к введению ФГОС ДО, создание рабочей группы по разработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО. Контроль за деятельностью рабочей группы; создание ООП ДО, а так же управление его осуществлением27.

Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы развитие каждого ребенка, было адекватно его возрастным особенностям, нужно соблюдение единства требований к условиям реализации Программы ФГОС ДО. Сюда входят требования, предъявляемые к психолого-педагогическим кадрам, материально-техническим и финансовым условиям осуществления разработанной программы. Условия осуществления Программы способствуют полноценному развитию дошкольников во всех основных образовательных областях. Федеральный государственный образовательный стандарт является общественным договором личности, общества и государства, благодаря которому осуществляется регуляция баланса взаимных обязательств и требований. Главной особенностью принятых стандартов является окончательное законодательное закрепление в образовании развивающей деятельностной парадигмы. Эта парадигма обеспечивает существование и развитие системы образования в условиях совершенствования образовательной среды. Основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта определено обеспечение каждого воспитанника качественным современным образованием, а так же закрепление и повсеместное введение в практику лучших образовательных моделей, придание им позитивного импульса модернизации образования.

дошкольников. А так же осуществляется учет потребностей, особенностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная поддержка индивидуального развития дошкольника.

В детском саду имеются: логокабинет, музыкально-спортивный зал, медицинский и процедурный кабинеты, методический кабинет. В групповых комнатах оборудованы центры детской деятельности.

педагога

Среднее специальное педагогическое образование педагогов

Из них имеют:

Высшую категорию 0 педагогов

1 квалификационную категорию - 1 педагога

2 квалификационную категорию - 0 педагог

Не имеют категории (стаж менее 2-х лет) 7 педагогов

В дошкольном учреждении работают специалисты:

Учитель-логопед 1 человек,

Музыкальный руководитель 1 человек.

Инструктор по физической культуре 1 человек.

Педагог-психолог 1 человек.

Социальный педагог 1 человек.

Учитель по русскому языку 1 человек.

Педагогические кадры постоянно повышают свою квалификацию на курсах в г. Кызыл.

Детский сад расположен на центральной улице села.

далее - МБОУ СОШ ), детско-юношеская спортивная школа, суд. И опираясь на специфику работы МБДОУ Детский сад и социальный заказ общества.

Главной целью дошкольного учреждения определяется:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья;

- создание психологического комфорта, полноценного развития детей на основе обогащения образовательной среды средствами народной культуры, театрализованной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы.

Педагогический коллектив осуществляет воспитание и обучение детей, основываясь на принципах всестороннего, гармоничного развития личности воспитанника, построенного с учетом приоритетных направлений образовательной деятельности.

В соответствии с Уставом ДОУ высшим органом самоуправления учреждения является Общее собрание коллектива ДОУ. Высшим органом управления педагогической деятельностью учреждения является Педагогический совет. Управляющий совет является коллегиальным органом государственно-общественного управления Учреждения. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением о педагогическом совете. Он выполняет управленческие, методические, воспитательные и социально-педагогические функции, координирует работу коллектива. На педагогическом совете обсуждаются вопросы, связанные с развитием образовательного учреждения.

Деятельность МБДОУ осуществляется в режиме пятидневной недели с часовым пребыванием детей.;

- старшая группа, ее посещают воспитанники с 5-х до 6-ти лет;

- подготовительная группа, ее посещают дети с 6-ти до 7-ми лет.

Предельная наполняемость составляет 0 детей. Общая численность воспитанников на 01.09.20г. составила 6 ребенка. В учреждении функционируют 6 групп:4 дошкольных групп, 2 группы раннего возраста.

ребенком.

Анализ индекса здоровья детей представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. - Анализ индекса здоровья детей

Графически пропуски одним ребенком по болезни за год, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. - Пропуски одним ребенком по болезни за год

Графическое изображение анализа воспитанников по группам здоровья представлено на рисунке 5.

Рисунок 5.

II.2 Анализ системы контроля МБДОУ Детский сад .

В процесс написания выпускной работы была изучена система организации и проведения контроля в дошкольном учреждении Детский сад .

Было выявлено, что основной целью системы контроля является создание механизма реализации контрольно-диагностической функции руководителя МБДОУ Детский сад . Для этого используется метод проектирования контрольно-диагностической функции в управленческой деятельности руководителя.

Основные задачи контрольно-диагностической функции:

1.

МБДОУ Детский сад ;

2. Спроектировать контроль над деятельностью в МБДОУ Детский сад .

Участники контроля: заведующая МБДОУ Детский сад , старший воспитатель, воспитатели, дети и родители.

Планирование контроля в МБДОУ детский сад более подробно представлено в Приложении А.

Годовые задачи МБДОУ Детский сад :

- способствовать улучшению качества работы по сохранению и укреплению здоровья детей в процессе приобщения их к ЗОЖ в специально организованной деятельности, используя эффективные формы и методы обучения и воспитания;

- обеспечивать развитие мышления детей, в познавательно-практической деятельности основываясь на простейших опытах и экспериментировании, используя достижения науки и передовой педагогической практики.

Главными направлениями системы контроля в МБДОУ Детский сад являются:

1.

над деятельностью, которую осуществляют подразделения;

3. Организация питания в группах;

4. Контроль деятельности педагогов. ванность действий педагогов и родителей, которая дает возможность повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

По направлению, развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения, осуществляемый контроль имел следующую цель:

- определить эффективности воспитательно-образовательной деятельности в МБДОУ по развитию речи воспитанников;

- выявление причин и факторов, влияющих на качество педагогической работы по развитию речи детей, используя для этого средства всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и дальнейшего педагогического анализа.

Совместно с заведующей МБДОУ Детский сад был проведен анализ результатов посещенного занятия.

Цели контроля были следующими:

- изучить уровень профессионального мастерства педагога при проведении занятия;

- выявление эффективных методов и приемов развития речи детей;

- обеспечение создания на занятии, здоровье - сберегающих условий процесса воспитания и обучения.

Тема занятия: Обучение детей рассказыванию об игрушке

Более подробно анализ занятия представлен в Приложении Б. ть с ним педагогов;

- в подготовке и осуществление контроля принимает участие весь педагогический коллектив Детского сада. Осуществление контроля оказывает стимулирующее действие на педагогический коллектив детского сада. Как правило, сводный итог осуществляемого контроля в течение года подводится на педагогическом совете, в конце учебного года.

Но, не смотря на положительные стороны проведенного анализа контроля, все же были выявлены некоторые затруднения, которые испытывает заведующая и воспитатели в процессе организации функции контроля.

Определенные трудности вызывает планирование системы контроля, к таким трудностям относятся:

- оптимальность выбранной формы контроля;

- формулирование целей контроля;

- содержание осуществляемого контроля,

- уровень объективности результатов контроля;

- выбор объектов, для проведения контроля.

II.3 Рекомендации по улучшению системы контроля в МБДОУ Детский сад

Проведя анализ системы контроля осуществляемого в МБДОУ Детский сад были выявлены как положительные моменты, так и определенные недочеты. Основываясь на анализе контроля, были подготовлены рекомендации и предложения, направленные на улучшение системы контроля в детском саду. одить контроль;

- доводить до сведения коллектива все результаты контроля;

- в обязательном порядке выполнять все мероприятия, которые планируются в результате проведения контроля.

Для того, чтобы контролем были охвачены все аспекты дошкольного учреждения, необходимо иметь четкое распределение обязанностей между администрацией.

нужно опираться на имеющиеся должностные обязанности, Положение о МБДОУ, Положение о внутреннем контроле.

хозяйственной деятельности;

- осуществлять выборочный контроль за работой воспитателей.

выполнение календарных планов и документации педагогами;

- выполнение педагогами работы, направленной на повышение квалификации.

В каждой группе завести тетради Контроль и оказание методической помощи, в которых удобно делать отметки о результатах проверки планов.

деятельности необходимо осуществить формирование целей и задач. Необходимо не просто подготовить анализ работы дошкольного учреждения, а определить проблемы и перспективы его дальнейшего развития. Это можно организовать при проведении тщательного анализа направлений деятельности.

В дополнении к вышесказанному, отметим, что в процессе мониторинга выявляется и оценивается качество и актуальность информации, которая необходима для принятия управленческих решений. Для этого рекомендуется в дошкольном учреждении создать сборник Воспитательно-образовательная работа в цифрах и фактах, в который нужно заносить анализ выполненной работы за несколько лет.

части, которые наиболее просто будет проконтролировать и оценить.

Содержание системы контроля имеет своим направлением достижение цели, и, все используемые технологии имеют очень тесную связь. Необходимо учитывать, что даже хорошо продуманный и спланированный механизм организации контроля, в процессе его реализации может иметь различную степень успешности.

проведению контроля.

Ознакомившись и проанализировав педагогическую и психологическую литературу по изучаемой теме: Контроль как функция управления в образовательной организации можно сказать, что этому вопросу уделяли особое внимание в своих работах такие авторы, как: А.Е. Бахмутский, Л.М. Денякина, А.М. Моисеев, Л.В. Поздняк, и другие, но этот вопрос так и остается актуальным.

Контроль представляет собой неотъемлемую часть управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Осуществление контроля основывается на систематическом и целенаправленном изучении, наблюдении, анализе и оценки воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. А так же создание оптимальных условий, необходимых для его нормального развития.

В обязанности руководителя включен контроль содержания различных отраслей деятельности детского сада, таких отраслей как: организационно педагогическая; образовательная; финансово-хозяйственная и др.

Руководитель анализирует полученную оперативную информацию о реальном состоянии дел в дошкольном учреждении. На основе имеющихся данных разрабатывает возможные пути развития дошкольного учреждения, намечает цели на дальнейшее будущее.

В процессе написания работы была выяснена важность функции контроля в управленческой деятельности руководителя.

существует самостоятельно, а имеет тесную взаимосвязь с другими функциями управления. И в случае если руководитель дошкольного учреждения устраниться от контроля, то он потеряет способность оперативного вмешательства в воспитательно-образовательный процесс, для определения причин, возникающих трудностей, и в дальнейшем управлять ими.

Руководителю дошкольного учреждения, необходимо основываясь на принципах и требованиях, которые предъявляются к процедуре проведения контроля, выстроить систему контроля. При имеющихся определенных условиях, используя для этого необходимый инструментарий, к которому относятся различные формы организации и методы контроля, реализовывая контроль в некотором алгоритме, каждый руководитель рассчитывает на эффект и результат своей контрольно - диагностической деятельности.

Было определено, что для реализации контрольно - диагностической функции заведующая должна обладать умением собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, осуществлять анализ и оценку ее. Благодаря этим умениям можно отыскать наиболее правильные, обоснованные и оптимальные решения.

детском саду, можно утверждать, что в этой организации имеется система контроля. Использование рефлексии и гуманности при осуществлении контрольно - диагностической функции руководителя дошкольного учреждения является залогом результативности всего процесса управления.

Заведующей МБДОУ Детский сад стремиться к тому чтобы каждый член педагогического коллектива имел уверенность в значимости и необходимости выполнения своей работы. Так как если руководителю, удастся внушить эту мысль своим коллегам, то он будет окружен надежным коллективом. Деловое общение с сотрудниками, по результатам проведенного контроля необходимо начинать с похвалы, а указывать на недостатки и просчеты очень тактично, так как не может в работе сотрудника все плохо.

В связи с появление в системе образования Федерального государственного стандарта, происходит ускорение развития образования, за счет этого появляются новые цели и приоритеты. Поэтому главная задача ФГОС представляет собой обеспечение каждого ребенка качественным современным образованием. Для реализации этой задачи нужно закрепить и использовать лучшие образовательные модели, что в дальнейшем будет способствовать появлению позитивного импульса модернизации образования.

Беря во внимание происходящие изменения в образовательных стандартах, особенностью внутреннего контроля дошкольного учреждения, является то, что он подсистема общей системы управления учреждением. Контроль определяется некоторыми резервами, которые имеют направление на развитие такого инструмента управления образовательным процессом, как качество образования.

Осуществление контроля как функции образовательной организацией, является основной деятельностью руководителя. Благодаря осуществлению контроля руководитель повышает эффективность функционирования дошкольного учреждения. Осуществление контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения обеспечивает руководителю знание о состоянии дел в дошкольном учреждении.

По мнению Ю.М. Евстигнеевой, предупреждение кoмпьютернoй зависимoсти - слoжный прoцесс, кoтoрый требует сoгласoваннoй рабoты родителей и различных специалистoв в этой области. Компьютерная зависимость поддается коррекции и лечению. На начальных стадиях сами родители могут повлиять на ситуацию, следуя рекомендациям психологов или приняв участие в коррекционной программе. При более запущенных формах требуется специализированная помощь психолога и врача психиатра [14:151].

Во всех случаях компьютерной зависимости родители должны поддерживать своих детей и помогать разбираться с возникшими проблемами. Основной мерой предупреждения возникновения зависимости у дошкольников является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать дошкольников в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а доступно объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Это отнюдь не призывает исключить компьютер из жизни и воспитания дошкольников совсем. Это невозможно и бессмысленно, но кoмпьютерные игры необходимо ввoдить тoлькo пoсле тoгo как дошкольник oсвoил традициoнные виды детскoй деятельнoсти (рисoвание, кoнструирoвание), а главное - когда он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры) и научился отличать игру от реальности [19].

Таким образом, полностью ограничить ребенка старшего дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером достаточно сложно и практически невозможно, поэтому проводить профилактику компьютерной зависимости необходимо уже в дошкольном возрасте. Родителям необходимо

грамотно использовать компьютерные игры для развития старшего дошкольника. Необходимо различать, какие игры являются развивающими, в которые полезно играть ребенку, а какие игры могут вызвать агрессию, жестокость, безразличие к окружению. Правильно подбирать игры в соответствии с дошкольным возрастом и четко ограничить время пребывания за компьютером (оно не должно превышать 30 минут). Если ребенок, сидя за компьютером, учится считать и писать, рисовать, изучает иностранные языки, историю, географию, играет в шахматы или шашки, смотрит мультфильмы или кино - то, в этом нет абсолютно ничего плохого. Результатом грамотно подобранной компьютерной игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, эрудиции, памяти, внимания, координации, умения планировать свои действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - Москва-Воронеж. - 2010 г. - С. 15-60.

  2. Азарова Р.И. Досуг современных детей / Р.И. Азарова //Внешкольник. - 2013 г. - № 10.-128с.

  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //М.: Вестник МГУ.,2010 г.- С. 10-80.

  4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / М.: Можайск-Терра, 2010 г.- С. 228- 304.

  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. - М., "Можайск-Терра" .- 2010 г.- С.11-40.

  6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 2009 г.- С. 89-100.

  7. Балонов И.М. Компьютер и дошкольник // М.:Эксмо, 2007 г.- 67 с.

  8. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2,2011г.- С. 145-152.

  9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2013 г. - 305 с.

  10. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. - 2012. -№ 6.- С. 15-22.

  11. Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. - М.: Слово, 2008 г.- С.11-23.

  12. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2012 г. -№ 3.- 61 с.

  13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253

  14. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психологических наук. Текст. - М.: РГБ, 2003.- С. 151-171.

  15. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции //М.:Аддиктология. 2009 г.- С. 121-185.

  16. Иванов М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2013 г. - Т. 24, № 2- С.7-10.

  17. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2010 г. - 435 c.

  18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. //М.:Обозр. психиат. и мед. психол., 2011 /1

  19. Краснова С.В., Казарян Н.Р., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е, Носатова М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью//М.:Бис-прант, 2005 г.- 45 с

  20. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2015 г.- С. 45-56с.

  21. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант, 2006 г. - С. 48- 70.

  22. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2011 г. - № 12.- С. 26-29.

  23. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003 г. - № 9 -С. 13-18.

  24. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. - 2012 г. - № 5-12 с.

  25. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных дошкольников в области информационных технологий//Естествознание в школе. - 2010 г.-№ 4 -С. 35-39.

  26. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. - 2013 г. - № 21- С. 5-10.

  27. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весник БГУ. Серия 3.- 2010 г. - №2. - С. 42-45.

  28. Федоров А.В. Дошкольники и компьютерные игры //Педагогика. - 2014 г. - № 6- 56-58 с.

© 2010-2022