Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Педагогический проект


«Элементы моделирования в формировании

начал экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель МБДОУ

Антонова Римма Елизаровна














Чебоксары 2014

Оглавление

Оглавление 2

Паспорт проекта 2

Содержание проекта 3

Задачи: 34

Этапы реализации проекта 36

Материальная база 38

Мониторинг проекта: 39

Литература 42

Приложение 1 44

Приложение 2 45

Анализ внешней среды 48

Деятельность МБДОУ регулируется правовыми документами: ФГОС, 49

Конвенция о правах ребенка, 49

Всеобщая декларация прав человека, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. 49

Законодательными актами РФ: 49

Конституция РФ, 49

Семейный кодекс РФ, 49

Закон РФ « Об образовании», 49

Закон ЧР «Об образовании», 49

Ухудшение экологической обстановки. 49

Переоценка родителями значения МБДОУ в воспитании детей: перенесение ответственности за воспитание детей на МБДОУ. 49

Недостаточное обеспечение 49

материально - технической базы 49


Паспорт проекта

Наименование проекта: «Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Автор проекта: Антонова Римма Елизаровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 101» управления образования администрации города Чебоксары

Цель: Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Задачи:

Создать систему работы по ознакомлению детей с живой и неживой

природой, используя элементы моделирования;

Обогатить, экологизировать предметно-развивающую среду новым

дидактическим материалом;

Разработать рекомендации для родителей.

Повысить уровень экологической культуры детей старшего

дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Усвоение детьми элементов моделирования;

Повышение уровня экологической культуры за счет расширения,

углубления знаний об окружающей среде, используя элементы моделирования:

Активное использование предметно-развивающей среды

самостоятельной познавательной деятельности.

Педагоги:

Возможность использования результатов проекта в собственной

деятельности на практике;

Заинтересованность в организации по формированию начал

экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования,

Родители:

Повышение заинтересованности родителей к познавательной деятельности детей по ознакомлению с природой;

Оказание помощи в экологизации развивающей среды;

Повышение компетентности родителей в области экологической

культуры.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2014 - май 2015 год.

Содержание проекта

Что такое экология?

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука).

В настоящее время это понятие из сугубо научного превратилось в
общественное, наполнилось тревожным смыслом. Интенсивное освоение территории и неразумная хозяйственная деятельность человека и за последние десятилетия привели к нарушению природной среды и к значительному истощению всех природных ресурсов. Постоянным спутником технического прогресса стало загрязнение окружающей среды. Резко возросло количество свалок бытовых и токсичных промышленных отходов. Все это отрицательно отразилось и на здоровье населения всех континентов. По оценкам ученых-медиков в настоящее время среди причин заболеваемости населения экологические факторы уже составляют 15-30%.По удельным показателям «количество токсичных отходов в расчете на одного жителя» по Чувашской Республике на 1 жителя приходится около 630 кг отходов. За последние десятилетия,даже на протяжении последнего столетия, человечество утратило то, что можно назвать экологической интуицией. Современная цивилизация максимум комфорта постаралась обеспечить человеку именно за счет эксплуатации природных ресурсов, природных богатств. Вырубались леса, истощалисьприродные ресурсы, истреблялись животные.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средоймогут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием нового ФГОС дошкольного образования(от17 октября 2013г.№1155) законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» появились предпосылки создания правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Современная концепция дошкольного воспитания (1998г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене - сфере воспитания дошкольников. В настоящее время проблемы экологического образования находят отражение во всех ныне действующих комплексных программах: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Развитие» и другие. Многие дошкольные учреждения, углубленно занимающиеся экологическим воспитанием, используют специальные парциальные программы: программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - Природа», программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», программа Ж. Л. Васяниной-Новиковой «Паутинка», программа С. Г Ашиковой «Семицветик» и другие. Программы одобрены Федеральным экспертным советом по общему образованию.

В нашей республике стоит та же проблема, проблема окружающей среды. Основными проблемами в области использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды являются:- концентрация в Чувашской Республике предприятий машиностроительной, электротехнической, химической промышленности, рост сети транспортных магистралей, а также высокая плотность населения, что способствует росту нагрузки на окружающую природную среду;

С учетом значимости экологических проблем Указом Президента России от 4 февраля 1994 года N 236 определена государственная стратегия России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, где отмечается, что перестройка общественных отношений, а также напряженная экологическая ситуация обусловили необходимость совершенствования системы управления народным хозяйством в целом и механизма регулирования рационального природопользования в частности.

Территория Чувашской Республики имеет ряд природных, социально-экономических, демографических особенностей. К их числу следует отнести: наличие в пределах республики трех природных зон, высокую плотность населения на единицу площади, концентрацию многоотраслевой промышленности в Чебоксарской агломерации, наличие предприятий и объектов повышенной экологической опасности и другие факторы, обуславливающие высокую антропогенную нагрузку на природную среду. Занимая компактную территорию, республика обладает действенными атрибутами государственности (институт президентства, госсовет, правительство, законодательство) Экологическая обстановка в республике определяется спецификой местных природно-климатических условий, а также характером и масштабами воздействия промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду.Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая промышленность.сельскохозяйственных и коммунальных предприятий.

Характеристика загрязнения воздуха в г. Чебоксары:Концентрации взвешенных веществ. Средняя годовая концентрация в целом по городу была выше предельно допустимой концентрации (ПДК) в 1,2 раза и на 20% выше уровня прошлого года. Уровень запылённости воздуха города был неоднородным. Наиболее загрязнённым является промышленный район, где среднегодовая концентрация составила 1,9 ПДК и в течение всего года среднемесячные концентрации превышали ПДК в 1,3 - 2,7 раза.. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах республики проводятся лабораторией Чувашского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 4 стационарных постах в г.Чебоксары и 2 - в г. Новочебоксарск по 20 ингредиентам. В атмосферный воздух республики поступает свыше 250 загрязняющих веществ. Основными загрязняющими веществами по массе выбросов являются углеводороды, окись углерода, диоксид азота и диоксид серы. В расчете на одного жителя Чувашской Республики приходится около 38 кг загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников.Наибольший вклад в выбросы загрязняющих веществ промышленностью, как и в предыдущие годы, вносят предприятия «Волготрансгаз» - 56,6 %, электроэнергетика - 14,1%, и машиностроение и металлообработка - 10,6%.К крупным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся ТЭЦ-2 (3,44 тыс.т) и ТЭЦ-3 (1,874 тыс.т). Основными загрязняющими веществами являются сернистый ангидрид (30 %) и оксиды азота (49,2 %).

Газовая промышленностЬ, химическая промышленность в республике представлена такими предприятиями как ОАО «Химпром», ПО им.Чапаева, Вурнарский завод смесевых препаратов, ОАО «Лакокраска» (г.Канаш). Особенностью экологического воздействия предприятий химической промышленности является многообразие источников и видов выделяющихся вредных веществ. Так, в выбросах ОАО «Химпром» содержится около 110 загрязняющих веществ, ПО им. Чапаева - 60 , Вурнарский завод смесевых препаратов - 50. Крупными источниками загрязнения атмосферы в отрасли являются: ОАО «Чебоксарская керамика» (0,406 тыс.т), Чебоксарский завод строительных материалов (0,850 тыс.т), Новочебоксарский завод строительных материалов (0,153 тыс.т), Чебоксарский ДСК (0,289 тыс.т).

По удельным показателям «количество токсичных отходов в расчете на одного жителя» по Чувашской Республике на 1 жителя приходится около 630 кг отходов.

Складирование и хранение отходов производства и потребления в республике производится на полигонах и свалках, большинство из которых не отвечает санитарным и экологическим требованиям. Не соблюдается технология складирования, отсутствует система экологического мониторинга и контроля, что приводит к загрязнению окружающей среды.

На территории республики действует 37 санкционированных свалок и полигонов бытовых отходов, занимающие площадь 87,9 га. Кроме того, имеются 1750 действующих несанкционированных свалок, которые занимают площадь 75 га.

Большинство санкционированных свалок исчерпали свои возможности по приему отходов, особенно тяжелое положение с размещение отходов сложилось в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск и пос. Кугеси.

Основными проблемами в области использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды являются:- концентрация в Чувашской Республике предприятий машиностроительной, электротехнической, химической промышленности, рост сети транспортных магистралей, а также высокая плотность населения, что способствует росту нагрузки на окружающую природную среду;

Стабильность экологической ситуации в Чувашской Республике с определенной тенденцией к улучшению качества среды обитания во многом объясняется проводимой комплексной экологической политикой и осуществлением природоохранных мероприятий. Однако сохраняющиеся проблемы по-прежнему актуальны и требуют своего решения.

Важную роль в сохранении устойчивой экологической обстановки играют леса, занимающие треть территории Чувашии. Главная задача лесоводов - сохранение и воспроизводство лесов. 2013 год прошел под знаком Года охраны окружающей среды. 85% жителей республики приняли участие более чем в 900 экологических мероприятиях. Самыми массовыми стали акции «Зеленая Россия», «Сделаем вместе», «Посади дерево и сохрани его». План мероприятий по проведению на территории Чувашской Республики Года охраны окружающей среды выполнен в полном объеме.

Большой проблемой является захламленность территорий сельских и городских поселений твердыми бытовыми отходами.

С 20 марта, стартовала республиканская акция "Марш парков". Она проводится в рамках Международных дней в поддержку заповедников и национальных парков под девизом "Вода для жизни - в живой природе".

В рамках Всероссийской акции "Аллея России" в период с мая по август 2014 года в Чувашской Республике был организован и проведен ряд эколого-просветительских мероприятий, способствующих формированию экологической культуры и пропагандирующих бережное отношение к окружающей среде.

Минстрой Чувашии сообщает, что в период с 14 по 20 апреля текущего года в республике проведено свыше 550 экологических акций и субботников, в которых приняло участие более 35 тыс. жителей, 1,5 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности.

В период с 1 по 8 апреля 2014 года КУ "Чебоксарское лесничество" Минприроды Чувашии провело экологическую акцию "Чистый лес". Активное участие приняли все, кто неравнодушен к проблемам загрязнения окружающей среды.

Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" опубликовала экологической рейтинг субъектов Российской Федерации за 2013 год, в котором Чувашская Республика среди 83 регионов заняла 9-е место. В рейтинге учитываются природоохранные, промышленно-экологические, социально-экологические индексы регионов.

В атмосферный воздух республики поступает свыше 250 загрязняющих веществ.Основными загрязняющими веществами по массе выбросов являются углеводороды, окись углерода, диоксид азота и диоксид серы. В расчете на одного жителя Чувашской Республики приходится около 38 кг загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников.

К крупным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся ТЭЦ-2 (3,44 тыс.т) и ТЭЦ-3 (1,874 тыс.т). Основными загрязняющими веществами являются сернистый ангидрид (30 %) и оксиды азота (49,2 %).

Газовая промышленностЬ,химическая промышленность в республике представлена такими предприятиями как ОАО «Химпром», ПО им.Чапаева, Вурнарский завод смесевых препаратов, ОАО «Лакокраска» (г.Канаш). Особенностью экологического воздействия предприятий химической промышленности является многообразие источников и видов выделяющихся вредных веществ. Так, в выбросах ОАО «Химпром» содержится около 110 загрязняющих веществ, ПО им. Чапаева - 60 , Вурнарский завод смесевых препаратов - 50. Наибольшие объемы выбросов в атмосферу в 2000 году отмечены на следующих предприятиях: ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» (1,986 тыс.т), ОАО «Промтрактор» (0,504 тыс.т), ОАО «Чебоксарский электроаппаратный авод» (0,145 тыс.т), ОАО «Канашский вагоноремонтный завод» (0,268 тыс.т), ОАО «Шумерлинский комбинат автофургонов» (0,303 тыс.т).Наибольшие объемы выбросов в атмосферу у следующих предприятий: Чебоксарская мебельная фабрика (0,049 тыс. т), Канашская мебельная фабрика (0,027 тыс. т), Урмарская мебельная фабрика (0,043 тыс.т).Крупными источниками загрязнения атмосферы в отрасли являются: ОАО «Чебоксарская керамика» (0,406 тыс.т), Чебоксарский завод строительных материалов (0,850 тыс.т), Новочебоксарский завод строительных материалов (0,153 тыс.т), Чебоксарский ДСК (0,289 тыс.т).

По удельным показателям «количество токсичных отходов в расчете на одного жителя» по Чувашской Республике на 1 жителя приходится около 630 кг отходов

Складирование и хранение отходов производства и потребления в республике производится на полигонах и свалках, большинство из которых не отвечает санитарным и экологическим требованиям. Не соблюдается технология складирования, отсутствует система экологического мониторинга и контроля, что приводит к загрязнению окружающей среды. В ходе проверок выявлено 25 мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, которые ликвидированы после внесения представлений в адрес муниципальных образований.

В рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы» продолжено строительство полигона твердых бытовых отходов для гг. Чебоксары, Новочебоксарска, Чебоксарского района.( Доклад министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики И. Исаева на заседании коллегии Минприроды Чувашии 17 февраля 2014 года).

Стабильность экологической ситуации в Чувашской Республике с определенной тенденцией к улучшению качества среды обитания во многом объясняется проводимой комплексной экологической политикой и осуществлением природоохранных мероприятий. Однако сохраняющиеся проблемы по-прежнему актуальны и требуют своего решения.


3

Богата природа нашего края, славятся хвойные и дубовые леса, произрастают более 1150 видов лекарственных растений. В водоемах насчитывается более 40 видов рыб. В лесах водятся кабаны, медведи, волки, лоси, европейские олени, бобры, насчитывается более 40 видов птиц. В бассейнах Суры, Цивиля, Волги найдены минеральные воды, лечебные грязи. В Порецком районе обнаружены залежи гипса. Но растения и животные исчезают из Чувашского края из-за неразумной деятельности человека. 58 видов растений и 72 вида животных занесены в Красную книгу. Например, такие растения: бело-желтая кувшинка, купальница, ландыш, вереница и др.

В Чебоксарское водохранилище сбрасывают плохо очищенные стоки многие предприятия. В воде копятся вредные примеси. Состав воды влияет на водных обитателей. Многие виды рыб содержат в своем организме ртуть, а ртуть - страшный яд! Санитарные врачи бьют тревогу: чтобы водоемы были чистыми надо на крупных заводах строить очистные сооружения. Многие крупные предприятия Чувашии постоянно загрязняют воздух. К ним относятся: Вурнарский химический завод, Чебоксарский агрегатный завод, Чебоксарская мебельная фабрика, Новочебоксарский химический завод. Увеличивается число машин. Выхлопные газы отравляют воздух. Образуются озоновые дыры. Для того, чтобы воздух был чистым, необходимо устанавливать аппараты по очистке выбросов и строить объездные дороги вокруг городов и, конечно же, сажать как можно больше деревьев и кустарников, ведь они - легкие нашей планеты.

Складывающаяся в Российской Федерации и Чувашской Республике экологическая ситуация ставит задачу государственного регулирования использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды. В последние годы в Российской Федерации и Чувашской Республике разработаны законодательные акты, которые призваны закрепить современные принципы природопользования. Важным шагом в создании механизма управления рациональным природопользованием стало принятие закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Значительным явлением в области развития природоохранного законодательства на уровне республики явилось принятие Закона Чувашской Республике «О порядке пользования природной средой и природными ресурсами».

Природоохранную деятельность в нашей республике осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов (Минэкологии).

Юго-западный район г. Чебоксары, в котором находится наш детский сад № 101, характеризуется неприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как «Завод металлоизделий», «Литейно-механический завод» и «Мебельная фабрика». В районе наблюдается сильное загрязнение почвы. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В окрестностях ДОУ № 101 отсутствуют парки отдыха, скверы, рощи. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором. Рядом с детским садом по улице Грасиса находится общежитие. Подростки из

этого дома из-за отсутствия вблизи парков отдыха и детских площадок в основном по вечерам всеми путями стараются проникнуть на территорию нашего детского сада. Загрязняют участки, вытаптывают цветники.

Положительным моментом в организации экологического образования является наличие на территории детского сада деревьев: хвойные, лиственные, фруктовые деревья и кустарники (яблоня, вишня, черная смородина). Растительный мир на территории детского сада разнообразен, что представляет интерес с точки зрения экологического воспитания. На территории детского сада есть «экологическая тропа» для наблюдения, экскурсий, цветники.

Наш детский сад № 101 работает по направлению «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательную деятельность». Педагогический процесс организован по программе Н.А.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и парциальных программ «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой и «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

В последнее время выпущено достаточное количество методических пособий по ознакомлению дошкольников с природой. Меня в большей степени интересует использование элементов моделирования при ознакомлении дошкольников с природой. Наиболее активно это направление развивалось под руководством Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова, Н. В. Ветлугиной. Практически нет, наверное, ни одного исследователя проблем обучения, кто ни обратился бы к моделированию, как высокоэффективному, наглядно-практическому способу развития способностей ребенка. Использование модели обеспечивает ребенка возможностью правильно, в удобное время и необходимое число раз наблюдать изучаемое явление или его имитацию и производить с ней различные действия. Например, модель движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси позволяет ребенку увидеть изменение степени освещенности в конкретной часть Земли во время этого движения и понять смену дня и ночи, времен года. Освоив использование готовых моделей ребенок подготавливается к самостоятельному созданию моделей.

. Человек и природа - одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Так что же такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность. В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.

Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта;

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:

1.ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими «глазами» на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом, становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные «ноги» -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее. Делают больше шагов, меняются «ногами», но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные «ноги». Надевая сверху на них головки разных животных, моделирование можно превратить в игру-соревнование «Кто из животных скорее прибежит к финишу».

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.- в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.

2. Предметно-схематические моделиСтаршим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет, рекомендуемый С.Н.Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

Вообще, изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Например, можно предложить им нарисовать овощи, которые едят сырыми, цветы, которые растут на лугу (в саду, в лесу), и т.д., расположив потом эти рисунки на соответствующей схеме-модели, изображающей сад, огород, луг и т.д. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных степеней прилагательных: "Летом день длинный, а осенью короче"; "Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее"; "Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот". Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.

Распространенными предметно-схематическими моделями являются так же чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа ->го большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''

Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д.

И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это "срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно - Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками.

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Например, в средней полосе России сентябрь - это зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев, они разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превратились в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; апрель - это негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май - это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д.; летом каждый месяц имеет свои цветы - их обязательно надо нарисовать в календаре; зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается только толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.) Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени - "неделя". Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован! рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время ("неделя"), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом моделирование роста и развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь -полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательном и работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат из редиса.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

- Начинает подкормку (в средней полосе России) в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп. верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта -дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах

Е. Борзова использует в работе по экологическому воспитанию различные виды символов. Модели, составленные из них, помогают дошкольникам самостоятельно решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными явлениями или объектами, выделять основные признаки времен гола и объяснять те или иные их закономерности.

Модели составляются из катонных кружков, цвет которых символизируют разные понятия: желтые - свет, голубой - воду, черный - почву, белый - снег, лед, зеленый - растительность. Круги могут быть окрашены неполностью, что указывает на убывание или нарастание определяемого фактора. Круги последовательно выкладываются на фланелеграфе или наборном полотне в цветовой ряд - модель того или иного времени года. Например, модель «Лето» представляет собой цветовой ряд из кругов 5 цветов: желтый показывает обилие солнечного цвета, красный - высокую температуру воздуха, голубой - изобилие влаги, черный - почву, зеленый - рост и развитие растений.

Наступает осень, дети наблюдают изменения в природе. Педагог, систематизируя их наблюдения в ходе беседы, заменяет в модели «Лето» некоторые круги. Полученный ряд представляет собой модель осени. Желтый круг меняют на желто-серый. Световой день уменьшился. Небо заволокло тучами. Растениям не хватает света, поэтому их листья желтеют. Вместо красного круга выставляется красно-серый. Становится холоднее. Летнюю обувь меняют на ботинки, сапоги. Надевают куртки и шапки. Убирают зеленый круг. Условия внешней среды изменились. Меняются и жизнь астений. Им не хватает питания, их рост останавливается, живая природа готовится к зиме. Готовая модель осени состоит из следующих кругов: желто-серого, красно-серого, голубого и черного.

Для составления модели зимы понадобятся следующие круги: черный

- почва, которая, несмотря на то, что невидно под снегом не исчезает.
Белый показывает снег, а серый с небольшим желтым сектором
обозначает короткий световой день. С наступление весны в цветовой
ряд вносятся изменения. Увеличивается световой день, серый круг с
желтым сектором меняется на желтый. Солнце начинает пригревать -
выкладывается круг красного цвета. Начинает таять снег - круг белого
цвета меняется на голубой. Почва прогрелась, обилие света, тепла и
влаги способствует росту и развитию растений. В цветовой ряд
добавляется круг зеленого цвета.

Для уточнения и закрепления представления детей о законах природы и последовательности сезонных изменений можно провести дидактические игры: «Путаница», «Так бывает или нет?», «Найди и исправь ошибку».

Дети, начиная с 4 лет. Могут пользоваться моделями, символами, которые позволяют упорядочить их разрозненные и впечатления, учат

анализировать, рассуждать, способствуют развитию мышления, связной речи, наблюдательности и любознательности.

Для программы «Наш дом - природа» разработан ряд наглядных пособий, игр, плакаты по теме: «Правила поведения в заповеднике» (нельзя шуметь, бросать мусор, топтать траву, пугать животных, собирать грибы и ягоды, брать детенышей животных на руки), « Не вытаптывать! Не засорять! Собирать мусор!»

Все эти запреты часто оформляются в виде природоохранных знаков, иллюстрирующих то, чего нельзя делать по отношению к природе. Если мы показываем ребенку запретный знак с изображением огня, то должны объяснить, что костры можно разводить только в специально отведенных для того местах, на безопасных с точки зрения возникновения пожара (на песчаном берегу реки), необходимо одновременное использование в работе с детьми как запрещающих, так и разрешающих знаков (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать любоваться ими).

Н. А. Рыжова помимо календаря природы предлагает использовать фенологический календарь. Фенологический календарь заполняется не каждый день. В нем отмечаются только даты, когда наблюдалось определенное явление (первые цветки, первые почки на деревьях и т. п.). Даются кварты-схемы: «деревья», «кустарники», «травы», «животные».

Для составления описательных рассказов о животных Н. А. Рыжова предлагает ряд схем, чтобы составлять рассказ по схеме, дошкольники должны хорошо понимать изображенные на ней символы. Заранее обсуждается значение каждого символа.

Н. А. Рыжова в своей книге «Экологическое образование в детском саду для удобства работы рекомендует оформить паспорта растений и животных. Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например. Экологические особенности растений показываются при помощи значков, символов. Каждая характеристика растения обозначается цветным кружочком, который размещается в верхней части страницы. Например, влаголюбивые растения - синий кружочек, засухоустойчивые -оранжевый, средние по требования к влаге - голубые. Такие значки значительно облегчают работу. Вместо того, чтобы прочитывать информацию о каждом растении вы просто листаете альбом-паспорт и отбираете объекты, обозначенные зеленым кружком -растения. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Л. Ф. Павленко особое значение придает формированию умения кодировать и декодировать информацию. Свободное владение этим умением дает возможность судить об интеллекте ребенка. Выделив определенные признаки, обобщив их в таблицах, дети используют их в дальнейшей деятельности в качестве опорных схем. Например, в игре «Кто больше назовет общих признаков», дети называют признаки, воспитатель схематично изображает сказанное.

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастаI

Также Л. Ф. Павленко предлагает специальные схемы, символы на определение живой, неживой природы (живое - неживое), карты-схемы (живая цепочка, растительная аптека и др.).

Реализации проекта способствует то, что в детском саду имеется оснащенный методический кабинет, где собраны пособия, дидактические игры, набор картин по временам года, о животных, о растениях, методическая литература, журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». В группе имеется уголок природы, центр воды и песка, огород на окне, дидактические игры, книги по экологическому воспитанию. Имеется диагностика О. Соломенниковой (приложение). Коллега по работе Любимова Эльвира Михайловна также использует в своей работе элементы моделирования.

По данным диагностического обследования уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста (приложение № 1) по методике ознакомления детей с природой О. Соломенниковой

выяснилось, что у детей недостаточный уровень знаний о живой и неживой природе. Наблюдения показали, что некоторые дети рвут листья, цветы, ломают ветки кустов необдуманно. У детей низкая культура поведения в природе. Я предположила, что использование элементов моделирования будет способствовать повышению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема проекта: Недостаточно высокий уровень экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Повысить уровень экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Задачи:

Создать систему работы по ознакомлению детей с живой и неживой

природой, используя элементы моделирования;

Обогатить, экологизировать предметно-развивающую среду новым

дидактическим материалом;

Разработать рекомендации для родителей;

Повысить уровень экологической культуры детей старшего

дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

Дети:

Усвоение детьми элементов моделирования;

Повышение уровня экологической культуры детей за счет

расширения, углубления знаний об окружающей среде, используя элементы моделирования;

Активное использование предметно-развивающей среды в

самостоятельной познавательной деятельности.

Педагоги:

Возможность использования результатов проекта в собственной

деятельности на практике;

Заинтересованность в организации процесса по формированию

начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Родители:

Повышение заинтересованности родителей к познавательной
деятельности детей по ознакомлению с природой;

Оказание помощи в экологизации развивающей среды;

Повышение компетентности родителей в области экологической

культуры.








Этапы

Задачи

Пути реализации

Сроки

Субъекты

1

этап -

подго

товит

ельн

ый

1. Выявление

уровня

подготовленност

и детей к

реализации

1 .Диагностика знаний отношений детей

по ознакомлению с природой по

методике О. Соломенниковой

09.2014

Дети

проекта

2. Подготовка методического проекта.обеспечения для реализации проекта


2.Подборка методической литературы. 3.Составление перспективного плана работы с детьми.

09.2014

Педаг


2

1. Повышение

1. Совместная деятельность педагога с

09.2014

Дети

этап -

уровня

детьми (уход за комнатными

-05.2015

основ

экологической

растениями, подкормка птиц зимой).

ная

культуры детей,

2.Наблюдения в природе за объектами

часть

усвоение детьми

элементов

моделирования.

живой и неживой природы.

3. Проведение цикла занятий по
ознакомлению детей с природой с
использованием элементов
моделирования. (Один раз в две недели).

4. Проведение открытого занятия для
родителей.

2. Повышение

1. Сообщения на родительском собрании

09.2014

родите

ли

уровня

« Что такое моделирование?»


компетентности родителей в

2. Консультации для родителей «Экология детства».

11.2014

педагс

области

экологической к ультуры.

3. Домашние задания по темам:

0 «Наблюдаем дома за растениями»; □ Опрос «Наблюдаем за птицами»;

4. Рекомендации родителям «Как
воспитывать любовь к природе, если
дома нет растений и животных?»;

5. Проведение открытого занятия для
родителей.

09.2014-05.2015

02.2015

родите ли

Этапы реализации проекта

2этап-

Основная часть

Повышение

экологической

культуры

детей,

усвоение детьми

элементов

моделирования

-Знакомство с

фенологическим

календарем

Н.А.Рыжовой.

- «Комнатные

Растения»(знакомить

с паспортами

растений)

по Н.А.Рыжовой.

-Проведение цикла

занятий на экологической

тропинке с использованием

элементов моделирования.

-Проведение цикла

занятий «Что такое горы»(моделирование

Н.А.Рыжова).

-Создание модели

«Времена года».

09.2014


10.2014


09.2014-

О5.2015.


09.2014-

05.2015.

Дети

Дети


Дети


Дети

Дети

1

3. Обогащение

1. Сделать паспорта комнатных

09.2014-

Педагоги

предметно-развивающей среды

растений.

2. Собрать коллекцию камней,
ракушек.

3. С помощью родителей
приобрести и выделить зону
библиотеки.

4. Обогатить библиотеку
разнообразными красочными книгами о

05.2015

4. Повышение уровня

компетентности педагогов по организации пед. процесса по формированию начал экологической культуры детей моделирования.

5. Корректировка перспективного плана

старшего

дошкольного

возраста

посредством

природе, энциклопедиями для детей.

1. Выступление с сообщением на
педсовете - тема «Организация эколого-
развивающей среды в ДОУ.

2. Проведение открытого занятия для воспитателей

3. Презентация педагогического проекта «Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» на педагогическом совете. 4. Анкетирование.

Внесение изменений в перспективный план

11.2014 05.2015

11.2014

09.2014-05.2015




3

Оценка

1 .Диагностика знаний отношений детей

05.2015

Дети

этап

эффективности реализации

по ознакомлению с природой по методике О. Соломенниковой

заклю чител ьный

проекта

2. Презентация результатов реализации проектов перед родителями

05.2015

Родители

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Материальная база

Анализ состояния предметно-развивающей среды.

В группе имеются:

Уголок природы;

Центр воды и песка;

Календари природа;

Альбомы и иллюстрации;

Развивающие и дидактические игры:

Огород на окне;

Карты;

Содержание предметно-развивающей среды после реализации проекта
Уголок природы;

Центр воды и песка;

Календари природа;

Альбомы и иллюстрации;

Развивающие и дидактические игры:

Огород на окне;

Карты;

Паспорта комнатных растений;

Коллекция камней и ракушек;

Библиотека, обогащенная новыми книгами и энциклопедиями

для детей;

Мониторинг проекта:

Дети:

Методика О. Соломенниковой «Уровень сформированности

экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Педагоги:

Заинтересованность в формировании начал экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста;

Консультация «Организация эколого-развивающей среды в ДОУ»;
Анкетирование.

Родители:

Повышение активности родителей в совместной деятельности в

экологическом воспитании детей;

Помощь родителей в экологизации предметной развивающей среды;
Опрос «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений

и животных?»

Для программы «Наш дом - природа» разработан ряд наглядных пособий, игр, плакаты по теме: «Правила поведения в заповеднике» (нельзя шуметь, бросать мусор, топтать траву, пугать животных, собирать грибы и ягоды, брать детенышей животных на руки), « Не вытаптывать! Не засорять! Собирать мусор!»

Все эти запреты часто оформляются в виде природоохранных знаков, иллюстрирующих то, чего нельзя делать по отношению к природе. Если мы показываем ребенку запретный знак с изображением огня, то должны объяснить, что костры можно разводить только в специально отведенных для того местах, на безопасных с точки зрения возникновения пожара (на песчаном берегу реки), необходимо одновременное использование в работе с детьми как запрещающих, так и разрешающих знаков (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать любоваться ими).

Н. А. Рыжова помимо календаря природы предлагает использовать фенологический календарь. Фенологический календарь заполняется не каждый день. В нем отмечаются только даты, когда наблюдалось определенное явление (первые цветки, первые почки на деревьях и т. п.). Даются кварты-схемы: «деревья», «кустарники», «травы», «животные».

Для составления описательных рассказов о животных Н. А. Рыжова предлагает ряд схем, чтобы составлять рассказ по схеме, дошкольники должны хорошо понимать изображенные на ней символы. Заранее обсуждается значение каждого символа.

Элементы моделирования.

Н. А. Рыжова в своей книге «Экологическое образование в детском саду для удобства работы рекомендует оформить паспорта растений и животных. Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например. Экологические особенности растений показываются при помощи значков, символов. Каждая характеристика растения обозначается цветным кружочком, который размещается в верхней части страницы. Например, влаголюбивые растения - синий кружочек, засухоустойчивые -оранжевый, средние по требования к влаге - голубые. Такие значки значительно облегчают работу. Вместо того, чтобы прочитывать информацию о каждом растении вы просто листаете альбом-паспорт и отбираете объекты, обозначенные зеленым кружком -растения. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Л. Ф. Павленко особое значение придает формированию умения кодировать и декодировать информацию. Свободное владение этим умением дает возможность судить об интеллекте ребенка. Выделив определенные признаки, обобщив их в таблицах, дети используют их в дальнейшей деятельности в качестве опорных схем. Например, в игре «Кто больше назовет общих признаков», дети называют признаки, воспитатель схематично изображает сказанное.

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастаI

Также Л. Ф. Павленко предлагает специальные схемы, символы на определение живой, неживой природы (живое - неживое), карты-схемы (живая цепочка, растительная аптека и др.).

Литература


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155 об образовании.

  2. Концепция развития системы дошкольного образования Чувашской Республики до 2020 года приказ №1959 от 22 декабря 2008г.

  3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

  4. Программа Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы».

  5. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.И., 2012

  6. Павленко Л.Ф.

  7. В гармонии с природой. Часть 1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

  8. Год: 1999

  9. Борзова, Е.Ю.

  10. Моделирование в экологическом воспитании « Ребенок в детском саду». - 2007. - №4. - С. 49-50

  11. Доклад министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики И. Исаева на заседании коллегии Минприроды Чувашии 17 февраля 2014 года.

Приложение 1

Уровень сформированности детей старшего дошкольного возраста


■ --*-т11?.-У /

Ф.И. ребенка

Знания о животных, птицах, насеко­мых

Знания о раститель ном мире

Знания о неживой природе

Знания о време­нах года

Отнош ение к миру приро­ды

Бал­лы

Уро­вень

уровень/баллы


ДашаТ

с/2

с/2

с/2

с/2

с/2

10

с

Илья А.

с/2

нс/1

нс/1

с/2

с/2

8

с

Паша Г.

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

5

НС

Соня К.

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

5

НС

Настя Ч.

с/2

с/2

с/2

в/3

с/2

11

с

Катя С.

с/2

с/2

с/2

с/2

с/2

10

с

Рома Л.

с/2

с/2

нс/1

нс/1

с/2

8

с

Даша К.

в/3

в/3

с/2

в/3

с/2

13

в

Катя Ст.

в/3

в/3

с/2

в/3

с/2

13

в

Дима С.

в/3

с/2

в/3

с/2

в/3

13

в

Даша П.

с/2

нс/1

с/2

нс/1

с/2

8

с

Вова И.

с/2

в/3

с/2

в/3

в/3

13

в

Илья Т.

с/2

нс/1

нс/1

с/2

с/2

8

с

Паша Т.

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

5

НС

Кирилл К.

с/2

с/2

нс/1

нс/1

с/2

8

с

Лиза Л.

в/3

с/2

в/3

с/2

в/3

13

в

Карина В.

с/2

с/2

нс/1

нс/1

с/2

8

с

Катя Н.

с/2

в/3

в/3

в/3

с/2

13

в

Юля О.

с/2

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

6

НС

Костя К.

с/2

с/2

с/2

с/2

с/2

10

с

Аня Я,

с/2

с/2

с/2

с/2

с/2

10

с

Максим П.

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

нс/1

5

НС



Приложение 2

Сравнительный анализ уровня сформированности экологических знаний детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 101»

(сентябрь 2014 - май 2015)

Сентябрь 2014

5 - 22,2%

11 - 50%

6 - 27,3%

Педагогический проект Элементы моделирования в формировании начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста





Анализ внутренней стороны


положительное

Негативные тенденции

Наличие документов, регламентирующих и

регулирующих деятельность МБДОУ:

Типовое положение о МБДОУ,

Концепция дошкольного воспитания.

Локальные акты:

Устав МБДОУ «Детский сад№101»,

Договор МБДОУ с родителями,

Закон РФ «Об охране окружающей и природной среды»-М.,1991г;

Наличие Программы «От рождения до школы»

Наличие парциальных программ:

Программа»Наш дом -природа» Н.А.Рыжовой,

Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева,

Методическое обеспечение: учебно-методическая литература: Н .А.Рыжова экологический проект»Мое дерево»,

Н.А.Рыжова Программа «Наш дом-природа»,»Что у нас под ногами»(блок занятий

«Песок. Глина .Камни». «Карапуз дидактика».Москва» 2005.

Имеется необходимая материально-техническая база для организации экологического воспитания старших дошкольников: уголок природы,

Набор дидактических и настольно-печатных игр

Наличие на территории детского сада деревьев:

Хвойные, лиственные, фруктовые деревья и кустарники.

На территории МБДОУ есть «Экологическая т ропа» для наблюдений, цветники.

Недостаточное обеспечение материально-

технической базы.

У детей недостаточный уровень

знаний о живой и неживой природе.

Не проводила анкетирование с родителями.

Плохо владею компьютером.











Анализ внешней среды

Положительное

Негативные тенденции


Деятельность МБДОУ регулируется правовыми документами: ФГОС,

Конвенция о правах ребенка,

Всеобщая декларация прав человека, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательными актами РФ:

Конституция РФ,

Семейный кодекс РФ,

Закон РФ « Об образовании»,

Закон ЧР «Об образовании»,

Ухудшение экологической обстановки.

Переоценка родителями значения МБДОУ в воспитании детей: перенесение ответственности за воспитание детей на МБДОУ.

Недостаточное обеспечение

материально - технической базы

49


© 2010-2022