- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект НОД по экологии Свойства воздуха
Конспект НОД по экологии Свойства воздуха
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуваева В.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект НДО по экологии
«Свойства воздуха»
Старшая группа. Воспитатель: Шуваева Виктория Владимировна.
Цель: Закрепить представления детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представления детей о свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определённой формы, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: Стакан, бумага. Воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, кусочек апельсина, ванили, чашечные весы, миска, пластиковая бутылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем
(воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей
Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду - на улице, в комнате, в любом свободном помещении, и в небе - везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: да
Воспитатель: Давайте, проверим, правда это или нет.
(Наливает в стакан воду, накрывает его ) Что произойдёт, если стакан перевернуть?
Дети: Вода выльется, вытечет.
Воспитатель: Давайте проверим
(Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает)
Почему вода не вытекает из стакана? Когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям лист бумаги и не даёт воде выльется.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это чем дышат люди, растения, животные
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух руками.
Дети: Как это сделать? Он невидим. Поймать его нельзя!
Наблюдение: Как обнаружить воздух в помещении
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул воздух) Какой воздух? (прохладный, холодный)
Воспитатель: Правильно, воздух невидимый. Но его можно обнаружить, а ещё почувствовать и ощутить.
Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам нужен воздух?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши лёгкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз)
Делают вывод: второй секрет воздуха - воздух необходим для дыхания
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы
Воспитатель: А кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Наблюдение: Воздух легче воды
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжёлые предметы (камень, гвоздь, пуговица и др.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет, дети наблюдают пока он опустится на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет, падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузырьки поднимаются на поверхность воды?
Дети: Пузырьки-это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки?
Дети: Камень падал вниз, потому что камень тяжёлый, он тяжелее воды. Пузырьки двигались вверх, потому что воздух лёгкий, легче воды, они поднимаются вверх и выходят из воды.
Делают вывод: третий секрет воздуха - воздух легче воды
Воспитатель: А давайте подумаем имеет ли воздух форму?
Дети: Нет
Воспитатель раздаёт детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?
Дети: воздух
Воспитатель: Какую форму имеет воздух в ваших игрушках?
Делают вывод: Воздух принимает форму предмета в котором находится.
Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шариком?
Дети: Шар надувается
Воспитатель: Воздух при нагревании расширяется.
Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.
Воспитатель: Что происходит с шариком?
Дети: Шар не надувается
Делают вывод: Четвёртый секрет воздуха - при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. Дети встают в круг, опускают руки вниз. Что произойдёт с воздухом если его нагреть. Дети, держась за руки расширяют круг. Что происходит с воздухом, если его охладить? Дети, держась за руки, сужают круг. Повторяют 4-5 раз.
Наблюдение: Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. Воздух не имеет запаха.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лимон, веточки сосны, чеснок) и раскладывает их в разные баночки.
Игра «Узнай по запаху с закрытыми глазами»
Воспитатель: У меня в руках два шарика - надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.
Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.
Воспитатель: Какой шарик тяжелее?
Делают вывод: Пятый секрет воздуха - воздух имеет вес
Воспитатель: Как вы думаете, что такое ветер?
Дети: ???
Воспитатель: Возьмём пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит? Почему бумага движется, наклоняется?
Дети: Бумага изгибается под струёй воздуха.
Воспитатель: Ветер - это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.
А теперь давайте вспомним с вами, что мы узнали сегодня про воздух?
Список литературы:
-
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
-
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» МТЦ СФЕРА 2005г.
-
Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир» Программа методические рекомендации М Мозаика-Синтез 2006г.
-
Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками» Д/В 2007 №7, стр18