Доклад Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан














Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении








Подготовила

Воспитатель

Низамова С.Г.


















2015 год


«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чём проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Проведя анализ знаний детей, пришла к выводу, что дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Таким образом, путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далёкому» - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому.

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «Моя мама - лучше всех», « Мой папа - солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

- направляя содержание детской деятельности на чувственную сферу ребёнка, влиять на его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу (в группе , в детском саду), людям, труду, своим обязанностям. Детский сад должен стать детям домом, в котором бы ребёнок себя хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало бы воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной , насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтоб ребёнок полюбил бы свой сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Если воспитателям удаётся сделать детский сад вторым домом, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через знакомство с городом, его историей, достопримечательностями, страной, изучение государственной символики России, Татарстана, города Лениногорска. «. Большая роль отводится пешим экскурсиям по близлежащим улицам. Дети знакомятся с их названиями, узнают, почему или в честь кого они так названы, рассматривают здания разного назначения. В игре «Жилое - нежилое» закрепляют полученные знания.

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины. Для этого проводятся знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями- земляками прошлого и настоящего времени. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

-формировать у родителей понимание того, что права ребёнка -это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Дети имеют право на:

1. Право на жизнь

2. Право на бесплатную медицинскую помощь

3, Право на бесплатное образование

4. Право на отдых

5. Право на индивидуальность

6. Право на любовь

7. Право на воспитание в семье

8. Право на имя и гражданство

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Экскурсии в музеи города. Так ежегодно воспитанники нашего детского сада посещают краеведческий музей, музей средней образовательной школы № 6, музей гимназии № 11, музей Дома Детского творчества. Детям понравилось посещение Военного комиссариата г. Лениногорска, где с экскурсионной беседой выступил сотрудник военкомата.

  • Целевые прогулки к памятникам (посетили памятник Габдулле Тукая, Вечный огонь, аллея героев, прошлись по улицам, носящих имена героев Советского Союза)

  • Проведение тематических мероприятий по патриотическому воспитанию, таких как «День Победы», «День Защитника Отечества», «День пожилого человека», «День матери», подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление сувениров, альбомов.

  • Во время занятий использование и рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

  • Создание мини- музея в детском саду, где активное участие принимают родители воспитанников со сбором экспонатов.

  • В группах созданы национальные уголки, в которых имеется символика Татарстана и России, куклы в национальных костюмах, альбомы с подбором иллюстраций и информацией о культуре разных народов, населяющих Поволжье. Ведь воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов.

  • Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов, организация сезонного земледельческого труда в природе, где воспитывается бережное отношение к природе, ко всему живому; Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Мы постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий мы показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Золотая осень», «Осенняя ярмарка», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», конкурс поделок «Дары осени».

В детском саду у нас проходят тематические вечера совместно с родителями: «Добрые слова и добрые дела»; «Книги - наши друзья»; «Конкурс чтецов», беседы детьми, составления рассказов на различные темы: «Мой любимый детский сад», «Почему я люблю свой город», «Мои родители - самые лучшие». Проводятся выставки семейного рисунка «Лениногорск глазами детей и родителей», «Папа-самый лучший друг» совместные рисунки и творческие работы детей и родителей по военной тематике «Дорогами войны», «Лента памяти», благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, сотрудниками детского сада.

В патриотическом воспитании детей ориентиром в моей педагогической деятельности является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно - литературное творчество, общение, творческо - продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Татарстан- Родина моя», «Наша страна -Россия, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я реализую через проектный метод развивающего обучения. Мною разработаны проекты: «Моя малая Родина», «Путешествие в прошлое». В тематическое планирование входят разделы: «Путешествие в историю». , «Быт и традиции», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д. , которые тесно связаны с конкретным событиям и праздникам в детском саду, городе, стране ( например, в августе (перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение «Будущие защитники».

Знакомя детей с бытом и традициями русского и татарского народа, стараемся вызвать интерес к исконно народным традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводим в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к своей стране. Свою любовь к родным местам, представление о том, каким трудом заняты люди, чем они знамениты, какая природа этих мест - все это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.

2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.

3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005

4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003

5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.


© 2010-2022