Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника

Виктор Гюго когда-то сказал, что «воспитание - дело совести, обучение - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга». И сегодня мы говорим о глубинных личностных смыслах, которые, бесспорно закладываются в самом раннем детстве. Именно поэтому социально-личностное развитие ребенка является приоритетным при работе в дошкольных группах. Здесь много резервов, рассмотрим один из них - институт социального партнерства.

Социальное партнерство в образовании - «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно (непрерывно), так и в ситуативных, спе циально планируемых в рамках социального партнерства акциях».

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми.

Цель сетевого взаимодействия нашего дошкольного учреждения - повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы с сетевыми партнёрами.

Чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой было долгие годы д/с, мы переходим на новый уровень взаимодействия с социумом.

Уже сейчас дошкольные группы имеют разные формы взаимодействия как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами.

Например, совместная работа с библиотекой школы.

Привить ребёнку любовь к чтению означает зажечь вечный двигатель любознательности. Как почувствовать себя путешественником, познакомиться со сказочными персонажами, побывать в самых удивительных местах и незнакомых странах? Чтение книг помогает дошкольникам подружиться с миром, построив модель жизни из кирпичиков добра и справедливости. И вся эта работа планируется и проводится воспитателями совместно с библиотекарем. Дети постигают красоту родного языка с помощью детской книги и педагога детского сада, который включает эти книги в образовательную развивающую среду ребенка. Целенаправленная, совместная, систематическая работа дошкольных групп и детской библиотеки создают условия для поддержания интереса детей и к искусству как основной части современной культуры, помогает развитию творческих способностей, готовит к чуткому восприятию эстетической, художественной сущности детской литературы.

Ещё одной формой социального взаимодействия и развития ценностных моральных установок являются экскурсии в школьный музей «Русич» и уголок этнографической культуры «Истоки»

Экскурсии формируют представления детей о культуре; знакомя с музейными предметами, создают представления о традициях, связанных с прошлым народа. В результате у детей развивается эстетическое восприятие, через бережное отношение к прошлому прививаются нравственно - этические нормы, развивается желание познавать семейные традиции, историю родного края и своей страны.

Главной целью посещения этнографической комнаты является знакомство с традиционной народной культурой, с литературными источниками.

Конечно, работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует особой организации, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивает детям целый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Ответим на вопрос, какую роль играет партнерство работников образовательного учреждения с представителями учреждений здравоохранения?

Это не только забота о физическом здоровье ребёнка, своевременная профилактика заболеваний, закаливание, это ещё и формирование отношения ребенка к своему здоровью, которое является фундаментом здорового образа жизни. Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). «Уроки здоровья» еженедельно запланированы в беседах с дошкольниками. Гостем, а также участником этих бесед бывает медицинская сестра.

Своя роль в формировании ценностных основ отведена и представителям культуры (Эстрадно театральная студия «КАПИТОШКИ» )

Испокон веков театр завораживал зрителей. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки. Совместная работа с театральной студией помогает детям раскрыть свои способности и таланты. Основная цель нашего сотрудничества - дать детям возможность проявить себя в творчестве. Опыт работы показывает, что организация совместных мероприятий по приобщению детей к театру способствует познавательному развитию ребёнка, эмоциональному раскрепощению и творческому самовыражению.

Большое внимание уделяется проведению игр - драматизаций. Дети готовят отрывки из известных им русских народных сказок, литературных произведений, совместно со взрослыми готовят декорации, участвуют в играх - драматизациях, в народных играх.

Проведение совместных мероприятий обеспечивает творческую деятельность детей одновременно в нескольких направлениях (познавательном, речевом, художественно-эстетическом) и помогают педагогам создавать творческий стиль общения.

Совместная работа с Центром развития туризма помогает формированию у дошкольников нравственных волевых качеств через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр.

Нельзя не сказать сегодня о воспитательном значении природы. Общение с природой положительно влияет и на взрослого человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Именно поэтому для нас очень важно взаимодействие с экологическим центром «ЭкоСфера».

Ежегодно воспитатели с детьми участвуют в акции «Покорми птиц зимой». Мы развешиваем кормушки и следим за тем, чтобы в них всегда был корм для птиц.

Конечно, работая с детьми дошкольного возраста, мы уделяем особое внимание укреплению сотрудничества с родителями.

Создание условий для совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов, сочетание индивидуального и коллективного творчества способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к Рождеству, Новому году, Масленице, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности - психолого-педагогическое образование семьи.

Наша цель - воспитание детей, развитие их потенциала, успешная социализация и грамотно организованное, продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа).

Опыт работы показывает, что участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. А это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает возникновение необходимых глубинных связей между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Вместе с детьми мы идём доброй дорогой детства и стараемся воспитать маленького человека с нравственной и духовной системой ценностей.

© 2010-2022