Программа по художественной литературе

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ













Развивающая программа

по предмету «Художественная литература»













Решетникова Анна Леонидовна

педагог дополнительного

образования

ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»

Симферополь

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса и в воспитании ребенка играет художественная литература.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

В последние десятилетия наблюдаются снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Поэтому, задача педагогов ввести ребёнка в мир словесного искусства. А это значит, познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека. Приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Направленность программы.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие.

Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста еще и тем, что необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно

формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность программы

Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации, обучающиеся познают прошлое, настоящее и будущее мира, учатся анализировать. В детях закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.

Цель программы: формирование интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста, развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы, приучить детей к мысли о том, что чтение - это не просто развлечение, это-труд, разминка для ума; что над произведением надо подумать.

Задачи программы:

- расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);

- формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);

- формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);

- формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);

- активизация и обогащение словарного запаса дошкольников; повышение культуры речевого общения;

- развитие творческих способностей при постоянном общении с книгой в ролевых играх, сценках, выразительном чтении стихов;

- воспитание любви и бережного отношения к книге.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.

Отличительной особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы, принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Обучение детей по этой программе позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.

Программа решает проблемы воспитания «домашних» детей, т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в интеллектуальном воспитании дошкольников.

Программа разработана на два года обучения, где предполагается два уровня обучения:

1й вариант - 2 года обучения;

Возраст детей: 1й год - 5-6 лет (1 час в неделю);

2й год - 6-7 лет (1 час в неделю);

2й вариант - 1 год обучения;

Возраст детей: 1й год - 6-7 лет (1 час в неделю).

Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий составляет 30 минут с применением групповой формы организации. Количество детей в группе 10-12 человек.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (заучивание стихотворений, пересказ, ответы на вопросы);

- игровые (игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественных произведений).

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Прогнозируемый результат

Должен знать:

Должен уметь:

- различия жанров литературных произведений;

- содержание литературных произведений;

- главных героев произведений;

- авторов детской классической литературы;

- стихотворения, считалки, загадки, потешки;

- слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, басни, стихи);

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- анализировать явления, события, поступки литературных героев, оценивать их;

- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;

- эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

- передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.)

- выразительно читать стихотворения;

- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки или сцены из них.

Формы подведения итогов работы.

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку, накопление знаний. Диагностика уровней освоения программы проводится два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый вариант (2 года обучения)

Первый год обучения (5-6 лет)

п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Сказки

12

2

10

3.

Рассказы

12

2

10

4.

Стихотворения

8

1

7

5.

Устное народное творчество

2

1

1

6.

Театрализованная деятельность

3

1

2

ИТОГО:

36

6

30


Второй год обучения (6-7 лет)

п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Сказки

10

2

8

3.

Рассказы

10

2

8

4.

Стихотворения

9

1

8

5.

Устное народное творчество

2

1

1

6.

Театрализованная деятельность

4

1

3

ИТОГО:

36

8

28


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения (5-6 лет)


Наименование

Содержание

1

Вводное занятие «Путешествие в мир детской литературы»

Теория: 1час

Практика: -

Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях и в ДДЮТ, техника безопасности.

Беседа о мире книг.

2

Сказки

Теория: 2 часа

Практика: 10 часов

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение русских, украинских и татарских народных сказок. Знакомство с классиками зарубежной литературы и современными писателями. Введение понятий: народная и авторская сказки.

3

Рассказы

Теория: 2 часа

Практика: 10 часов

Рассматривание иллюстраций к произведениям, проведение бесед о дружбе, настоящих товарищах, о взаимовыручке, об уважении к старшим, о временах года, о любви к животным.

4

Стихотворения

Теория: 1 час

Практика: 7 часов

Рассматривание иллюстраций к стихотворениям, проведение бесед о временах года, праздниках, заучивание стихотворений.

5

Устное народное творчество

Теория: 1час

Практика: 1 час

Рассматривание иллюстраций к считалкам, потешкам. Изучение лучших произведений устного народного творчества.

6

Театрализованная деятельность

Теория: 1час

Практика: 2 часа

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Использование кукольного театра, элементов костюмов. Разыгрывание знакомых сказок и эпизодов.

Второй год обучения (6-7 лет)


Наименование

Содержание

1

Вводное занятие «Путешествие в мир детской литературы»

Теория: 1час

Практика: -

Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях и в ДДЮТ, техника безопасности.

Беседа о мире книг.

2

Сказки

Теория: 2 часа

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение русских, украинских и татарских народных сказок. Знакомство с классиками зарубежной литературы и современными писателями. Введение понятий: народная и авторская сказки.

3

Рассказы

Теория: 2 часа

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к произведениям, проведение бесед о дружбе, настоящих товарищах, о взаимовыручке, об уважении к старшим, о временах года, о любви к животным.

4

Стихотворения

Теория: 1 час

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к стихотворениям, проведение бесед о временах года, праздниках, заучивание стихотворений.

5

Устное народное творчество

Теория: 1час

Практика: 1 час

Рассматривание иллюстраций к считалкам, потешкам. Изучение лучших произведений устного народного творчества.

6

Театрализованная деятельность

Теория: 1час

Практика: 3 часа

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Использование кукольного театра, элементов костюмов. Разыгрывание знакомых сказок и эпизодов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Второй вариант (1 год обучения)

Первый год обучения (6-7 лет)

п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Сказки

10

2

8

3.

Рассказы

10

2

8

4.

Стихотворения

9

1

8

5.

Устное народное творчество

2

1

1

6.

Театрализованная деятельность

4

1

3

ИТОГО:

36

8

28

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения (6-7 лет)


Наименование

Содержание

1

Вводное занятие «Путешествие в мир детской литературы»

Теория: 1час

Практика: -

Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях и в ДДЮТ, техника безопасности.

Беседа о мире книг.

2

Сказки

Теория: 2 часа

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Чтение русских, украинских и татарских народных сказок. Знакомство с классиками зарубежной литературы и современными писателями. Введение понятий: народная и авторская сказки.

3

Рассказы

Теория: 2 часа

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к произведениям, проведение бесед о дружбе, настоящих товарищах, о взаимовыручке, об уважении к старшим, о временах года, о любви к животным.

4

Стихотворения

Теория: 1 час

Практика: 8 часов

Рассматривание иллюстраций к стихотворениям, проведение бесед о временах года, праздниках, заучивание стихотворений.

5

Устное народное творчество

Теория: 1час

Практика: 1 час

Рассматривание иллюстраций к считалкам, потешкам. Изучение лучших произведений устного народного творчества.

6

Театрализованная деятельность

Теория: 1час

Практика: 3 часа

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Использование кукольного театра, элементов костюмов. Разыгрывание знакомых сказок и эпизодов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. Правильная организация образовательного процесса определяет качество педагогической работы.

Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей.

На занятиях используются динамические упражнения, физкультминутки, которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

  2. Гавриш Н.В., Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., Мозаика-Синтез, 2009

  4. Гурович Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. - СПб: Питер, 1996.

  5. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982.

  6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. - М.: Сфера, 1998.

  7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. - М., 2010.

© 2010-2022