- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Первые шаги к здоровью для дошкольников
Проект Первые шаги к здоровью для дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахмедулин Е.С. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект
«Первые шаги к здоровью»
Пояснительная записка
Задача дошкольного воспитания, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Современные подходы педагогической практики определяют необходимость в перестройке и обновлении оздоровительной работы ДОУ, создании комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка, разработке основных направлений построения здоровьеразвивающей жизнедеятельности детей и сведении разрозненных планов и программ в единую систему улучшения здоровья воспитанников.
Проект «Первые шаги к здоровью», является долгосрочным и направлен на формирование у детей ценностей здорового образа жизни и формирования интереса к физической культуре, через создание в ДОУ здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей активное взаимодействие участников педагогического процесса в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время потребность в общественном воспитании детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Дошкольные образовательные учреждения являются центрами по сохранению основы здорового образа жизни малышей. А это - и рациональное питание, и оптимальный двигательный режим, и закаливание, и личная гигиена, и отсутствие вредных привычек, и что очень важно - положительные эмоции. Многих проблем в дальнейшем можно избежать, если воспитание малыша проходит в соответствии с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Все в этом возрасте осваивается и познается впервые, но «самоценность» дошкольного детства заключается в том, что это самый поддающийся педагогическим воздействиям период, так как велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость ребенка.
Коллектив МБДОУ убежден в том, что здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе. Заболевания ведут к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения его общения со сверстниками по причине частых пропусков посещения детского сада, требуют значительных материальных затрат, связанных как непосредственно с лечением, так и с потерей времени родителей. Состояние здоровья детей становится из сугубо медицинской и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы в ДОУ.
Новым в данном проекте является включение в работу по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении комплексного использования форм и методов оздоровления (физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических) воспитанников детского сада через методическую поддержку и активное взаимодействие детей, педагогов и родителей в рамках целостного педагогического процесса.
Проект «Первые шаги к здоровью» разрабатывался на основе здоровьесберегающих технологий, с учетом особенностей развития дошкольного возраста, профессиональных возможностей коллектива, запросов родителей, поскольку, начиная с дошкольного детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются физическое, психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
Определяя концепцию проекта, мы, прежде всего, опирались на теоретические концепции ведущих отечественных педагогов и психологов В.В. Давыдова, Л.С. Выготского о закономерностях развития детской психики, понимания дошкольного детства как особого периода в становлении личности, развивающем обучении. Руководствовались так же основопологающими выводами Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца («амплификация» развития) о самоценности дошкольного периода развития, обогащения ведущих видов деятельности детей.
Кроме того, учтены технологии оздоровления, методологической основой которой является теория деятельности и вытекающий из нее личностно-деятельностный подход к развитию ребенка (А.Н. Леонтьев), где во главу угла ставится динамика мотивационной сферы. В рамках теории деятельности разработан метод оздоровления, в котором формируется особый род деятельности - здоровьеобразующий, и особый вид мотивации - мотивация здоровья.
При построении структуры комплексного сопровождения как ресурса сбережения мы основывались на принципах концепции «Здоровье здоровых» (А.Н. Разумов), которая рассматривает в рамках «философии здоровья» здоровье, как самореализацию личности.
Здоровьесберегающая образовательная технология - медико-психолого-педагогически обоснованный, воспроизводимый способ организации деятельности детей с четкой ориентацией на диагностический заданную цель: достижение определенного образовательного результата в развитии и воспитании при минимизации затрат здоровья ребенка. Таким образом в состав здоровьесберегаюзщей образовательной технологии входит собственно педагогическая технология как «ядро» и система принципов, прием, методов образования, обеспечивающая минимизацию затрат здоровья ребенка на образования.
Здоровьесберегающее образовательное пространство МБДОУ - система обеспечения здоровьесберегающих условий воспитательно-образовательного процесса: соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, система управления взаимодействием медицинской, психологической службами и воспитательно-образовательных процессом, комплексная диагностика индивидуальных особенностей ребенка, двигательный режим, расписание непосредственной образовательной деятельности детей, питание в дошкольном учреждении, работа с родителями, повышение квалификации педагогов, физкультурно-массовые и творческие мероприятия, дополнительное образование.
Сроки реализации проекта:
Реализация проекта «Первые шаги к здоровью» рассчитана на период с 01.12.2011 г. по 31.05.2016 г.
Цель проекта:
в рамках здоровьесберегающего образовательного пространства МБДОУ, обеспечить комплексное сопровождение дошкольников, направленное на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Профилактика рецидивов болезней и улучшение здоровья воспитанников.
2. Создание условий для целесообразности двигательной активности.
3. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
4. Формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.
5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни и двигательной деятельности.
Реализация концептуальных положений ориентирована на принципы, которые позволяют:
-
обеспечивать проведение и анализ педагогического процесса на основе системообразующих связей в содержании, методах и формах организации взаимодействия педагогов и детей;
-
включать в систему педагогического процесса коррекционную работу и мониторинг результативности;
-
в образовательном процессе поддерживать и стимулировать личностные достижения воспитанников;
-
обеспечивать психологическое и педагогическое сопровождение адаптационных периодов;
-
обогащать условия социально-эмоционального развития детей;
-
обеспечивать права ребенка, ориентируясь на его интересы и потребности.
Мы рассматриваем систему комплексного сопровождения как своего рода совокупность медико-социальной, психолого-педагогической помощи формирующей личности, поддержку естественных реакций, происходящих в процессе развития. Комплексное развитие открывает перспективу личностного роста, помогает войти в ту зону развития, которая ему пока не доступна.
Сопровождение - это не только и не столько коррекция недостатков, а поиск скрытых ресурсов человеку или семьи, опора на собственные возможности и созидание на этой основе благоприятных условий для становления полноценных связей (как для самой личности, так и для социума) связей с окружающим миром.
Основная задача «сопровождения» обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана физического и психического развития здоровья ребенка, организация охранительного режима.
Основной характеристикой сопровождения мы считаем особые отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами-детьми-родителями), в результате которых происходит становление нового качества - способности достигать относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими, как в благоприятных, так в экстремальных ситуациях, используя навыки здоровьясбережения.
Принципы реализации проекта и построения здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образования:
-
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
-
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методик и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
-
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
-
Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
-
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия получения положительного результата независимо от возрастной категории и уровня физического развития.
-
Принцип природосообразности - формирование у дошкольников стремления к ЗОЖ.
-
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные возможности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Направления работы:
-
Организация рациональной двигательной деятельности детей: создание необходимой развивающей среды, соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики на свежем воздухе, гимнастики после сна, развлечений, занятий по формированию ЗОЖ.
-
Разнообразие в проведении физкультурных занятий развивает в детях интерес к физкультуре, повышает двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Предусмотрены следующие типы занятий:
-
игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Используются для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций.
-
занятия-тренировки или тренировочные занятия - серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений.
-
занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия.
-
круговая тренировка. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
-
сюжетно-игровые занятия - построенные на сказочной или реальной основе.
-
занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве;
-
занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям;
-
занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3-4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.
-
занятия с элементами психогимнастики -(этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
-
занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений, каждый ребёнок получает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения и указана последовательность выполнения упражнений.. Это позволяет предложить отдельным детям выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, или выбрать физкультурный снаряд по желанию.
-
занятие с одним пособием интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии).
-
интегрированное занятие. Поскольку в ДОУ проводится много интеллектуальных занятий, существует практика проводить интегрированные занятия. «Физкультура - математика» или «Физкультура - конструирование». В основном такие занятия проводятся на закрепление материала, как итоговое мероприятие тематической недели.
-
Система эффективного закаливания: солевое закаливание, босохождение, умывание прохладной водой, воздушные и солнечные ванны.
-
Осуществление оздоровительно-профилактической работы: щадящий режим дня, контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете, подбор мебели в соответствии с ростом детей, сбалансированное питание, вакцинация, ионизация воздуха.
-
Использование практически апробированных и разрешенных методик здоровьесбережения: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, самомассаж, упражнения на развитие дыхания с включением звукотерапии, цветотерапия.
-
Использование психогигиенических мероприятий: обеспечение благоприятного психо-эмоционального фона пребывания детей в ДОУ, упражнения на развитие эмоций, учет нервно-психического развития, психологическая поддержка детей с тяжелой формой адаптации к условиям ДОУ, релаксации.
-
Консультативно-информационная работа: оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, изучение передового педагогического, медицинского и психологического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий, встречи с узкими специалистами, проведение совместных мероприятий для детей и родителей, занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Механизмы реализации проекта:
Содержание
Ответственный
Сбор информации о семьях воспитанников МДОУ
Старший воспитатель
Изучение условий обучения и воспитания в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика)
Воспитатели
Повышение квалификации воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни детей раннего возраста, взаимодействия с родителями
Заведующая, старший воспитатель
Создание творческих микрогрупп: взаимодействие специалистов МДОУ по вопросам физической культуры
Старший воспитатель
Проведение информационных и тематических мероприятий
Старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Проведение практических занятий
Старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки, разработка памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикации о работе МДОУ
Воспитатели и специалисты МБДОУ
Совместные мероприятия с родителями и детьми
Воспитатели и специалисты МБДОУ
Организация здоровьеразвивающей среды МДОУ
Заведующая, старший воспитатель
Особенности проектирования здоровьеразвивающей среды МБДОУ:
-
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление детей участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий детей. Для этого в каждой группе, кроме уголков для игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной деятельности созданы условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы и тренажеры).
-
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого, при зонировании возрастных групп, предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения педагогов с детьми.
-
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования. Для этого используются модули, маты, кегли и т.д.
-
Учет возрастных особенностей ребенка, как грани его индивидуальных особенностей, требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.
-
В целях учета поло-ролевых особенностей детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Модель эффективного взаимодействия с семьями воспитанников
в рамках реализации проекта:
Под моделью мы понимаем схематичное отображение выявления возможностей совершенствования и поиска резервов повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения организации здоровьеразвивающего пространства. Модель включает в себя такие структурные компоненты, как направления деятельности и результат.
Информационно-аналитическая деятельность предполагает сбор и анализ сведений о детях, изучение семей, их трудностей и запросов, микроклимата в коллективе МДОУ, а также выявление готовности к сотрудничеству. На этом этапе используются опрос, анкетирование, наблюдение, комплексное диагностирование.
Содержательно-практическая деятельность предусматривает предупреждение нарушений здоровья воспитанников МБДОУ. Проблема решается комплексно, во взаимодействии с родителями и педагогами. Инновационный компонент данного направления - апробация таких форм взаимодействия, как очного и очно-заочного. Внедрение этих форм обусловлено необходимостью совершенствования традиционных подходов к работе с родителями и педагогами. Очная форма организации позволяет сформировать активную позицию в общении с детьми. Очно-заочная форма сотрудничества характеризуется ограниченностью контактного общения и преобладанием дистанционного общения с помощью информационных листков, памяток, видеотеки. При этом памятки и рекомендации не подменяют содержательного общения, а дополняют его. К преимуществам данной формы сотрудничества относятся: минимальные затраты времени, наличие возможности не спеша осмыслить полученную информацию, предупреждение неконструктивного общения.
В рамках проекта создан и работает Родительский клуб «Растим здорового ребенка». Клуб организован на основе анализа вопросов и проблем, интересовавших родителей воспитанников, что облегчает задачу привлечения родителей и вовлечение их в совместную детско-родительскую физкультурно-оздоровительную деятельность.
Контрольно-оценочная деятельность предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДОУ. В использовании целесообразными показали себя такие методы, как опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс диагностика.
Место проекта в образовательной деятельности МБДОУ:
Система контроля за исполнением проекта:
Мониторинг здоровья
-
учет и анализ заболеваемости и посещаемости детьми МБДОУ
-
распределение детей по группам здоровья
-
процент детей, имеющих хронические заболевания
-
анализ привитости и учет детей, состоящих на диспансерном учете
Контроль за здоровьеразвивющей деятельностью педагогов
-
создание условий в группах, состояние участков для прогулок
-
организации деятельности в течение дня
-
анализ организации деятельности детей, оценка эффективности
-
и целесообразности досугов и физкультминуток
-
умение детьми использовать полученные навыки в
-
самостоятельной деятельности
Анализ адаптации детей к условиям МДОУ
Оценка нервно-психического развития
Уровень готовности к обучению в школе
Методическая поддержка участков реализации проекта:
Педагоги МБДОУ
Семинары и тренинги
-
Роль педагогических и медицинских работников в организации закаливания детского организма;
-
Тренинг взаимодействия в системе «Педагог-ребенок»;
-
Педагогика здоровья 2 занятия;
-
Тренинги эффективного взаимодействия с детьми 12 занятий;
-
Физкультурные занятия на воздухе как средство укрепления здоровья;
-
Нетрадиционные занятия физической культурой в МБДОУ;
-
Тренинг «Зажжем звезду мы» 2 занятия;
-
Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни;
-
Методика организации режимных моментов.
Консультации
-
Изучение требований СанПиНа к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
-
Режим дня и требования к его организации;
-
Психологическая безопасность ребенка;
-
Как помочь ребенку в период адаптации;
-
Требования к проведению закаливающих процедур;
-
Пути активизации двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья;
-
Индивидуальный подход к детям как универсальный метод гармоничного развития личности ребенка;
-
Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования;
-
Учет нервно-психического развития детей раннего возраста;
Тестирование педагогов
Родители воспитанников
Консультации
-
Процесс адаптации детей в рамках дошкольного учреждения;
-
Странная привычка;
-
Кризис трех лет;
-
Сильные, смелые, здоровые, умелые;
-
Закаливание в домашних условиях;
-
Инфекционные заболевания;
-
Лекарственные растения, их значение и польза для родителей;
-
Зарядка с загадкой;
-
Три стихии закаливания;
-
О культуре физической: чем раньше, тем лучше;
-
Консультации узких специалистов
-
Консультации психолога по запросам
Познавательные уголки
-
Адаптация ребенка к детскому саду;
-
Снимаем психоэмоциональное напряжение;
-
Нет глазным болезням;
-
Кладовая природы;
-
Доктор Айболит;
-
Я здоровье берегу, сам себе я помогу;
-
Профилактика ОРВИ;
-
Точечный массаж, как способ профилактики ОРВИ;
-
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений;
Родительские собрания
-
Первые шаги к здоровью;
-
Роль родителей в создании эффективной физкультурно-оздоровительной системы работы с детьми;
-
Формирование представлений и навыков ЗОЖ у детей раннего возраста;
-
Родительская любовь;
Информационные письма
-
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к МДОУ
-
Подвижные игры с ребенком на прогулке и дома
-
Режим дня и требования к его организации
-
Влияние установок на развитие детей
-
Профилактика детской близорукости
-
Заповеди родителей
-
Факторы, влияющие на здоровье человека
-
Несколько несложных правил общения со своим ребенком
-
Проверим гармонию цифрами
-
Как избежать заболевания энтеровирусной инфекцией
-
Индивидуальные особенности ребенка
-
Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов
Анкетирование
-
Физическое развитие в семье
-
Самоанализ социальных факторов жизни семьи, как института воспитания
-
Выявление мнений, запросов и пожеланий родителей о работе ДОУ
-
Ведете ли вы здоровый образ жизни?
-
О здоровье всерьез!
Фотовыставки
-
«День путешествий»
-
«Моя спортивная семья»
-
«Детский сад, здоровье, спорт»
-
«На зарядку становись!»
Совместные мероприятия
-
Прогулка в лес
-
Зоопарк
-
В гостях у солнышка
-
Веселый стадион
-
Зимние забавы
-
Выставка совместных работ
Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации проекта - здоровье детей. Он позволил педагогам целенаправленно использовать творческий потенциал педагогов для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей дошкольного возраста, так как разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач в МДОУ обеспечивает гармоничное развитие детей.
В 2011 г. материал проекта получил грантовую поддержку в конкурсе проектов и программ на соискание гранта ДО КСПК администрации г. Иркутска и ООО «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ-СЕВЕР» «Дошкольное образовательное учреждение - центр здоровьеразвивающих технологий» в суме 50.000 рублей.
15