Инновационные формы работы с семьёй по развитию речи

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные формы работы с родителями по развитию речи

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, в том числе направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

«Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.

Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.

Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, учителя-логопеда.

Постараться чтоб родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Можно использовать разнообразные формы работы, что даст определенные результаты.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Принципы работы с родителями:

целенаправленность;

систематичность;

доброжелательность,

открытость;

плановость;

дифференцированный подход к работе с родителями

с учётом специфики каждой семьи.

Методы изучения семьи:

анкетирование;

наблюдение за ребёнком;

беседа с ребёнком;

беседа с родителями.

Основными средствами развития связной речи является:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

литературные вечера;

фольклорные праздники;

ярмарки;

КВН и другое…..

Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия.

ИННОВАЦИОННЫЕ

формы работы с родителями,

которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

ЧТО ТАКОК ИННОВАЦИЯ?



Логопеды могут предложить родителям Логотренинг

(это цикл подготовительных логопедических занятий)

работа родителей с ребёнком в домашних условиях.

Можно завести Дневники

которые будут информировать родителей об успеваемости ребёнка. Можно работать с готовыми печатными изданиями, использовать правильную литературу и речевой материал.

Информационный стенд

«Речевичок»


Здесь родитель может прочитать статьи из серии:

«О развитии речи»

«Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста».

или как позаниматься дома по лексической теме.

Размещать информацию, интересующую родителей, давать рекомендации:

книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

Досуговое направление в работе

с родителями может оказаться самым привлекательным, востребованным, полезным,

НО и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом;

Проводить

Речевые праздники

Они полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Создать

Библиотеку игр и упражнений

Где родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по развитию речи.

Такая форма работы как

ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ

Родители не только могут увидеть достижения собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы.

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Можно проводить 2 - 3 раза в год для ознакомления родителей с организацией воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами.

Одна из форм работы это:

Родительские конференции

по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему:

«Роль семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии »

К конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу.

Родительские собрания

( модель родительских собраний изменять, проводить с учётом современных требований)

Можно проводить в не традиционном виде, организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольшие мастер - классы.

Консультации

по организации работы логопункта,

по итогам диагностики, по запросам родителей,

по итогам коррекционного обучения,

методы и приёмы развития речи у детей.

Консультации проводить как индивидуальные так и групповые: Например по темам:

«Особенности речевого развития ребенка»;

«Проблемы в познавательно-речевом развитии ребенка»;

«Как успешно подготовить ребенка к школе»;

«Научим детей думать» и другие.

Форма работы

Семинар

Семинар составить из цикла заседаний по определенной проблеме, для повышения родительской компетенции, т. е. реализация теоретических моделей в процесс развития речи детей;

Наглядно - информационная форма работы с родителями. Знакомить родителей с буклетами, памятками, через родительские уголки.

Эта форма работы является более традиционной.

Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей можно используются рубрики:

«Спрашивали - отвечаем»,

«Наши успехи»,

«Что мы учим»,

«Интернет в помощь родителям»,

в которые поместить практический материал, дающий возможность понять, как занимается ребенок в детском саду.

Можно предложить информацию по поводу книг которые следует читать детям разного дошкольного возраста;

стихи,

пословицы

считалки,

скороговорки для заучивания с детьми дома,

загадки.

Чтоб быть постоянно осведомлёнными степенью удовлетворённостью родителей и выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении, поможет:

Анкетирование

Можно разработать Проект:

Он может стать долгосрочный, открытый.

Участники проекта станут воспитатели, родители, дети.

С Целью проекта:

формирование активной позиции родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачами проекта:

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Будет способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу.

План реализации проекта можно построить из трех этапов: организационного, основного или деятельного, и итогового, на протяжении которых будут использоваться традиционные и инновационные формы работы.

Оформить информационную книгу

Под названьем:

"Играй, да дело знай"

которая может включить в себя материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

Проводить занятия - тренинги

С целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп; формирования практических навыков эффективного родительства. На таких практикумах и тренингах, родители, могут стать участниками игр, учиться играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.

Одна из интересных и удобных форм работы это:

Видеотека

У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания воспитателя, логопеда, дефектолога.

Хочется ещё раз отметить, что

включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Не скупитесь на похвалу.

Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение.

Желаю ВАМ

Педагогам

побольше активных,

заинтересованных родителей

в воспитании

и развитии

своих малышей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!







7

© 2010-2022