Интегрированное занятие на тему Времена года

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Времена года»

Цель: закрепление знаний и представлений о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить знания последовательности времён года, умение различать их на основе характерных признаков.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать произвольное внимание через развитие таких его свойств, как устойчивость и сосредоточение;

- развивать логическое мышление через развитие аналитико-синтетических функций;

- развивать процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение;

- активизировать творческое воображение;

-предоставить возможность к самовыражению через использование элементов игропластики, креативной гимнастики, изо-творчества.

- развивать моторную сферу в целом: мышечный аппарат, координацию и пластику движений через использование здоровьесберегающих методик.

3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.

Оборудование:

Зрительный ряд: картины снеговиков, изображение дерева, цветов, бабочек.

Музыкальный ряд: «В лесу родилась елочка» (Л. Бекман); «Танец Феи Драже» (балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский); «Весело. Грустно» (Л. Бетховен); аудиокассеты: «Аэробика для малышей», «На зарядку становись!», «Ритмическая мозаика», «Наедине с природой», «Звуки природы».

Литературный ряд: загадки о временах года, о снеговике; стихи о весне, зиме, лете, осени.

Материал: 4 шарика, 4 шляпы, символизирующие времена года, искусственные елки, кусочки ваты, разноцветные перчатки, игрушка-снеговик, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, разноцветные круги, набор разноцветных камешков и схемы-образцы, музыкальные инструменты, осенние листья, два разноцветных зонтика.

Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Приветствие «Доброе утро!»

Учитель. Сядет тот, кто назовет своего соседа ласково.

Дети садятся

II. Постановка цели занятия.

Учитель. А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Ежегодно приходят

К нам гости:

Первый седой,

Второй молодой,

Третий красный,

А четвертый золотой

Демонстрируются соответствующие шарики

Дети. Это времена года.

Учитель. Правильно. Сегодня в гости к нам придут сразу все 4 времени года. Каждое время года дарит нам свои радости, и мы ждем его с нетерпением.

А какие времена года вы знаете? Давайте назовем их хором.

Дети. Зима. Весна. Лето. Осень.

При этом один ребенок показывает на стенде «Уголок природы» стрелочкой соответствующее время года.

Учитель. А я, ребята, сегодня буду художником, да необычным, волшебным, потому что буду «рисовать» картины природы не красками, а стихами.

III. Цикл «Зима».

1. Загадка.

Учитель. Итак, внимательно слушайте и определите, какое время года я «нарисую» сейчас на первой картине:

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога.

Дети. Это зима.

На доске висят четыре шляпы, символизирующие четыре времени года.

Учитель. Подскажите, какую по счету шляпу приготовила нам зима?

Дети. Первую.

2. Игра «Укроем ёлочку снежком».

Учитель. Ребята, а вы любите чудеса?

Дети. Да.

Учитель. Тогда я приглашаю вас в лес чудес. Глазки закрываются - чудеса начинаются.

Звучит сказочная музыка («Танец Феи Драже»).

Учитель. Откройте глазки. Мы теперь уже не в зале, в зимний лес мы попали!

Дети проходят в зимний лес.

Учитель. Ребята, посмотрите, какой странный лес! Здесь нет ни птиц, ни зверей. Как вы думаете, почему скрылись все его жители?

Дети. Наверное, все звери ушли в другие леса, потому что в нашем лесу нет снега.

Учитель. Не переживайте, сейчас мы это исправим. Давайте возьмем волшебный снежок и украсим им весь лес.

Проводится упражнение на развитие речевого дыхания. Дети берут кусочки ваты, рвут полоски белой бумаги и сдувают их с ладоней на ёлки.

Звучит музыка А. Бекмана «В лесу родилась елочка».

3. Игра «Весело-грустно».

Учитель. Молодцы! Теперь елочки не замерзнут и все жители леса вернуться домой. Но снег такой холодный, у меня совсем замерзли пальцы. А у вас?

Ребята, чтобы ваши руки больше никогда не мерзли, я дарю вам вот эти разноцветные перчатки. Надевайте их скорей!

Дети надевают на руки разные перчатки: одну - разноцветную, другую - черную.

Дети смотрят на свои руки и удивляются.

Учитель. Не удивляйтесь! Я не случайно подарила вам такие разные перчатки. Они помогут вам показать разное настроение зимы.

Слышится звук завывающего ветра.

Учитель. Слышите, какая метель начинается, прячьтесь скорей!

Проводится игра «Весело-грустно» муз. Л. Бетховена.

Дети прячутся за ширмой, подняв кверху руки, и выполняют движения пальцами и кистями рук в соответствии с характером музыки. На веселую музыку «танцуют» руки в перчатках яркого цвета, на грустную - темного цвета.

Дети снимают перчатки и садятся на места.

4. Игра «Снеговики».

Учитель. Наши пальчики согрелись. Теперь нам не страшен мороз, и мы можем слепить того, о ком я сейчас загадаю загадку.

Внимание! Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки

Руки - сучки.

Холодный и большой,

Кто я такой?

Дети. Это снеговик.

Появляется игрушка-снеговик.

Учитель. А снеговик пришел не один. Он привел с собой друзей, чтобы было веселей.

Демонстрируются шесть снеговиков.

Вот какие красивые снеговики. Но один мне нравится больше всего. Определите, какой?

Этот снеговик не в синей шляпе, и не с лопатой.

Дети определяют снеговика и обосновывают свой выбор.

5. Игра «Чудо-дерево».

Учитель. Ребята, посмотрите, какое странное дерево в нашем чудо-лесу.

Демонстрируется изображение дерева.

Можно его назвать чудесным?

Дети. Нет.

Учитель. А почему?

Дети. Потому что оно обычное, несказочное, невеселое, грустное, голое.

Учитель. А что нужно сделать, чтобы его развеселить и превратить в чудо-дерево?

Дети. Нужно украсить его.

Учитель. Хотите украсить дерево своими ладошками и пальцами.

Дети. Да.

Учитель. Для этого у вас есть цветная бумага, ножницы и простые карандаши.

Дети обводят карандашом свою руку, вырезают ее, украшают чудо-дерево.

Звучит лирическая музыка («Танец Феи Драже»).

Вот какое чудо-дерево у нас получилось!

А почему его теперь можно назвать чудесным?

Дети. Потому что зимой деревья голые, а это - мы нарядили.

Потому что вместо листьев на нем растут наши руки.

Учитель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. А зиме пришла пора уступить свое место следующему времени года.

IV. Цикл «Весна».

1. Загадка.

Учитель. Итак, я «рисую» вторую картину:

Теплое солнце, звонкие ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки - кружева.

Первые проталинки, первая трава.

Какое время года я «нарисовала» этим стихотворением?

Дети. Весну.

Учитель. Какую по счету шляпу дарит нам весна?

Дети. Вторую.

2. Игра «Автобус».

Учитель. Ребята я предлагаю отправиться на весеннюю лесную полянку.

Вы согласны?

Дети. Да.

Учитель. Тогда садитесь на автобус, поехали.

Дети исполняют песню «Автобус» Е.Железновой

Игропластика.

Итак, мы приехали.

Дети проходят на лесную полянку.

3. Игра «Цветы».

Учитель. Ребята, а чем пахнет весна?

Дети. Первыми цветами, первой травой, звонкими ручейками, теплым солнышком.

Учитель. Посмотрите, какие красивые цветы появились на полянке. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Проводится игра на развитие речевого дыхания. Дети нюхают цветы и на одном длительном плавном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются: хорошо пахнут. Цветы хорошо пахнут. Цветы очень хорошо пахнут.

4. Игра «Разноцветные бабочки».

Учитель. Ребята, а еще весной просыпаются разные насекомые. Посмотрите, какие красивые и необыкновенные бабочки к нам прилетели.

Демонстрируется изображение разноцветных бабочек.

И сейчас мы с ними поиграем: назовите цвета бабочек так, чтобы цифры шли по порядку.

Дети. Красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый.

Учитель. А теперь назовите цвета бабочек так, чтобы цифры шли в обратном порядке.

Дети. Фиолетовый, желтый, зеленый, синий, красный.

5. Игра «Ветерок».

Звучит «Шум ветра» (кассета «Звуки природы»).

Учитель. Подул легкий ветерок и бабочки улетели. А ветерок приглашает вас, ребята, поиграть с ним своими ножками.

Дети, полулежа на спине, опираясь на локти, образуют круг и выполняют произвольные движения ногами в такт музыке: шевелят пальцами, не отрывая пяток от пола; поворачивают ступни вправо и влево, разводят их в стороны; встают на носочки, на внешние стороны стоп и т.д.

Учитель. Какие вы молодцы, ребята! А весне пора уходить, ведь наступает следующее время года.

V. Цикл «Лето».

1. Загадка.

Учитель. Ребята, помогите мне «нарисовать» третью картину.

Раздает детям разноцветные круги.

А на этой картине красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

Дети в соответствии с текстом стихотворения поднимают круги соответствующего цвета.

Какое это время года?

Дети. Это лето.

Учитель. Правильно! А какая по счету шляпа поможет нам вспомнить о лете?

Дети. Третья.

Учитель. Что мы делаем летом?

Дети. Летом мы отдыхаем: купаемся, загораем, играем.

2. Этюд с речевым сопровождением «Купание в реке».

Учитель. А сейчас вы не устали? Искупаться не хотите?

Дети под музыку двигаются в соответствии с текстом (кассета «Наедине с природой»).

Учитель. Какая теплая вода! Волны качают вас словно качели. Как приятно плавать! А как интересно играть в воде! Можно пошлепать по ней руками или окатить друг друга брызгами. Можно набрать ее в ладошки и посмотреть, как вода просачивается сквозь пальцы. А еще можно глубоко вдохнуть, зажать нос и нырнуть. Давайте посоревнуемся: кто дольше пробудет под водой? Как здорово купаться!

3. Игра-релаксация «Погреемся на солнышке».

Учитель. Посмотрите, сколько разноцветных камешков принесла нам река (показывает камешки). Возьмите по одному. А теперь погреемся на солнышке.

Дети ложатся на ковер на спину, образуя круг.

Закройте глазки, расслабьтесь, представьте, что вы лежите на теплом песочке и вас обдувает легкий ветерок.

Звучит лирическая музыка (кассета «Звуки природы»).

4. Игра «Речные камешки».

Учитель. Глазки открываются,

детки просыпаются.

А теперь поиграем с речными камешками.

Раздает каждому ребенку схему-образец и набор разноцветных камешков.

Дети садятся на ковер.

Посмотрите, в какой последовательности расположены ваши камешки на образце. Продолжите волшебную дорожку. Помните, что у каждого из вас своя схема цветов.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! Но как это не грустно, а лето заканчивается. Впереди нас ждет новая встреча.

VI. Цикл «Осень».

1. Загадка.

Учитель. Итак, четвертая картина:

Золотом расписаны леса и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы - ягоды зреют по лесам,

Это что за время года?

Догадайся сам!

Дети. Это осень.

Учитель. Какая по счету шляпа напоминает осень?

Дети. Четвертая.

2. Игровое упражнение «Осенний шум».

Учитель. А какие у осени звуки?

Дети. Шум дождя, шум ветра, шелест листьев.

Учитель. Давайте наполним нашу комнату осенними звуками. Выберите инструменты, которые подойдут для этого.

Дети выбирают музыкальные инструменты.

Учитель. Итак, музыка осени!

Проводится упражнение «Осенний шум» (кассета «Ритмическая мозаика»).

Дети с помощью различных музыкальных инструментов имитируют шум ветра, дождя, шуршание листьев.

3. Упражнение «Осенний хоровод».

Учитель. А теперь назовите краски, цвета осени.

Дети. Красный, оранжевый, желтый, коричневый, зеленый, бордовый.

Учитель. А хотите превратиться в осенние листочки?

Дети. Хотим.

Учитель. Тогда три раза повернитесь -

И в листочки превратитесь: один, два, три!

Дети выполняют движения. На счет «три» воспитатель подбрасывает осенние листья вверх.

Выберите осенние листочки, которые вам нравятся, и составьте осенний букет.

Дети выполняют задание.

Учитель. А теперь листики собираются в осенний хоровод.

Дети образуют круг, хором произносят слова и выполняют соответствующие тексту движения.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

В конце стихотворения дети подбрасывают листья вверх, образуя листопад.

4. Игра «Солнышко-дождик».

Учитель. А теперь поиграем в игру на внимание, которая называется «Солнышко. Дождик».

Дети делятся на две команды. Под веселую музыку, которая ассоциируется с солнечной погодой, дети свободно танцуют. Когда звучит музыка дождя, дети каждой команды прячутся под свои зонтики. Игра проводится дважды, зонтики меняются местами. Подводится итог игры.

VII. Итог занятия. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Итак, что я «рисовала» на своих картинах?

Времена года.

А чем я «рисовала»?

Стихами.

Сколько всего времен года?

Четыре: зима, весна, лето, осень.

Какое сейчас время года?

А какое время года вам нравится больше всего? Почему?

Ответы детей. Дети по желанию читают стихотворения о лете, зиме, весне и осени.

Оценка деятельности детей.



© 2010-2022