НОД Светофор старший дошкольный возраст

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Самообразование на


2015- 2016 уч. Год

На тему «Правила Дорожного Движения»




воспитателя ДОУ №92





Ноздрина Оксана Андреевна







Актуальность:



Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.



Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Улица полна неожиданностей и опасностей

Выходя на улицу,

Приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

• потребность в движении преобладает над осторожностью;

• стремление подражать взрослым;

• недостаток знаний об источниках опасности;

• переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас - взрослого.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.

Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.

Необходимо организовать специальный уголок для проведения занятий с детьми. В кабинете должны быть оборудование для игры, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т.д. Слайды, изготовленные родителями, диафильмы делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъяснять понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т.д. (во время прогулки целесообразно играть в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх. "Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", - говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (СМ. Мартынов).

Самое главное - создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры - дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.

Необходимо постараться уберечь малышей

от возможных опасностей,

помочь им, показать пример,

научить правильно и безопасно вести себя на улице!







Тема:

Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:

Задачи:

  1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

  6. Сплотить детский коллектив.

СРОКИ

Формы и приемы работы




Взаимодействие


с


воспитанниками:



Сентябрь

Работа с литературой:

  • Изучение литературы по теме.

Октябрь

Работа с методическим материалом:

  • Разработка перспективного планирования по безопасности.

  • Разработка проекта по ПДД

Ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка и проведение консультации.

Декабрь

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей

  • Обработка анкетных данных

Январь

Взаимодействие с родителями:

  • Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.

Февраль

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка и проведения мастер-класса.

март

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

Апрель

Работа с методическим материалом:

  • Подготовка и оформление документации.

Май

Распространение опыта:

  • Обмен опытом через Интернет.


Формы представления результатов самообразования


  • Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.

  • Мастер класс для педагогов ДОУ.

  • Консультации для родителей.

  • Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.

  • Обмен опытом через Интернет.










Занятие по ПДД в подготовительной группе «Школа маленького пешехода»

Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;

  • Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков;

  • Способствовать умению детей работать с макетами;

  • Создать условия для развития внимания, наблюдательности при выполнении заданий;

  • Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике.

Материал:

Дорожные знаки, макет светофора, шаблоны , карты-схемы, карандаши, мяч.

Ход занятия

Дети входят, приветствуют гостей.

Сегодня я хочу пригласить в школу, но не простую, в «Школу маленького пешехода». И наше занятие называется «Азбука дорожной науки».

"Дорогие ребята! Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице, при переходе улицы. Я хочу знать, знаете ли вы эти правила и приготовила для вас игры-задания.

Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.

Правило 1. Слайд 1

"Дорога только для машин"

Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.

Вот на улицу выходим,
И к дороге мы подходим,
По асфальту шуршат шины,
Едут разные машины.

-По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается. Дорогу можно только переходить в указанном месте.

Правило 2. Слайд 2

"Иди только по тротуару"
Тротуар для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти!

- Ребята, где вы идете с мамой из детского сада? (ответы детей)

Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару?

Правило 3. Слайд 3

"Не беги через дорогу"

-Скажите, разве нельзя бежать через дорогу. Что может случиться?

-Сейчас мы с вами еще раз повторим правила перехода проезжей части.

Правило 4. Слайд 4

"Переход проезжей части"

Расскажите, как вы переходите проезжую часть?

1.Всегда смотри налево.

2. Затем смотри направо.

3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.

4. А сейчас вперед иди.

Правило 5. Слайд 5

"Будь внимательным!"

Разве можно так, подружки!
Где ваши глаза и ушки!
От такого поведенья
Может быть немало бед:
Ведь дорога не для чтенья
И не место для бесед!

- Для чего нужно быть внимательным на дороге?

Правило 6. Слайд 6

"Берегите свою жизнь"

Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним - рисковать вам не надо!
Вдруг сорветесь - и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться…

- Что еще нельзя делать на дороге?

- Скажите, где разрешено детям играть.

Игра с мячом.

Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

- По дороге кто идет? Пешеход.

- Кто машину ведет? Водитель.

- Сколько глаз у светофора? Три глаза.

-Если красный "глаз" горит, то о чем он говорит? Подожди.

- Если зеленый "глаз" горит, то о чем он говорит? Можете идти.

- Идут наши ножки…По пешеходной дорожке.

- Где мы автобус ждем? На остановке.

- Где играем в прятки? На детской площадке.

Здорово! На все вопросы ответили правильно.

Можно присесть на стульчики

Я вам приготовила её одну игру, о чем пойдёт речь догадайтесь?

Кто не знает до сих пор,

Что такое светофор?

Что его предназначенье

Регулировать движенье?

Знать его обязан каждый.

Он простой, но очень важный.

Днем и ночью круглый год

У него полно забот:

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает. (светофор) (слайд 7)

Давайте скажем, что обозначают сигналы светофора.

Запомни друг на красный свет

Через дорогу хода нет!

И будь внимателен в пути:

Всегда на светофор гляди. Слайд 8

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья. Слайд 9

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

"Препятствий нет, смело в путь иди". Слайд 10

Игра презентация «Всё о светофоре»

Физкультминутка

Ребята, а для чего нужен светофор на дорогах

Правильно, чтобы регулировать движение машин и пешеходов.

А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движение нашего занятия? - Но для этого нужен специальный светофор (воспитатель показывает карточку «Светофор», и дети тоже должны приготовить свои «Светофоры»).

- Сейчас я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы согласны с ними -показываете зеленый цвет «светофора». Если не согласны, имеете возражения - красный цвет.

Все «неправильные» высказывания должны по ходу исправляться.

  • Днем светло.

  • В небе летают грузовики.

  • Снег зеленый.

  • Моя мама старше меня.

  • Мамонта можно увидеть в зоопарке.

  • Два плюс три равно пять.

  • Когда снег растает, получится лед.

  • Ученики нашей группы были на Луне.

  • По утрам полезно делать зарядку.

(Можно предложить в ситуациях непонимания поднимать одновременно две руки: жест «Хочу говорить» и красный цвет светофора. Воспитатель призывает детей быть внимательными и, наряду с правильными и ошибочными, включает в дальнейшую игру и те высказывания, смысл которых детям непонятен.)

  • Мороженое делают из ваты.

  • У львов есть хвосты.

  • Когда молоко закипит, получится каша.

  • Растения питаются комарами.

  • Все слова в разговоре начинаются со звука «И».

  • Сейчас светит солнце.

Вы устали? Покажите «светофором».

- А теперь скажите хором.

Продолжаем играть.

Проходите садитесь на стульчики поудобнее

Игра «Угадай-ка»

На слайде показаны дорожные знаки. Вам нужно показать номер дорожного знака, который не соответствует общим признакам. Ответ обосновать. На командное обсуждение отводится 20 секунд.

Молодцы, знаки дорожного движения знаете отлично! А сейчас я проверю сможете ли вы их применить и нарисовать их. Работа с картой.

Ребята, возьмите карандаши:

На рисунке художник забыл нарисовать дорожные знаки, ребята, давайте поможем художнику и дорисуем за него недостающие знаки, я думаю вам не составит труда дорисовать рисунок.

А теперь проверьте себя правильно ли вы выполнили это задание.

(показ слайда)

Д/и "Кто нарушает правила дорожного движения".

- Ребята давайте представим, что мы с вами инспектора дорожного движения. Я предлагаю вам найти нарушителей, то есть людей, которые не соблюдают правила дорожного движения.

Итог занятия.

- Сегодня на занятии мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вы уже стали большими ребятами, предстоит летняя пора, затем вы пойдете в школу. Вы должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в проблемных ситуациях на дорогах, шалости оставлять за порогом дома. Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

Чтоб не волновались

Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители,
Вы должны хорошо знать
И строго соблюдать

Правила дорожного движения!









Отчёт по теме самообразования «ПДД - основа безопасности жизни дошкольников»

Встал малыш на ноги - он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед - он уже водитель.

Поехал в автобусе - он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Обучение правилам дорожного движения в детском саду - это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.

Цель моей работы - формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в работе решаю следующие задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. НОД.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

С 6 по 10 октября 2015 года

в «Детском саду № 92 «прошла неделя по

безопасности дорожного движения. В подготовительной группе №3 «Облачко»

Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики.







ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста.

В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожного движения в образовательной и самостоятельной деятельности, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данная работа ведется в соответствии с планом ФГТ, основываясь на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, А.А. Авдеевой. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Целью нашей работы является создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для ее достижения мы решаем следующие задачи:

1. Предоставить дошкольникам начальное образование в рамках федеральных государственных требований.

2. Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации детского сада.

4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5. Поддерживать у родителей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6. Использовать материально-технический потенциал ДОУ и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Решение этих задач я осуществляю через следующие формы работы: НОД, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), чтение художественной литературы, праздники, развлечения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.

Работая с детьми дошкольного возраста, провожу интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.

Использую такие подвижные и спортивные игры, как «Веселые гонки», «Дорожные препятствия» и др.

Интеграция с образовательной областью «Здоровье»

Формирование начальных представлений о безопасности жизнедеятельности.

В рамках интеграции данной области учу детей беречь и сохранять свое здоровье в дорожно-транспортных ситуациях. Для этого использую любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация»

Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Реализацию этого направления провожу во время организованной образовательной деятельности на темы «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.

Интеграция с образовательной областью «Социализация»

Формирование представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

-это нужно для меня;

-это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя;

-я буду хорошим пешеходом;

-я буду хорошим примером для других.

В рамках интеграции данной области учу детей вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.

Интеграция с образовательной областью «Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Безопасность».

С этой целью использую музыкальные произведения

-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О.Высоцкой;

- «Едем мы по улице», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Кравчука;

-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл.Л.Бойко.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество»

Использую средства изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».

Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:

-Светофор (аппликация, лепка, рисование);

-На нашей улице (аппликация);

-Дорожные знаки (рисование, аппликация);

-В два ряда дома стоят (конструирование).

Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы»

Использую художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяю и обогащаю представлений детей об окружающем мире.

В библиотеке нашей группы есть тематические книги, которые очень любят слушать наши дети:

-Михалков С. «Дядя Степа - милиционер»;

-Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

-Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

-Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».

Изучая тему «Как воспитать грамотного пешехода», использую как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.

Самыми результативными считаю новые педагогические технологии:

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

- интерактивный опрос;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;

- проекты.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

Наилучший способ - подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Самостоятельная работа в альбомах по рисованию, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.

Использование интерактивного метода.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

В реализации данного направления даю задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляю у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняю, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

Кроме того, рисуем и делаем коллективные аппликации на данную тему.

Проекты

Одной из самых удачных новых педагогических технологий считаю проективную деятельность. Как результат проекта, использую в работе созданную мной учебную электронную презентацию для детей 5-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» и проект из опыта воспитания семьи Парцыбы по безопасности поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».

Большое внимание в работе уделяется созданию предметно-развивающей среде. На территории детского сада сделана разметка проезжей части, перекрестком, некоторыми дорожными знаками. В группе оформлен содержательный, красочный уголок ПДД, куда вошли:

* дидактические, развивающие, настольные игры «О чем говорят знаки?», «Что говорит жезл?», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;

* атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;

* классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;

* подборки народного фольклора;

* подборки художественной литературы;

* альбом «Это интересно…», «Дороги Мордовии», «Транспорт» и др.;

* подборка иллюстраций по правилам дорожного движения;

* комплекты дорожных знаков (информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, сервиса);

* схемы жестов регулировщика;

* макет улицы с транспортными средствами;

* подборка проблемных ситуаций;

* подборка «Минуток безопасности»;

* картотека «опасных ситуаций»

Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.

Одним из основных направлений в своей работе считаю сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Довожу до сведения родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Стараюсь строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью использую наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями:

- выпуск газеты «Чудо - чадо» на тему: «Зеленый огонек»;

- творческую гостиную с приглашением инспекторов ОГИБДД;

- совместные праздники и развлечения: конкурсы: «Лучший пешеход», семейная викторина «Мама, папа и я - на улицах станицы» и т.д.

- наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках - передвижках

- устные дискуссии, где заслушиваются выступления родителей о семейном воспитании, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах.

В группе разработана тематика родительских собраний и консультаций для родителей. Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка из дома до детского сада и обратно.

Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Анализ мониторинга выявил положительную динамику в сформированности представлений по ПДД у детей старшего дошкольного возраста: дети умеют наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объясняют опасные места в окружающей дорожной среде; умеют самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров. А самое главное, у детей сформировалось осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Литература

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой И.С., Васильевой М.А.; М. «Мозаика-Синтез», 2010.

  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

  3. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5.

  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.

  5. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.

  6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

  7. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения.- М. : Просвещение, 2005.

  8. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.





© 2010-2022