- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности
Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сотпа М.Б. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
-
Помнить! Игра - важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
-
Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
-
Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-
Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-
Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
-
Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
-
Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным - мамой, шофёром, доктором и т.д.).
-
Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
-
Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
-
Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
-
Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
-
Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
-
Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
-
Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
-
Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
-
Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
-
Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
-
Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
-
Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
-
В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра - ребёнка относительно дальнейших событий.
-
Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
-
Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-
Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-
Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
-
Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
-
Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
-
Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-
Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
-
Воспитатель поощряет детскую инициативу.
-
Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
-
Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
-
Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
-
Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
-
Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
-
Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
-
Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
-
Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
-
Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
-
Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
-
Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
-
Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Рекомендации по планированию игровой деятельности.
Перспективное планирование
Календарное планирование
I. Самостоятельные игры
1. Игра - экспериментирование (2-3 игры)
2. Сюжетно - ролевая игра
3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).
4. Театрализованные игры
Ежедневно вечером 1 игра
Ежедневно вечером
Ежедневно вечером
Ежедневно вечером
II. Обучающие игры:
1. Дидактические игры
2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).
3. Словесные, ТРИЗ игры.
4. Пальчиковые, хороводные
5. Подвижные с правилами.
6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
III. Игры национальные:
1. Дидактические
2. Подвижные игры с правилами
В средних, старших, подготовительных группах
В средних, старших, подготовительных группах
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).
2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
-
воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
-
трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
-
использование художественного слова и художественной деятельности;
-
развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
-
изучение методической литературы;
-
составление плана игры, конспекта;
-
приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
-
Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
-
Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
-
Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
-
Проведение экскурсии по теме игры.
-
Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
-
Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
-
Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
-
Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
-
Совместная с детьми игра.
-
Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
-
Постановка проблемных игровых задач.
-
Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
-
Рассказ воспитателя об играх другой группы.
-
Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
-
Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
-
Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
-
Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
-
Составление с детьми альбома по тематике игры.
-
Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
-
Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
-
Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
-
Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
1. Тема игры.
2. Цель игры.
3. Задачи игры (примерные):
-
Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
-
Развивать умение сюжетосложения.
-
Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
-
Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
-
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
-
Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
4. Игровое оборудование.
5. Ход игры:
-
Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
-
Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?