Методические рекомендации Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: нивелирование проблемных зон развития

В наше время гипервозбудимые дети все чаще становятся проблемой для родителей и педагогов.«Плохое» поведение ребенка раздражает взрослых, но они не задумываются о его причинах. Однако следует отметить, что повышенная отвлекаемость, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства под названием синдром деф...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью:

нивелирование проблемных зон развития.

В наше время гипервозбудимые дети все чаще становятся проблемой для родителей и педагогов.

«Плохое» поведение ребенка раздражает взрослых, но они не задумываются о его причинах. Однако следует отметить, что повышенная отвлекаемость, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Каков же портрет гиперактивного ребенка? Давайте рассмотрим его ближе и подробнее.

1. Расторможенность и отвлекаемость.

Расторможенность и отвлекаемость - пожалуй, это самые яркие характеристики детей с СДВГ. Расторможенному ребенку больше, чем другим, грозит неприятие, так как он способен вывести из себя самого спокойного взрослого. Никому не делают столько за­мечаний, никого столько не наказывают, сколько его.

2. Дефицит внимания.

Под «дефицитом внимания» стоит понимать неспособность ребенка концентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Такие дети часто бросают одно занятие, не завершив его, и переключаются на другое.

Так как внимание является одной из важнейших психичес­ких функций, обеспечивающих успешность обучения в школе, то гиперактивные дети уже в конце первого полугодия заметно от­стают в учебе от других детей.

3. Особенности развития психических функций познавательного процесса.

Специалисты отмечают у детей с СДВГ нарушения памяти, снижен­ную умственную работоспособность, повышенную утомля­емость. Эти отклонения проявляются прежде всего на занятиях в школе.

Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом - цикличность. Время, в те­чение которого они могут продуктивно работать, не превы­шает нескольких минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего ра­бочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова педагога (взрослого) не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать недлительное время, после чего мозг сно­ва «отключается» и произвольное управление интеллектуаль­ной деятельностью оказывается невозможным [1].

4. Двигательная активность.

Часто проблемы с вниманием сопровождаются повышенной двигательной активностью. Дети с СДВГ расторможены, непоседливы, выбирают самые шумные игры. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, мало мотивирована и не зависит от ситуации.

Учителя начальных классов ласково называют гиперактивных детей «шустриками», «моторчиками», однако именно они доставляют больше всего хлопот [1]. Такие дети, как правило, суетливы и торопливы, стремятся начать выполнять задание, не дослушав инструкции до конца, следовательно допускают много ошибок, часто переспрашивают и уточняют задание[1, 2].

5. Нарушения эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера таких детей чаще всего характеризуется возбудимостью и импульсивностью, частой сменой настроения, повышенной тревожностью, беспокойством и внутренней напряженностью.

6. Взаимоотношения со сверстниками.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ является нарушение социальной адаптации [3].

В отношении сверстников дети с СДВГ аг­рессивны и требовательны, эгоистичны. У таких детей часто отсутствует чувство сопереживания и сочувствия. Трудности установления контакта со сверстниками возникают также из-за того, что гиперактивные дети не любят уступать, не признаются в своей неправоте. В группе сверстников они стремятся быть лидерами, но при этом не умеют действовать совместно с другими детьми.

Как правило, чаще всего гиперактивность свой­ственна мальчикам.

7. Взаимоотношения с взрослыми.

Взрослые чаще всего не понимают гиперактивного ребенка. В адрес детей с синдромом постоянно летят укоры, одергивания. Нередко взрослые прибегают к наказаниям. В результате ребенок ожесточается. У него разви­вается негативная (часто агрессивная) реакция на окружаю­щих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком [1].

Таким образом, нарушения в детском возрасте, на которые родители вовремя не обратили внимание, могут стать причиной трудностей в процессе школьного обучения, а в дальнейшем - причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере.

Именно поэтому дети с СДВГ нуждаются в комплексной помощи: психологической, медицинской и педагогической. Активное участие в этой работе должны принимать непосредственно самые близкие люди (родители) под наблюдением и руководством педагогов-психологов и медицинских работников. Для достижения максимальных успехов в развитии и воспитании детей с СДВГ необходимо посещение специальных занятий педагога-психолога, которые должны быть направлены на:

1) развитие дефицитарных психических функций познавательного процесса (внимания, восприятия, памяти, мышления);

  1. формирование чувства принадлежности ребенка к группе, развитие навыков конструктивного общения;

  2. снижение эмоционального и мышечного напряжения;

  3. развитие произвольного поведения и двигательного контроля;

  4. повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития ребенка раннего возраста с СДВГ.

Рассмотрим каждое направление работы педагога-психолога подробнее.

  1. Развитие дефицитарных психических функций познавательного процесса.

Центральным направлением работы педагога-психолога должно стать развитие внимание ребенка с СДВГ, так как именно внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность развития и обучения. Внимание обеспечивает настройку всех психических процессов ребенка (мышления, памяти, речи и т.д.) на определенную деятельность, выполняет контроль за ее следованием.

В том случае, если у ребенка наблюдается дефицит внимания, неумение сосредоточиться на определенной деятельности и на обращенной к нему речи, он не усваивает возрастные нормы в познавательном развитии. Следствием этого может быть неуспешность обучения в дошкольном и школьном возрасте.

В процессе коррекции внимания следует развивать следующие важные составляющие этого процесса:

  • устойчивость (равномерность выполнения деятельности в течение длительного времени);

  • переключаемость (умение переключить внимание с одного вида деятельности на другой);

  • объем (умение удерживать в зрительном сосредоточении несколько предметов);

  • зрительное и слуховое сосредоточение;

  • умение действовать по подражанию, образцу и инструкции взрослого.

  1. Формирование чувства принадлежности ребенка к группе, развитие навыков конструктивного общения.

У детей с СДВГ часто возникают трудности в построении отношений со сверстниками. Однако стоить отметить, что от умения строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение во многом зависит успешность учебной деятельности. Таким образом, работа психолога по данному направлению должна быть нацелена на обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, на отработку навыков самоконтроля, а также на обучение техникам самоуправления.

  1. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Для регуляции эмоциональных функций, оптимизации состояния покоя и активности педагог-психолог может использовать такую технику, как релаксация. Мышечное расслабление, наступающее во время релаксации, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма [5].

Существует множество релаксационных техник:

  1. Визуализация (мысленное воспроизведение образа).

  2. Медитация (один их основных элементов йоги). Это сознательная фиксация внимания на определенном моменте времени [2].

  3. Аутогенная тренировка (серия упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма, а мышечное расслабление при этом стимулирует резервные возможности коры головного мозга).

  4. Арттерапия (терапевтическое применение изобразительной деятельности: рисование, лепка).

  5. Ароматерапия (применение эфирных масел для снятия эмоционального и мышечного напряжения, нормализации общего эмоционального фона).

  6. Пескотерапия (терапевтическое применение игр с песком и водой) [1, 5].

  1. Развитие произвольного поведения и двигательного контроля.

Так как в душе ребенка с СДВГ царит хаос, необходимо упорядочить его жизнь. Только строгий режим дня дает возможность контролировать ребенка. Чем яростней бушует стихия, тем крепче должны быть берега [1].

Строгое соблюдение режима дня позволит ребенку:

а) выстраивать поэтапную структуру своей деятельности, что даст возможность концентрироваться на своих обязанностях, учиться саморегуляции;

б) научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой и доводить начатое дело до конца;

в) контролировать свою двигательную активность;

г) не переутомляться в течение дня.

Контроль деятельности гиперактивного ребенка должен идти не по пути ограниче­ния активности, а по пути ее продуктивного использования (физическая зарядка, подвижные игры на прогулках, выполнение поручений).

Данная информация должна быть донесена до родителей (законных представителей) ребенка с СДВГ.

  1. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития ребенка с СДВГ.

В процессе работы с ребенком с СДВГ психолог должен значительную часть свой деятельности направить на повышение педагогической компетенции родителей. Для реализации данного направления используются следующие формы работы: родительские клубы, «Школа молодого родителя», групповые консультации и тренинги и т.п. Содержание работы предполагает следующие направления:

  • Ознакомление родителей с понятием «дефицит внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и особенностями развития, поведения, обучения гиперактивного ребенка.

  • Ознакомление родителей с особенностями организации режима дня, игровой деятельности и развивающих занятий с детьми с СДВГ.

  • Обучение родителей игровым приемам по развитию внимания и других, не менее важных, психических функций познавательного процесса.

  • Обучение родителей разнообразным релаксационным техникам, помогающим снять эмоциональное и мышечное напряжение гиперактивного ребенка.

  • Стимулирование родителей на совместные действия по минимизации негативных поведенческих реакций у детей с СДВГ.

В заключение необходимо отметить, что лишь комплексная помощь в лице психолога, невролога и родителя (законного представителя) поможет минимизировать негативные поведенческие проявления ребенка с СДВГ, способствовать полноценному развитию психических процессов и эмоциональной стабильности подвижного ребенка. Результатом продуктивной совместной деятельности всех специалистов по нивелированию негативных проявлений будет успешное усвоение образовательной программы на всех возрастных этапах развития ребенка.


Литература.

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Психотерапия, 2008.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Издательство «Ось- 89», 1999.

  3. Политика О.П. Дети с синдромом дефицитом внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2008.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  5. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.: ХОКА, 2007.





© 2010-2022