• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Опыт работы Тема «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района»

Опыт работы Тема «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы

на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района»

воспитателя МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»

Якушкиной Натальи Петровны






г.Брянск - 2015 г.



Содержание.



1. Введение……………………………………… 2 - 6

2. Опыт работы …………………………………. 7- 28

3. Методические рекомендации ……………….. 29

4. Список литературы …………………………… 30-31

5. Приложение:

а) диагностика

б) перспективное планирование

в) план работы с детьми вне занятий

г) конспекты занятий

д) консультации для воспитателей

е) консультации для родителей



Введение

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину - значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Социально-нравственное воспитание - значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому - вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковский, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и другие), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, Е.С.Шукшина и другие), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно, но и в эмоциональном плане. (И.А.Колесникова и др.).

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем, анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения. В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов, а также авторов региональных краеведческих программ (Г.Т.Анифанова, Н.В.Бибикова, З.А.Алёшина и др. - Москва) в том, что в социально-нравственном воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

- введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И.Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности.

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.).

- привлечение к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.). познакомиться с жителями Брянщины - носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п.

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р.М.Чумичёва)

- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Актуальность темы


Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Поэтому выбранная нами тема является актуальной проблемой нашего дошкольного образовательного учреждения.



Опыт работы


Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района»

Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.

Задачи:

- формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Бежицкого района.

- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.


Условия реализации задач.


Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:

  • Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района»

  • Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий;

  • Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО). Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;

  • Профессионально - грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и музейного педагога.

  • Взаимодействие с родителями.

Мы выделили эти задачи в качестве приоритетных потому, что далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую богатую социокультурную среду, а именно:

  • музей Брянского машиностроительного завода;

  • богатейшие экспозиции школьных историко-краеведческих музеев

П.М. Камозина, А.А. Морозова, Д.Н. Медведева.

  • художественный музей братьев Ткачевых;

  • детская художественная школа искусств им. Т.П. Николаевой;

  • картинная галерея «Персона»;

  • детская библиотека №8;

а также социально-значимые учреждения такие как:

  • Пожарная часть

  • Больница

  • Спортивный клуб «Десна»

  • Лицей № 2

Приступая к работе, мы провели диагностику - обследования на выявление следующего:


  • Исторические памятники

  • Социально-культурные учреждения

  • Улицы нашего района

  • Предприятия Бежицкого района

  • Символы родного города

Результаты диагностики-обследования на начало учебного года были следующие: (начало года)


Содержание

Исторические памятники

Социально-культурные учреждения

Улицы нашего района

Предприятия Бежицкого района

Символы родного города

Итог

н/г

56%

58%

57%

60%

58%

58%

Результаты диагностики на начало учебного года показали следующее: что дети дошкольного возраста не ориентируются в нравственных проблемах, связанных с патриотическим воспитанием. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о том, что дети не получают достаточных сведений об истории возникновения своего родного города, его достопримечательностях, об архитектурных особенностях зданий города, о деятелях культуры и знаменитых земляках.

Таким образом, результаты диагностики были недостаточно высокими.



Успешному проведению занятий способствовали следующие методы развивающего обучения:

- метод акцентирования деталей;

- метод вызывания адекватных эмоций;

- метод тактильно-чувственный;

- метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений;

-метод музыкального сопровождения;

Приёмы:


-прием «рассказ-образец личностного отношения педагога» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально-значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа-образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, мы заметили, что речь детей значительно обогатилась;

- прием точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения».

- игровые приемы стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях Брянска: «Кто расскажет лучше, интереснее?». Обучали детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей;

- прием пояснения;

- прием сравнения. Вводили в процесс постепенно. Вначале давали для сравнения характерные особенности старого и современного города (как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы).

Также в своей работе использовали:

  • игровых обучающих ситуаций;

  • сюрпризных моментов;

  • поисковой деятельности;

  • модели;

  • использование сказочных сюжетов;

  • авторских пособий для занятий и дидактических игр.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

  • Принцип учета возрастных особенностей;

  • Принцип учета индивидуальных особенностей;

  • Принцип коллективизма;

  • Принцип сотрудничества;

  • Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

  • Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их);

В процессе занятий с детьми мы формировали:

  • Чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким;

  • Чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своего родного города, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города.

В процессе занятий с детьми учили их:

  • Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

  • Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;

  • Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;

  • Учить «входить» в изображаемые обстоятельства;

  • Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я» (я - художник - зритель - критик).

Развивали и формировали в детях:

  • Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;

  • Формировать положительное отношение к искусству;

  • Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;

  • Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили музеи города, такие как:

  • школьный историко-краеведческий музей им. П.М.Камозина

  • школьный историко-краеведческий музей им. А.А.Морозова

  • школьный историко-краеведческий музей Брянской Пролетарской дивизии

  • художественный музей братьев Ткачевых;

  • детская художественная школа искусств им. Т.П. Николаевой;

  • картинная галерея «Персона».

Также была изучена имеющаяся методическая литература по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены литература о памятниках истории и культуры, о партизанах, детская литература по данной тематике, серии открыток с видами города, памятными местами Бежицкого района.

Ещё В.А.Сухомлинский отмечал: «Готовясь к беседе о гражданственности, я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём буду рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния».

Начиная работу по нравствено-патриотическому воспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной Бежицкий район. Успех работы во многом зависел от ряда условий:

1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество музеев, учреждений культуры, историко-краеведческих памятников.

2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами Бежицкого района. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки.

Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время, в рамках музейно-экскурсионной работы.

Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городом является экскурсия. Работа состоит из 3 этапов:

1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.

2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.

3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.

На первом этапе. При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом. Вот какие определились темы:

  • «Наш Бежицкий район»;

  • «Героическое прошлое района»;

  • «Брянцы - славные труженики»;

  • «Брянщина - наш родной край»

В предварительной работе включали задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен данной теме занятия или экскурсии.

Читая литературное произведение, мы интонационно выделяли те места, которые отражали героические поступки наших земляков, достопримечательные места города. После чтения проводили краткую беседу о том, как дети понимают прочитанное. Мы увидели, что такие методы помогали дошкольнику легче запомнить и понять достопримечательности родного города, пополнить словарь.

Но особое внимание уделили знаменитым улицам Бежицкого района и старинным зданиям с уникальной архитектурой. Проблема охраны исторических памятников то вспыхивает, то утихает. Перегибы в политике повлекли за собой ошибки в отношении к культуре прошлого. Так, в 20-30 годы XX века в борьбе с религией были уничтожены многие шедевры русского зодчества. В эти годы воспитывалось равнодушное, а подчас и враждебное отношение к прошлому, что привело к крупным потерям в культурном наследии, формированию непонимания ценности памятников архитектуры, зодчества, иконописи.

В любом городе есть свои старинные здания со своеобразной архитектурой, лепниной или резьбой по дереву. Много старинных зданий связано с историческими событиями, проживанием знаменитых писателей, художников, учёных.

Умение замечать красоту исторических памятников необходимо формировать у ребёнка с раннего детства. Необходимо отбирать только доступный дошкольникам материал, но уже с детьми 5-6 лет можно сравнивать современное и старинное здание, отметить своеобразие лепнины и резьбы (растительный орнамент, изображение человека и т.п.). Детям 7-летнего возраста можно показать диковинных животных и птиц - любимые образы мастеров настенных рисунков, лепки, резьбы. Можно подобрать иллюстрации и предложить желающим в непринуждённой обстановке ( в вечерние часы или на прогулке) послушать рассказ воспитателя.

Знакомство с историей своего края должно включать формирование некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и развитии. Дети с особым чувством рассматривали старинные фотографии, гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций мы обсуждали с детьми следующие вопросы: Что изображено на рисунке (фото)? Из какого материала строили в старину здания? Как их украшали? Чем отличаются старинные и современные здания?

Не обязательно проводить специальные занятия со всеми детьми, можно побеседовать с желающими во второй половине дня. Дети любят сравнивать фотографии и иллюстрации, изображающие город современный и старинный, находить отличия, своеобразие Брянской старины. Так у дошкольников развивается интерес к истории Брянских улиц и памятников.

Дети часто спрашивали о названиях Бежицких улиц. Чтобы объяснить им названия в доступной форме знакомили детей с историческими событиями, с которыми эти улицы и площади связаны. Старались так организовать для детей сообщение о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста:

  • «Узнай по описанию»

  • «Где находится памятник?»

  • «Знатоки Брянска»

Цель этих игр закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому; о достопримечательностях Брянска, активизировать мышление и воображение, развивать речь.

Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовало развитию образного, логического мышления ребёнка. В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогало яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о родной земле, о воинах дети радовались или печалились, ощущали свою причастность к героическому. Искусство помогло детям воспринимать то, что они не могли наблюдать непосредственно в окружающей жизни. А так же по-новому представлять то, что им хорошо знакомо.

Были подготовлены выставки, которые помогали детям легче понять преподносимый материал. Темы выставок:

  • «Брянск - город трудовой и партизанской славы» (серии открыток, фотографий)

  • «Шумел сурово Брянский лес»

  • «Брянщина, вдохновение моё» (фотоиллюстрации о поэтах А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева)

  • «Продукция Брянщины» (предметы, изделия, иллюстрации, открытки)

Для знакомства с музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поскольку музейная экспозиция консервативна, ознакомление ребёнка с экспонатами мы начинали ещё в детском саду. Метод «динамичной автономии» - локальное выделение образца - эталона эффективный педагогический приём концентрации зрительного внимания ребёнка. Этого мы добивались с помощью полиграфии (репродукций, иллюстраций, открыток) и экранных средств (слайды, видеопрограммы), а также натуральных образцов. Специалисты музея привлекали детей искусствоведческой беседой-диалогом в ауре подлинника, а в дошкольном учреждении мы проводили занятие-беседу по открыткам, альбомам или музейным образцам. Останавливаясь на важных для ребёнка деталях, вовлекая его в диалоги при рассматривании коллекций, мы побуждали детей к общению и пробуждению у них устойчивых художественных интересов, потребность поделиться своими чувствами и знаниями со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, знакомыми).

Позднее мы подводили детей и к ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства, но с учетом подготовки и развития ребёнка. Ознакомление проходило на основе изображения сюжетной картины передающей батальные сцены. Рассматривая репродукции с картин Братьев Ткачевых («Май 45», «В партизанском крае», «Руки матери») и других художников, каждый ребёнок замечал что-то своё, близкое именно ему. Увлечённый выразительностью образов природы, он надолго остаётся под впечатлением от подлинника. И это яркое впечатление от подлинной пейзажной картины, увиденной в музее, - дорогого стоит!

Процесс «всматривания», а затем «созерцания» и позднее «любования» картиной важный процесс формирования эстетического восприятия, художественного мышления, нового отношения к произведению искусства, которое вначале может и не произвести должного эмоционального всплеска в душе ребёнка. Это длительный, но плодотворный процесс воспитания личности. Поэтому чрезвычайно важна при встрече с картиной «пауза всматривания» (пауза молчания). Не нужно прерывать эту паузу, надо подождать. Чуть позднее дети сами начинают обмениваться впечатлениями: они уже думают, сравнивают, выбирают.

Например, предлагали детям сосредоточить внимание на какой-либо сюжетной картине, выделить в ней главное и детали. Задавали вопросы:

  • Что нарисовано на картине?

  • Какое настроение художник передал в картине?

  • Что нравится? Что не нравится? Почему?

Мы старались, чтобы демонстрируемые в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках. Наблюдая, сравнивая и выбирая, ребёнок готовится к встрече с ещё более прекрасным и необычным.

Вызвать у детей ожидание красоты и праздника от встречи с музеем - главная задача тематических занятий с детьми в детском саду.

Индивидуальная работа:

Проводили с детьми, которые на занятиях по ознакомлению с окружающем не усвоили знания о новых объектах, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Так же индивидуальную работу осуществляли и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

Если с первыми детьми мы может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного - двух объектов, произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание объектов, чтение литературы по данному вопросу и самостоятельная художественная деятельность детей.

На втором этапе работа с детьми дошкольного возраста в музее предусматривала тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами). В детском саду мы проводили подготовку детей к посещению музея и закрепление художественных впечатлений после посещения музея, то в самом музее организовывали целенаправленные экскурсии, посещение лекториев для дошкольников (с родителями), предлагали литературу о живописи, книги-пособия и иллюстративный материал (картинки, репродукции). В развитии у детей чувства цвета, культуры видения произведений живописи огромную роль играют именно подлинники картин, а не их копии. Поэтому мы, старались посещать музеи, выставки, ходили на экскурсии, а не довольствовались репродукциями.

Приведу возможные приёмы организации работы с детьми в музее:

- беседа-диалог (проводят педагог или экскурсовод). Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос к детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления и т. п.;

- рассматривание экспоната музея. Важно определить, что главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети. Во время экскурсии дети должны не только рассматривать объекты и отвечать на вопросы экскурсовода, но и сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи.

- итоговая беседа-игра проводили для закрепления усвоенного детьми материала. Предпочтительна живая беседа или игра «в экскурсовода», «в зрителя», в основе которых наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об «образе музея». Всё это способствует углублению интереса к общественной жизни, развивает любознательность, умение размышлять.

Основной задачей заключительного 3 этапа является обобщение и закрепление впечатлений детей после экскурсии. Это позволяет сделать итоговые занятия в детском саду после экскурсии.

По результатам занятий можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка. Мы также заметили, что на итоговых занятиях отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность детей, желание результативно проявлять себя в художественно-продуктивной деятельности.

Итоговые занятия проводили в следующих организационных формах:

- «Искусствоведческие беседы» с детьми (с демонстрацией наглядных пособий). Содержание бесед мы направляли на активизацию эмоциональной памяти ребёнка и включали рассказы воспитателя (с музыкальным сопровождением). Беседы предусматривали «обратную связь» - диалоги взрослого с ребенком по типу «вопрос-ответ».

По ответам и реакции детей судили об эффективности занятий.

В целом содержание вопросов сводили к следующему.

1. Обобщали сведения об экскурсиях, художественных музеях и школьных историко-краеведческих музеях.

Дети с помощью воспитателя вспоминали:

Что такое музей? Что называется коллекцией? Какие бывают музеи? Какие художественные музеи можешь назвать? Что хранят в художественных, а что в историко-краеведческих музеях? Как, где хранят? Что такое выставка?

2. Уточняли сведения о конкретных музеях, которые посетил ребёнок.

К примеру, после экскурсии в музей Братьев Ткачевых можно спросить:

  • В каком музее мы были?

  • Что это за музей?

  • Что ты там видел?

3. Выявляли эстетические интересы и суждения детей о художественных музеях и историко-краеведческих музеях.

Здесь мы пытались выяснить эстетические привязанности ребёнка:

Ты любишь посещать музеи, выставки? В каких музеях ты был? Что ты запомнил, что понравилось? Какой музей ты посетил бы снова? Хотел бы, ты чтобы твоя работа попала на выставку?

Приглашали на беседы с детьми родителей, деятелей культуры и искусства, ветеранов Великой Отечественной войны (художники, ветераны, музейные педагоги, искусствоведы и коллекционеры). Такие творческие встречи и совместные выставки взрослых, профессиональных и детских работ чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей.

- Изобразительная и художественно-конструктивная деятельность дошкольников после посещения музея. Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер мы проводили на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Эти занятия (к примеру, занятие «Рисование красками») мы выстраивали следующим образом:

- рисование на свободную тему «Что мне понравилось на экскурсии» по памяти;

- рисование на заданную тему «Наш Бежицкий район», «Мой любимый город», «Героическое прошлое района».

Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.

- Игры-развлечения.

Мы широко использовали игры и развлечения тематического (по каждому музею или его разделу) или комплексного характера (по одному или всем музеям) с использованием полиграфии (лото, домино, мозаики, разрезные картинки и др.). Это «игры - путешествия», «игры-викторины».

В игре-викторине, к примеру «Вспомни и расскажи», подбирали иллюстративный материал (фото, открытки, календари, репродукции и др.) по различным художественным музеям и историко-краеведческим музеям в смешанном порядке предлагали:

1. вспомнить и отобрать картинки, которые относятся, к примеру, к посещению музея Братьев Ткачевых или школьным музеям.

2. рассказать о музее и отобранных экспонатах.

Аналогично проводили игры-викторины по коллекциям конкретного музея и его разделов.

Например, тема «В музее Братьев Ткачевых» можно проигрывать с детьми по частным направлениям в соответствии с задачами воспитания: «Военная тематика в творчестве».

- Играли дети по своей инициативе в сюжетно-ролевые игры «Экскурсия», «концерт», «Вечер песни», где проявляли своё творчество (пели, плясали, состязались в силе, ловкости, выявляли знания).

- Организация художественных выставок. Тематические занятия по изобразительной деятельности детей до и после посещения школьных историко-краеведческих музеев и экскурсий мы завершали обязательным устройством выставок работ всех без исключения детей.

Выставки были свободными и тематическими, организовывали по видам изобразительного искусства и соответственно по видам детских работ (рисование красками или карандашами с аппликацией). Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ.

Мы сочетали детские работы с произведениями мастеров: в экспозиции «В зале художников Братьев Ткачевых» наряду с репродукциями картин художников включали и детские рисунки этой же тематики. Такие выставки детей дополняли и художественной фотографией, аранжировками из природного материала, работами детского дизайна, рукоделия, изделиями художественной промышленности.

Итак, после экскурсий в художественные музеи, школьные историко-краеведческие музее и тематических бесед у детей возникали новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной деятельности.

Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды материалами о Брянске и Бежицком районе (дидактические игры, пособия предметы искусства, продукты детского творчества и др.), постоянная занятость детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить своё творчество), обеспечение эмоционального благополучия ребёнка - всё это способствовало устранению конфликтов между детьми. Дети стали спокойнее, добрее, отзывчивее.

Одним из условий успешного развития ребёнка в детском саду является создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы и пробуждающего эстетические чувства.

Определённым итогом в нашей работе, эмоционально - памятным и значимым событием в жизни детей, педагогов и родителей становятся тематические праздники, которые мы проводим 1-2 раза в год. Это такие праздники как «День города», «Странички истории», «Бежица - любимая моя», «День победы», «День земли». К этим праздникам готовится значимый по своему содержанию литературно-художественный и музыкальный репертуар, оформляются выставки творческих работ детей и взрослых. Приглашаются (и надо отметить - с удовольствием и благодарностью участвуют) член союза художников России, старший научный сотрудник филиала Брянского областного музейно-выставочного центра «Музей братьев Ткачевых» Закатова А. В., директор Музея БМЗ Егорова Н.В., дети и преподаватели школы искусств им. Т.Н.Николаевой (завуч Сухоржевская М.М.).

Стало доброй традицией участие в тематических занятиях и праздниках родителей наших детей.

В группе создана оптимальная предметно - пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно - дидактические пособия:

  • альбомы

  • «Символы России»,

  • «Бежица любимая моя»,

  • «Наш город»,

  • «Брянск - город труженик»;

  • «Сотрудники нашего детского сада»

  • «Папа, мама, я - наша дружная семья»

  • «Государственные символы»

2. тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. пособия «Бежица любимая моя», «Мой город»;

4. систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, такие как:

  • «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»

  • «Стихи о Брянске и Бежице. Знаменитые улицы Брянска. Творческие задания»

  • «Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»

  • «Стихи о Родине»

5.Дидактические игры:

  • «Знатоки Брянска»

  • «Моя родина Россия»

  • «Золотые руки народные»

  • «Брянск сегодня»

  • «Государственные символы»

  • «Из чего мы сделаны»

  • «Расскажи про свой город»

  • «Угадай» (продукция предприятий)

  • «Знаю все профессии»

  • Лото «Профессии», «Дорожные знаки»

  • Игра на коврографе «Мой город»

  • Макет ближайшего окружения детского сада

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:

♦ Моделирование. Использование картинок - моделей - «Часть - целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.

♦ ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города», системный оператор «Найди пару».

♦ ОТСМ - общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Брянск - мой любимый город», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.
♦ Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (художественный проект «Моя семья», «Брянск - мой любимый город», «Искусство вокруг нас», ).

3. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы», «Бежица любимая моя» и другие.

4. Разработаны авторские дидактические игры с использованием современных педагогических технологий: кубы-модули «Подбери модель», дидактическая игра «Назови профессию», пособие-макет «Мой город».

Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».



В работе с родителями использовали следующие формы:


- информационно-ознакомительные:


  • родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

  • консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Бежица - любимая моя», «Знакомство с достопримечательными местами Бежицкого района», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

  • лекции-беседы,

  • фотовыставки: «Бежица любимая моя»

  • «День открытых дверей»;

- информационно-просветительские формы:


  • оформление папок - передвижек: «В музей с ребёнком»; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»

  • оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота», «Ребёнок рисует мир»

  • анкетирование;

- нетрадиционные формы:


  • досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района. (конец года)

Содержание

Исторические памятники

Социально-культурные учреждения

Улицы нашего района

Предприятия Бежицкого района

Символы родного города

Итог

к / г

92%

93%

92%

94%

93%

93%

Сводная таблица на начало и конец учебного года диагностики-обследования детей

Содержание

Исторические памятники

Социально-культурные учреждения

Улицы нашего района

Предприятия Бежицкого района

Символы родного города

Итог

Н / г

56%

57%

56%

59%

58%

56%

К / г

92%

93%

92%

94%

93%

93%

Проанализировав данные графиков и диаграмму, можно говорить о том, что процент овладения детьми знаниями, умениями и навыками у детей группы «Искорка» по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и достопримечательными местами Бежицкого района» вырос.

Происходит это за счет внедрения в систему работы:

  • игровых обучающих ситуаций;

  • сюрпризных моментов;

  • поисковой деятельности;

  • моделей;

  • использование сказочных сюжетов;

  • авторских пособий для занятий и дидактических игр.

Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались нравственные ценности: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины.

Главным результатом нашей работы мы считаем, что нам в какой-то мере удаётся определить место родителей в социуме, сделать их сопричастными к нашей работе по воспитанию детей, начать прививать детям гордость за историю, культуру, жизнь родного края. Наши дети умеют быть благодарными зрителями и слушателями. Это отмечают все, кто с нами сотрудничает. Они вливаются в художественные коллективы, студии.

Единство эстетических чувств и нравственных переживаний закладывает основу для понимания ценности всего, что создано человеком, для формирования позитивного отношения к миру.

Мы не останавливаемся на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей индивидуальности и гармоничное развитие.

Выводы:

1. Проделанная работа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и с достопримечательными местами Бежицкого района» показала важность использования таких форм организации воспитательно-образовательного процесса как:

- экскурсии в музеи и выставочные залы,

- экскурсии к достопримечательным местам Бежицкого района,

- наблюдения,

- беседы по картинам,

- целевые прогулки по Бежицкому району.

Это способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, любви и гордости за свою малую родину.

2. приемы и методы, используемые с детьми на занятиях и в других видах педагогической деятельности, обеспечили формирование у дошкольников устойчивого интереса к тому, что наш район - частица Родины. Что родной район славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

3. дети могут самостоятельно рассказать о достопримечательных местах своего района, о знаменитых людях, о предприятиях родного города;

4. дети испытывают чувство любви, гордости, уважения за свой родной город, район желание помогать взрослым в его благоустройстве, для того чтобы он стал ещё лучше, краше. Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота.

Этого результата удалось достичь правильно организованной работой

по нравственно-патриотическому воспитанию детей:



- организация предметно - пространственной развивающей среды, ее насыщение дидактическим оборудованием, пособиями;

- составление перспективного планирования непосредственно-образовательной деятельности;

-составления планирования работы вне занятий;

- проведение экскурсий по ознакомлению дошкольников с творчеством художников братьев Ткачевых, посвящённых Великой Отечественной войне;

- составление конспектов тематических занятий;

- подборка материалов по нравственно-патриотическому воспитанию;

- успешное привлечение родителей к работе группы по заявленной теме;

- тесное сотрудничество с музеями, школой искусств и библиотекой

- созданные авторские пособия.

Рекомендации для воспитателей:

1. Ознакомиться с предлагаемым опытом работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с социально-значимыми учреждениями и с достопримечательностями Бежицкого района» так как данный опыт является актуальным в настоящее время.

2. В данном опыте имеется перспективное планирование, разработанные конспекты занятий, развлечений, экскурсий в музеи. Эти материалы могут быть применены в практике работы любого педагога.

3. Предлагаемые формы работы по данной теме опробованы в практической деятельности и рекомендуются для использования в воспитательно - образовательном процессе в дошкольном учреждении.

4. Авторские пособия и игры позволят сделать работу педагога по теме интересной и насыщенной, полезной для детей и педагогов.

Используемая литература:


  • Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.


  • Блинова Г.М. Познавательное развитие дошкольников. Самара, 2004.,


  • Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.


  • Голицына. Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М, 2004.


  • Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., 2001.

  • Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.

  • Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.» М., 2003.


  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.


  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.


  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.


  • Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.


  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.


  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.; 1989.


  • Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.


  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2004.


  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2001.


  • Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.


  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.


© 2010-2022