Тревожность ребенка-дошкольника в рисуночных тестах

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рисуночные тесты для дошкольников

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения.

Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Проведение рисуночных тестов

Для проведения данных тестов. Как правило, используются простые и цветные карандаши. Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат.

Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с ребенком получившийся рисунок. Беседа, в отличии от инструкции, должна проходить в свободной форме. Возможно видоизменение вопросов и введение дополнительных.

Диагностика начинается веще в процессе рисования. В процессе проведения тестирования отслеживаются следующие факты и отмечаются в протоколе:

• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе, стирания;

• последовательность, в которой делались разные части изображения;

• вопросы и высказывания ребенка;

• краткое содержание последующей беседы.

После оцениваются

- графологические аспекты рисунка.

  • анализ линии, направление линии;

  • характер контура и закрашивания;

  • сила нажима;

  • расположения в пространстве;

  • соотношение размеров частей рисунка цвет;

  • ограничение пространства, заполнение листа.

- содержательные аспекты рисунка.

  • кто изображен, например: все ли члены семьи, соответствие реальности

  • деятельность, все заняты общим делом ил каждый сам по себе;

  • настроение ;

Рисунок детского сада


  • Цель - определить степень эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду.

Определить эмоционально-психологический климат в группе лучше всего помогают проективные рисуночные методики. Они очень информативны. Изображая тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему.

  • Методика проведения .

Экспериментатор обращается к ребенку со словами: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встречают воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать "Моя любимая группа"». Дальнейших разъяснений не требуется. Если ребенок станет задавать вопросы типа «А что мне нарисовать?», следует отвечать: «Рисуй то, что вы делаете в детском саду, что больше всего тебе нравится, за что ты любишь свою группу».

Интерпретация.

Наличие на рисунках каждого из субъектов педагогического процесса , их взаимодействие, является важным показателем положительного отношения дошкольника к детскому саду. Именно этот показатель был положен в основу классификации детских работ.

1группа рисунков - высокий уровень

При наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ребёнок, другие дети (его друзья) и воспитатель.

  • изображена общая деятельность всех членов группы,

  • отсутствует штриховка,

  • преобладают яркие цвета,

  • линии хорошего качества,

эти рисунки, свидетельствуют об эмоциональном благополучии и о хорошем взаимодействии с воспитателями. В этих рисунках полностью отсутствуют симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебности. Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Хорошо, если на рисунке изображены элементы украшения цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

2-я группа рисунков : (средний уровень)

Отсутствие на рисунке того или иного члена коллектива, изображение только себя в групповой комнате или на прогулке предполагает конфликтность, невключенность в общую деятельность

- дети рисуют как себя, так и своих друзей: «Я играю с девочками на ковре в группе». На вопрос: «Где же в это время находился воспитатель?» - дети отвечали: «Ушла звонить», «Пишет за столом задания». А на вопрос «Почему ты ее не нарисовал(а)?» -Забыла», «Не уместилась», «Долго рисовать» «Не нарисовала воспитателя, потому что она не играет с нами в жмурки, а сидит за столом в спальне»

- Изображение себя и воспитателя, упустив из виду других детей «Это я и воспитатель. Мы рисуем, нам весело. Мне нравится заниматься и рисовать». На вопрос: «Где другие дети?» - испытуемые отвечали: «Ушли гулять», «В спальне» и т.п. Подобные работы могут свидетельствовать о напряженных отношениях со сверстниками, об их недостаточной значимости для ребенка. Важно, как воспитатель развернут к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашиваются большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

3 группа (низкий уровень)

Проблемные признаки:

- Изображение только воспитателя - ребенок не хочет находиться в детском саду, если только себя в групповой комнате или на прогулке - это может быть конфликтное отношение к педагогу, к детям.

В беседе конфликтное отношение к педагогу часто не проявлялось: «Воспитателя нет, потому что он разговаривает в группе с няней». Но иногда дети прямо говорили о своих чувствах: «Это я в группе. Детей нет, потому что спят, воспитателя нет, я не знаю, где она...

Последняя группа рисунков - самая тревожная. Когда рисунок в виде плана, вид сверху, люди отсутствуют, представлены лишь неживые объекты: здание детского сада или пустая комната. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями групповую комнату и на вопрос: «Где же ты, другие дети и воспитатель?» - отвечали, что «дети наказаны и спят, плохо вели себя за обедом, а воспитатель ходит по группе» . Не нарисовал почему? Потому что не хочу, чтобы она здесь была!»

Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. - 2002 - №12

Диагностика тревожности у ребенка в старшем возрасте.

Рисунок школы.

Важный момент в старшем дошкольном возрасте это подготовка и поступление в школу, поэтому проявления тревожности на эту тему встречаются, это может быть ситуативная тревожность, либо проявления личностной тревожности. Классической методики по школе нет, поэтому при интерпретации рисунка школы можно пользоваться методиками «ДДЧ», «Семья» т.к. присутствует изображение человека, здания.

В рисунке детского сада проявляется актуально е состояние ребенка, а при изображении школы выявляются его ожидания.

Проективная методика «Рисунок школы» Источник Psyoffice.ru


Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

  1. цветовая гамма

  2. линия и характер рисунка

  3. сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

  • 2 балла - в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

  • 1 балл - в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

  • 0 баллов - рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

  • 2 балла - объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

  • 1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.

  • 0 баллов - объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

  • 2 балла - симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года - весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

  • 1 балл - обе характеристики присутствуют.

  • 0 баллов - ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года - осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов

  • 6-5 баллов - у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

  • 4-2 балла - у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

  • 1-0 баллов - у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?

  2. Его можно потрогать?

  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

  4. У кактуса есть соседи?

  5. Какие растения его соседи?

  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

  • Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

  • Оптимизм: использование ярких цветов.

  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

  • Интровертированность: изображен только один кактус.

  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.


После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?


Интерпретация рисуночного теста "Кактус"

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Интерпретация рисунка в раннем возрасте.

Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что узнает о предметах и явлениях, то, что воображает. Детский рисунок - отражение личности ребенка, его чувств, переживаний, показатель его развития.

Уже в возрасте 2-3 лет малыш может нарисовать отдельные элементы: каракули, черточки, круги, паутину, спирали. Эти «шедевры» можно интерпретировать определенным образом.

Каракули отражают уровень психомоторного контроля и мыслительных функций. Наблюдая за тем, как ребенок держит карандаш - сильно сжимая или свободно, можно судить о скованности и страхе ошибиться или о свободной манипуляции при обучении и игре. Сильно спутанные круги - клубки, заштрихованная паутина, процарапанный лист - свидетельствуют о напряжении, беспокойстве, возникающей агрессии, страхе, возбуждении малыша. Еле различимые круги, тонкие линии, которые ребенок проводит, лишь слегка касаясь карандашом бумаги, свидетельствуют о робости, застенчивости, неумении устанавливать контакт; возможно, это указывает на авторитарную семью.

Ребенка следует побуждать рассказать, что он изобразил. Комментарий может дать большую информацию для диагностики, чем сам рисунок.

После 3-х лет ребенок пытается изображать человека. Люди на этих рисунках часто выглядят забавно: огромная голова и ручки, ножки - палочки. Следует обратить внимание на то, что если малыш закрашивает лицо нарисованного человека. Вероятно, он ощущает родительское давление, не умеет контролировать эмоции, плаксив и тревожен.

Если после 3,5 лет ребенок не соблюдает границы листа, это может свидетельствовать о некоторой задержке в развитии сенсорно-моторной координации. Если ребенок «закалякивает» все пространство листа, поверх одного рисунка делает другой, не оставляя свободных мест, - это свидетельствует о чувстве беспокойства. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким. Ему не хватает защищенности. Вытесняя чувство беспокойства, тревоги, ребенок устраняет все белые пятна, косвенно сигнализируя о потребности в большем участии взрослых в его жизни.

В рисунках маленьких детей следует обращать внимание и на линии. Прямые линии. Нарисованные отдельно и комментируемые ребенком как «лесенка», говорят об эмоциональном равновесии. Изогнутые линии (как тетива лука, вверх или вниз), нарисованные с сильным нажимом, свидетельствуют о скрытой агрессии, нежелании уступать, неуравновешенности.

Часто прерывающаяся линия (пунктир) говорит о робости, нерешительности, безынициативности ребенка.

Линии волнообразные, с равномерным нажимом, свидетельствуют о самообладании, равновесии, при этом малыш может иногда казаться безучастным и апатичным.

Линия, похожая на кардиограмму, - ребенок испытывает напряжение, нарушение эмоционального состояния.

Линия из отрезков разного размера, нарисованная то с сильным, то со слабым нажимом, говорит о недоверии ребенка, неумении постоять за себя.

Дети, уверенные в себе, обладающие покладистым характером, используют линии разных типов и разной длины. Вертикальные линии с сильным нажимом рисуют дети с упрямым характером, желающие всегда настоять на своем. Резкие ломанные линии свидетельствуют о решительном, иногда агрессивном характере ребенка. Вертикальные линии «штопором» рисуют веселые, наблюдательные, шумные дети.

Также при диагностике с помощью рисуночных тестов обращается внимание на цвет. Однако соотносить выбор цвета с психическим состоянием не всегда правильно. Маленькие дети плохо разбираются в цветах и оттенках, предпочитают использовать красный, желтый, синий, зеленый - то есть основные цвета спектра, наиболее яркие. И если все пространство листа закрашено красным цветом, это говорит скорее не об агрессивности ребенка, а о радостных эмоциях, переживаемых им в данный момент. Настораживать должно только постоянное и чрезмерное использование черного цвета. В ходе рисования следует выяснить, с какими чувствами у ребенка ассоциируется тот или иной цвет, просить объяснить выбор того или иного цвета.

Выносить суждение о характере и особенностях ребенка на основе одного или нескольких рисунков не следует. Это только материал для выдвижения гипотез в отношении его психического состояния и развития.


Таблица 1: Симптомокомплексы теста «дом - дерево - человек»

Симптомокомплекс

Симптом

Баллы

Незащищенность

1

Рисунок в самом центре листа

0;1;2;3

2

Рисунок в верхнем углу листа

0;1;2;3

3

Дом, дерево - с самого края

0;1;2

4

Рисунок внизу листа

0;1;2;3

5

Много второстепенных деталей

0;1;2;3

6

Дерево на горе

0;1

7

Очень подчеркнутые корни

0;1

8

Непропорционально длинные руки

0;1

9

Широко расставленные ноги

0;1

10

Другие возможные признаки

Тревожность

1

Облака

0;1;2;3

2

Выделение отдельных деталей

0;1

3

Ограничение пространства

0;1;2;3

4

Штриховка

0;1;2;3

5

Линия с сильным нажимом

0;1;2;3

6

Много стирания

0;1;2;3

7

Мертвое дерево, больной человек

0;2

8

Подчеркнутая линия основания

0;1;2;3

9

Толстая линия фундамента дома

0;2

10

Интенсивно затушеванные волосы

0;1

11

Другие возможные признаки

Недоверие к себе

1

Очень слабая линия рисунка

0;2

2

Дом с краю листа

0;1

3

Слабая линия ствола

0;1

4

Одномерное дерево

0;1

5

Очень маленькая дверь

0;1

6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

0;1

7

Другие возможные признаки

Чувство неполноценности

1

Рисунок очень маленький

0;1;2;3

2

Отсутствуют ноги, руки

0;2

3

Руки за спиной

0;1

4

Непропорционально короткие руки

0;1

5

Непропорционально узкие плечи

0;1

6

Непропорционально большая система веток

0;1

7

Непропорционально крупные двумерные листья

0;1

8

Дерево, умершее от гниения

0;1

9

Другие возможные признаки

Враждебность

1

Отсутствие окон

0;2

2

Дверь - замочная скважина

0;1

3

Очень большое дерево

0;1

4

Дерево с краю листа

0;1

5

Обратный профиль дерева, человека

0;1

6

Ветки двух измерений, как пальцы

0;1

7

Глаза - пустые глазницы

0;2

8

Длинные, острые пальцы

0;2

9

Оскал - видны зубы

0;1

10

Агрессивная позиция человека

0;2

11

Другие возможные признаки

Конфликтность

1

Ограничение пространства

0;1;2;3

(фрустрация)

2

Перспектива снизу (взгляд червя)

0;1;2;3

3

Перерисовывание объекта

0;2

4

Отказ рисовать какой-либо объект

0;2

5

Дерево, как два дерева

0;2

6

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0;2

7

Противоречивость рисунка и высказываний

0;1

8

Подчеркнутая талия

0;1

9

Отсутствие трубы на крыше

0;1

10

Другие возможные признаки

Трудности

1

Отсутствие двери

0;2

Общения

2

Очень маленькая дверь

0;1

3

Отсутствие окон

0;2

4

Излишне закрытые окна

0;1

5

Окна - отверстия без рам

0;1

6

Выделенное лицо

0;1

7

Лицо, нарисованное последним

0;1

8

Отсутствие основных деталей лица

0;2

9

Человек, нарисованный схематично, из палочек

0;2

10

Дом, человек в профиль

0;1

11

Дверь без ручки

0;1

12

Руки в оборонительной позиции

0;1

13

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0;1

14

Другие возможные признаки

Депрессивность

1

Помещение рисунков в самый низ листа

0;1;2;3

2

Вид дерева или дома сверху

0;1

3

Линия основания, идущая в низ

0;1

4

Линия, слабеющая в процессе рисования

0;2

5

Сильная усталость после рисования

0;2

6

Очень маленькие рисунки

0;2

7

Другие возможные признаки

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

ПРИМЕРЫ

Показатели наличия у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. На рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть у него заниженная самооценка.

В некоторых рисунках дети изображают военную тематику: человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что может указывать на наличие у некоторых детей агрессивных тенденций ( например рисунок Саши Ч., Димы Д.)

В рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно у девочек Леры Т., Ярославы Я.. Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры может свидетельствовать о преобладающих демонстративных тенденций у детей.

Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях как в семье, так и в группе сверстников.

Несмотря на демонстративность, в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. По результатам социометрии они имеют благоприятную статусную категорию, и с ними охотно общаются многие дети.

Анализируя рисунок Юли К., мы обнаружили высокий уровень тревожности. У девочек возникают трудности в общении с детьми, Юля К. находится в статусной категории "не - принятых" и не имеет ни одного выбора.

При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, но другого типа, т.е. можно предположить, что у Юли К. демонстративность проявляется по типу «бегства в воображение».

Ребенок с таким видом менее благополучен в общении: испытывая потребность в общении: он не может ее реализовать в силу присущей ему тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.

Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается воспитателем). Рисуя человека, ребенок с таким видом демонстративности компенсирует свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однако на рисунке Юли К. элементы декорированности носят более сдержанный характер, чем декорированность фигур на рисунках Леры Т, Ярославы Я. На рисунке есть некоторые показатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Одна из отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер - прорисовка ног.

В первом случае девочки рисовали длинное платье и выглядывающие из под него нарядные туфельки.При компенсаторной демонстративности (рисунок Юли К.) ноги нарисованы с нарушением пропорций. Дети с компенсаторной демонстративностью если и рисуют обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры, как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека.

В процессе рисования Юля К. часто обращалась за поддержкой, переспрашивала или правильно она рисует и все ли она правильно делает. При рисовании сильно наживала на карандаш. О повышенной степени тревожности свидетельствует «тревожная линия». На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделать вывод, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу). Редуцированные кисти рук свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Возможно, что у девочки наоборот, потребность в общении может быть очень высокая, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений эта потребность подавлена, загнана внутрь. Волосы девочка изобразила сильной штриховкой, что также может говорить о тревоге, связанной с мышлением или воображением.

Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление тревожности. Например, рассмотрим рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил туловище: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворенных, остро осознаваемых ребенком потребностей; туловище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Одновременно фигура человека изображена как бы на ветру, что говорит о потребности этого ребенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном доме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня тревожности. При зарисовке дерева изобразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.

Дима Д. по данным социометрического исследования имеет благоприятную статусную категорию в системе взаимоотношений, однако по анализу рисунка можно сказать о проявлении признаков агрессии, а именно: сильные руки, одна рука спрятана за спину, что может говорить о чувстве вины, неуверенности в себе. Другая рука сильно вытянута вперед, пальцы крупные и длинные, похожи на гвозди, что говорит о враждебности, открытая агрессия. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачернен, что может указывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, подозрительность, может быть проявляется скрытая агрессия.

Для рисунка дерева характерна размашистая штриховка, особенно выделены ветки деревьев, которые направлены вверх - проявление тревожности и одновременно - порыв, стремление к власти. В рисунке дома - окна сильно открыты, может быть ребенок ведет себя несколько развязно и прямолинейно, отсутствие двери, т.е. возможны трудности в общении. Из трубы показана тоненькая струйка дыма, что указывает на чувство недостатка эмоциональной теплоты дома, что, скорее всего, и является причиной агрессии ребенка.

Возможно Дима Д. - агрессивный лидер, при изучении его рисунка обнаруживается стремление к власти. Мальчик популярен, получил много выборов детей, но он предпочитает общаться только с двумя из них (это взаимные выборы). Эти дети имеют одинаковую с ним статусную категорию «звезды». У ребят образовался как бы свой круг общения, в который они не хотят принимать других детей.

Павел П. Расположил все три рисунка в самом низу листа бумаги, рисунки очень маленькие, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности в себе, чувство неполноценности. На всех трех рисунках ребенок интенсивно выделял некоторые детали - это показывает высокую тревожность ребенка. В рисунке человека ноги широко расставлены это, возможно, пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) ребенка. Ступни непропорционально длинные - потребность ребенка в безопасности, а может потребность демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, что показывает поиск контактов с окружающим, чувствительность к окружающему.

Домик маленький, расположен с самого края листа бумаги, что говорит о зависимости ребенка от других, неуверенности в себе. Отсутствие двери показывает на замкнутость, неудовлетворенность потребности в общении.

Настя Т. на рисунке изобразила линию земли - это показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. По данным социометрического исследования мы знаем, что Настя имеет мало выборов, (может быть причина в том, что девочка совсем недавно появилась в группе и возможно еще не установлен контакт с детьми).

На рисунке девочка штриховкой выделила волосы, платье человека, листву дерева - это также говорит о признаках тревожности. Руки изображены короткими, кисти не выделены, что говорит о сниженной практике общения. Потребность в общении есть, но не удовлетворена. Штриховка рук также свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у Насти связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Во время рисования Настя вела себя спокойно, прикрывала рукой рисунок от других детей.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:

а) семантика расположения в пространстве;

б) графологические признаки;

Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом - настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.

На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Положение в нижней части листа - обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям "пассивность - деятельность", "внутреннее - внешнее, "прошлое - будущее". Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.

Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежание новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.

Б) Графологические аспекты интерпретации.

К первому аспекту относится анализ линии.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.

Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.

«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.

«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо - хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, клювы, зубы.

Примеры

Анализируя рисунок Ярослава Ч. мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Можно говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр - острозуб. В рисунке видны признаки тревожности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рукой рисунок. При рисовании очень сильно нажимал на карандаш. Рисунок получился очень крупный, и как бы "запачканный", что говорит о легкой напряженности и повышенном уровне тревожности.

Анализируя рисунок Юли К. также можно сказать о существующих элементах агрессии, так как на рисунке животного Юля изобразила длинный пальцы с острыми когтями. Несколько раз стирала рисунок, не знала как расположить. При рисовании девочка немного была напряжена, что говорит о повышенном уровне тревожности. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. У девочки, возможно, есть потребность в общении с детьми, но она не удовлетворяется (Юля имеет неблагоприятную статусную категорию).

Наташа Б. назвала свое животное "кобра". Такое название говорит о некоторых признаках агрессии. При рисовании Наташа вела себя тихо, прикрывала рукой рисунок, чтобы другие дети не могли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим на карандаш, несколько раз стирала рисунок - эти признаки говорят о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен чуть ниже от центра листа, возможна некоторая неуверенность в себе.

Настя Т. изобразила свой рисунок в левом нижнем углу листа, рисунок очень маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о том, что девочка испытывает чувство неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного девочка изобразила человека- инопланетянина, так как была не совсем внимательна к инструкции. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности - сильный нажим на карандаш во время рисования.

Настя С. назвала свой рисунок - "человек - конь". Рисунок изображен немного ниже средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциями ребенка в этот день, так как девочка до рисования целый день капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет "запачканный" вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Сильно затушевала туловище животного и неуверенная линия рисунка, что также говорит о повышенной тревожности. Можно сказать и о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов; глаза - пустые глазницы.

Андрей К. назвал свое нарисованное животное "динозавр". На рисунках заметны признаки агрессии: острые когти, длинные пальцы, зубы, оскал, агрессивная поза животного. Видны и признаки повышенной тревожности: рисунок мальчик сильно затушевал туловище животного, много раз стирал. Животное расположил в верхней части листа. Такое положения рисунка на листе бумаги может сказать о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Высокое расположение рисунка может быть связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Во время рисования вел себя спокойно и сосредоточено рисовал.

Сопоставляя полученные результаты двух тестов - "Дом - дерево - человек" и "Несуществующее животное", мы можем сделать вывод, о проявлении повышенной тревожности у одних и тех же детей. Многие рисунки детей отражают признаки агрессии, что может говорить о характерном для детей этого возраста эгоцентризме (старшая подготовительная группа, 6-7 лет).

© 2010-2022