Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми с ОНР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе с детьми с ОНР

Месяц

Тема недели,

тема исследования

На прогулке

В группе

Работа с

родителями

Литература

Сентябрь

Фрукты. Овощи.

«Сухая и влажная почва».

Цель: способствовать умению определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья. Сухая почва не содержит влагу. Испарение воды из влажной почвы происходит в окружающую среду. Сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещинки, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней нет трещин с воздухом.

Наблюдения за почвой на садово-огородных участках.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», 63

Сад. Огород. «Следы на

асфальте».

Цель: создать условия для получения отпечатков листьев на асфальте; объяснить детям, что в природе отпечатки растений и животных могут сохраняться на века.

Вывод: следы, которые попытались получить дети, можно обнаружить на некоторых природных

камнях (мел, жемчуг, янтарь, каменный уголь). Они образовались в природе из останков животных и растений, которые когда-то жили на Земле.

Интернет-ресурсы «Следы древности».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с.67

Октябрь

Деревья.

«Почему исчезают опавшие листья?»

Цель: пробудить интерес детей к круговороту веществ в природе, в частности с превращением опавшей листвы в почву, и с ролью в этом процессе различных живых организмов.

Вывод: листья растут на деревьях, кустарниках, которые берут «еду» из земли. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и сами «кормят» её, дают ей новую «пищу». Земля-почва становится богаче. В этом ей помогают многие подземные жители, например дождевые черви.

Показать компостерную яму на садово-огородном участке.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 65

Осень. Звуки природы.

«Почему листья шуршат?»

Цель: содействовать пониманию того, что в листьях есть отверстия (поры), через которые вода может поступать внутрь листа и выходить наружу.

Вывод: когда лист отрывается от дерева, он становится неживым, нарушается связь с деревом. Остатки воды через поры испаряются в окружающую среду, через них же вода вновь может попасть в лист.

Прогулки по осеннему лесу «Поиск осенних звуков».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 72

Человек.

«Осязательный центр человека».

Цель: содействовать умению сравнивать температуру воды в нескольких ёмкостях.

Вывод: ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Дидактическая игра «Расставь воду от самой горячей до самой холодной».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 94

Ноябрь

Посуда.

«Чудесный

металл».

Цель: совершенствовать знания о металле и его свойствах.

Вывод: основные общие свойства металлов - металлический блеск, ковкость (способность приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без неё), теплопроводность, твёрдость.

Совместно с ребёнком найти в квартире предметы, сделанные из металла и схематично зарисовать.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 91

Обувь.

«Купим Васе

обувь».

Цель: пробудить интерес к кожаной обуви; способствовать умению устанавливать причинно- следственные связи между материалом предмета и способом его использования.

Вывод: кожаная обувь лёгкая, крепкая, не промокает и самая удобная.

Сравнить кожаную обувь мамы, папы и ребёнка.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 95

Декабрь

Зима. Зимние развлечения.

«Снег защищает растения от замерзания».

Цель: доказать детям, что снег защищает всё живое от вымерзания, и подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Вывод: снег сохраняет тепло не только растениям, но и животным. Эта особенность спасает всё живое от вымерзания в холодный, неблагоприятный зимний период.

Построить совместно с ребёнком снежный дом.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 75

Игрушки.

«Что такое упругость?»

Цель: сопутствовать формированию знаний об упругости; подвести детей к выводу, что есть предметы упругие и не упругие.

Вывод: упругость - это свойство тела принимать первоначальную форму. Есть тела упругие и не упругие.

Задание «Найти упругие игрушки».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 71

Новый год. «Ёлочные игрушки»

Цель: содействовать детям в реализации их представлений о свойствах воды, полученных в ходе поисковой деятельности, учить работать по алгоритму.

Вывод: благодаря свойствам воды из неё можно изготовить ёлочную игрушку. Вода принимает любую форму предмета, обладает прозрачностью, хорошей растворимостью и замерзает при температуре ниже нуля градусов.

Задание «Придумайте игрушки разной формы, а мы отгадаем, во что вы наливали воду».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 81

Январь

Домашние животные.

«Рассматривание следов на снегу».

Цель: определить, кто оставил свой след, учить различать следы неживого от следов живого организма.

Вывод: на снегу чётко отпечатывается след живого и неживого организмов. Следы могут различаться по форме, но все они повторяются в одинаковой последовательности.

Прогулка по зимнему парку «Следопыт».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 89

Дикие животные.

«Почему динозавры были такими большими?»

Цель: уточнить механизм приспособленности к жизни хладнокровных животных.

Вывод: большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замёрзли в холодные периоды, когда их не нагревало солнце.

Интернет-ресурсы «Динозавры - гиганты»

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова В.В. Щетинина «Неизведанное рядом», с 141

Февраль

Морские обитатели.

«Как появились моря и океаны?»

Цель: способствовать пониманию происходящих в природе изменений, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.

Вывод: если будет остывать очень большое тело, целая планета, то будет много жидкости.

Интернет ресурсы «Земля - это раскалённый шар».

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова В.В. Щетинина «Неизведанное рядом», с 137

Защитники Отечества.

«Парашют».

Цель: определить обладает ли воздух упругостью; понять, как можно использовать силу воздуха.

Вывод: при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим, падение - более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение - более быстрым.

Выставка «Самый лучший парашют».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 70

Животные жарких стран.

«Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?».

Цель: способствовать пониманию и умению объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.

Вывод: внешний вид животного зависит от среды его обитания. Известно, что в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов, так как она отталкивает солнечные лучи; в прохладную погоду теплее в тёмной - она притягивает солнечные лучи. В пустыне очень жарко, поэтому и окрас животных светлее, чем в лесной зоне.

Интернет - ресурсы «Животные разных природных зон».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 92

Март

Домашние птицы. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»

Цель: определить с помощью опыта связь между строением и образом жизни птиц.

Вывод: у водоплавающих птиц есть особые приспособления для жизни на воде. Одной из них является жировая железа, благодаря которой гусь в воде не намокает.

Мозговой штурм «Какие птицы не намокают?»

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 84

Профессии.

«Почему

лампочка светит?»

Цель: учить понимать принцип работы электроприбора.

Вывод: источником тока служит батарейка (розетка). По проводам ток доходит до электрической лампочки. Внутри её раскаляется и начинает светиться тонкая нить (вольфрамовая).

Фотовыставка «Мы сделали статическое электричество!»

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 68

Апрель

Цветы.

«Растение теряет влагу через испарение».

Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение (определить наличие устьиц и показать их работу).

Вывод: растение живой организм. Одно из условий его жизни - постоянное поступление воды. Вода поступает через корень, а испаряется (выходит) через устьица (специальные отверстия в листьях).

Привлечь детей к трудовой деятельности - полив комнатных растений.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 104

Космос.

«Звёзды светят постоянно».

Цель: содействовать формированию знаний о космосе, показать детям, что звёзды светят постоянно

Вывод: звёзды светят постоянно, даже днём, но мы их не видим из-за яркого солнечного света.

Интернет-ресурсы «Сколько звёзд на небе?»

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 64

Транспорт.

«Подводная

лодка».

Цель: пробудить интерес к плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки.

Вывод: для того, чтобы лодке погрузиться, ей нужно стать тяжелее, чтобы всплыть легче.

Провести дома опыты по теме «Плавает - тонет», составить таблицу из схематических рисунков.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 72

Май

9 мая. Лето.

«Радуга на стене».

Цель: содействовать знакомству с механизмом образования цветов путём разложения и отражением луча света; определить, из каких цветов состоит солнечный луч.

Вывод: цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие поглощает.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с. 101

Насекомые.

«Выявление причины выхода червей во время дождя на поверхность земли».

Цель: содействовать пониманию, причины, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Вывод: вода вытесняет воздух из пустот в камешках и в земле, поэтому мы видим поднимающиеся из воды пузырьки воздуха. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идёт сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей - они вылезают наружу в поисках кислорода.

Наблюдения за поведением дождевых червей во время дождя.

Е.В. Лосева «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников», с.69



© 2010-2022