Природа и мы. «Сказка о грибах»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан







Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:

Природа и мы. «Сказка о грибах»







Воспитатель

высшей квалификационной

категории Костенкова Л.И.



2015г

ПРИРОДА И МЫ. СКАЗКА О ГРИБАХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать простыми карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца, воспитывать любовь к природе.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает названия лекарственных растений и их значение в жизни человека; составляет описание грибов, используя в речи соответствующую лексику; знает правила безопасного взаимодействия с растениями и грибами; эмоционально реагирует на литературное произведение с описанием природы; самостоятельно рисует грибы, соблюдая пропорциональные отношения.

Материалы и оборудование: фотографии лекарственных растений; иллюстрации с изображением грибов; простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) размером в альбомный лист; иллюстрации дикорастущих лекарственных растений.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций лекарственных растений и грибов.

Словарная работа: травники.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

- Как чудесен лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.) Сегодня нас приглашает в лес гриб-боровик. Для вас он приготовил интересные задания.

2. Беседа на тему «Природа и мы».

- Послушайте стихотворение «Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

- О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

- А как правильно собирать лекарственные растения?

Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках - например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

- Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

- Отгадайте загадки:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка.

(Одуванчик.)

- У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.

Стоит в лесу кудряшка -

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

(Ромашка.)

- Ромашка - переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна? Ответы детей.

3.Если случится вам простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник.)

- Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».

У подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

- Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку-отгадку:

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это?

(Крапива.)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки -

Не выше кочки.

(Брусника.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

(Шиповник.)

- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

- Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят? Ответы детей.

- У нашего Мишки болит горло. Что нужно сделать? (Дети советуют.) Ему нужен отвар ромашки.

- А у нашей Лисички простуда - ( Дети советуют.) Ей нужен отвар мать-и-мачехи, чабреца.

- У обезьянки слабость, нет сил. -( Дети советуют.) Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

- Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче. Ответы детей.



4. Рисование «Сказка о грибах».

- Каждый гриб имеет свой характер .Чем отличаются грибы друг от друга? Ответы детей. (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? Ответы детей. (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным .Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.)Какой может быть поганка? Ответы детей. (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)

-Какими красками мы можем изобразить грибы? Ответы детей. (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки - светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте - необходимо сделать фон. Какой? Ответы детей. (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)

Дети самостоятельно рисуют грибы.

5. Итог занятия.

- Давайте все грибы «посадим» на общую поляну. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.



© 2010-2022