Программа по здоровьесбережению Здоровый ребенок для детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №38» Асбестовского городского округа








Программа

«Здоровый ребенок»









Воспитатели:








г. Асбест







Цель: Создание оптимальных условий для совершенствования

физического и психического здоровья детей.

Задачи: 1. Развивать у детей жизненно важные двигательные

навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

2. Формировать у детей развитие навыков личной гигиены.

3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Предполагаемый результат:

1. Снижение заболеваемости.

2. Сформированность гигиенических навыков.

3. Овладение элементарными навыками самооздоровления.

Оздоровительные мероприятия


  • Закаливание воздухом

  • Полоскание рта после приёма пищи (водой комнатной температуры)

  • Закаливание рук водой (мытьё водой комнатной температуры).

  • Топтание в тазу с водой комнатной температуры перед сном

  • Босохождение (вначале в носочках, затем босиком)

  • Дорожки здоровья (массаж БАТ)

  • Упражнения для профилактики плоскостопия

  • Упражнения для профилактики нарушений осанки

  • Гимнастика после сна

  • Пальчиковый массаж.

  • Ушной массаж (интеллектуальный массаж)

  • Точечный массаж по Уманской

  • Дыхательная гимнастика

  • Упражнения носовой дыхательной гимнастики

  • Звуковая терапия

  • Гимнастика для глаз

  • Коммуникативные игры

  • Речитативно - игровые композиции

  • «Игры, которые лечат» Галанов А.С.

Профилактические мероприятия в межсезонье.

(октябрь - ноябрь; март - апрель)

*Фитотерапия: *приём настоя шиповника

*полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула)

*аэронизация помещения настоем чеснока

*употребление лука и чеснока в пищу

*ношение чесночных бус

*Натуропатия: *дыхательная гимнастика

*точечный массаж по Уманской

*ушной пальминг

*пальчиковый тренинг

*мытьё рук водой комнатной температуры

* топтание в воде комнатной температуры

*дорожки здоровья

*Лекарственная терапия: оксолиновая мазь (в период повышенной заболеваемости)

1

Игры, направленные на развитие моторики

мелких мышц кисти.


Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления оздоровительного и педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.

Игры подобраны в соответствии с лексической темой и проводятся в течение недели ежедневно: после утренней гимнастики, во время занятия, в свободной деятельности (смотри карточки по лексическим темам).

Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону.

Необходимо массировать каждый пальчик в отдельности до 10 раз.

Упражнения для массажа и самомассажа.


*Разотру ладошки сильно (растирать ладони друг о друга)

*Каждый пальчик закручу, поздороваюсь с ним сильно(захватить палец пальцами другой руки и крутить)

*И вытягивать начну(тянуть каждый пальчик)

*Затем руки я помою(имитация мытья рук)

*Пальчик в пальчики вложу(пальчик вкладывается в кисть другой руки)

*На замочек их закрою и тепло поберегу(сцепить пальцы в замок)

*Выпущу я пальчики,пусть бегут как зайчики(перебирать пальчиками)


Использование атрибутов для массажа и самомассажа рук.

*мячи (колючие, рифленые) - сжимание - разжимание

*кистевые эспандеры - для развития мышечной силы.

*прищепки бельевые - для координации движений пальцев.

*щётки для волос, аппликатор Кузнецова - массаж БАТ

*клавиатура компьютера, кнопочный телефон - для развития

дифференцированных движений пальцев рук.

*сухой бассейн - для самомассажа кистей рук.

Гимнастика после сна.

* Мы проснулись, улыбнулись, потянулись!

*Тянем ручки, тянем ножки.

*Ручкой облачко достали и немного выше стали(одна рука поднимается вверх, затем другая)

*Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.

(повороты головы на подушке вправо-влево)

*Чтоб ладошки разбудить, хлопать будем - их учить:

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу (по тексту).

*А куда же делись ножки? Раз, два, три! Раз, два, три!Ну-ка ножки догони! (лежа на спине, руки вдоль туловища,крутить ногами «велосипед», руки «держат руль»)

*На живот перевернулись и поплыли, как смогли - если сможешь, догони.(лежа на животе, приподнять голову, работать руками и ногами)

*А теперь мы все - собачки, на коленочки встаём и виляем все хвостом. (повороты таза вправо-влево; усложненный вариант: поднимать одну ногу вверх, затем другую,

покачивая из стороны в строну «как хвостик»)

*А теперь мы с вами - зайки, из кроватки вылезайте,становитесь босиком и попрыгайте легко. (по тексту)

*Дыхательные упражнения:

Зайки нюхают цветы! Как умеешь нюхать ты?

Носиком вдохнули, ротиком подули!

Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем, здоровье вдыхаем - болезни отпускаем.

*Звукотерапия: Пение - сочетание гласных с согласными:

аль, уль, ель, иль, оль,эль, юль.

- сочетание согласных с гласными: ла, лу, ле, ли, ло, лэ, лю.

Речитативно - игровые композиции - представляют собой подвижную игру, которая сочетается с одновременным проговариванием стихотворений (театр движений).

Две стороны деятельности (движение+ слово) объединены общей темой. Все предложенные композиции имеют название и разные уровни сложности. Они включают разнообразные упражнения, направленные на развитие жизненно важных физических качеств и способностей детей: мышечной силы, быстроты движений, подвижности суставов, координации и ритма движений, мелкой моторики и способности ориентироваться в пространстве.

С другой стороны, звуковая и двигательная имитация, сопровождающая игровую деятельность, развивает целый комплекс психических свойств личности: представление, воображение, образное мышление, речь, память и т.д.

Речитативно - игровая композиция

«Город - угадайка».

При выполнении композиции передвижения идут по кругу.

Текст игр произносит взрослый (дети говорят отгадки), упражнения и игры выполняются под общую декламацию; упражнения- загадки

«Жираф» и «Черепаха» читаются шепотом, а выделенные крупным шрифтом слова - громче остального текста. Упражнение- скороговорку «Черепаха и чай» повторяется три раза: медленно - умеренно - быстро.


«Город- угадайка»

Текст Движения

Все идут, идут, идут ходьба по кругу, взявшись за руки

В город «Угадайка».

Там звери разные живут,

Какие - отгадай-ка!

«Большие ноги»

Текст Движения

Большие ноги идут по дороге: Ходьба по кругу, руки на

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. поясе

Маленькие ножки Бег по кругу

Бегут по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Огромные ноги Ходьба с выпадами

Шагают по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.


Упражнение - загадка «Жираф»

Текст Движения

Он ходит, голову задрав, Ходьба на носках, руки за

Не потому, что важный граф, головой

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…ЖИРАФ.


Упражнение - загадка «Черепаха»

Текст Движения

Живет спокойно, не спешит, Ходьба на коленях, руки за

На всякий случай носит щит. головой

Под ним, не зная страха,

Гуляет…ЧЕРЕПАХА.

Упражнение - скороговорка «Черепаха и чай»

Текст Движения

Черепаха, не скучая, Сед на пятках, руки на поясе,

Час сидит за чашкой чая. наклоны головы вправо-влево.


Упражнение - загадка «Лось»

Текст Движения

Ты рога на лето сбрось, Ходьба с поочередным сгибанием

Тяжело с рогами…ЛОСЬ. ног назад, руки согнуты скрестно

над головой, ладони вперед, пальцы

разведены («рога оленя»)


Упражнение - загадка «Зайка»

Текст Движение

Прыгает ловко Прыжки в полуприседе,

И любит морковку. руки заведены за голову,

Длинноухий попрыгайка, поднятые вверх кисти

Маленький, серенький…ЗАЙКА изображают ушки.


Упражнение - загадка «Елки»

Текст Движение

Деревца в лесу растут, Ходьба по кругу,

Круглый год они цветут, руки на поясе.

На деревьях тех иголки,

Зеленеют всюду…ЕЛКИ.

Игра «Компресс»


Текст Движение

Тили-тили, тили-БОМ Стоя в кругу, взявшись за руки.

Ходьба к центру круга, присесть.

Тили-тили, тили-БОМ Встать, вернуться шагом на свои

места

Сбил сосну зайчишка ЛБОМ «ударить» ладонью по лбу.

Жалко мне зайчишку, Ходьба к центру круга.

Носит зайка ШИШКУ. Вернуться шагом на свои места.

Поскорее сбегай в лес, Бег по кругу.

Сделай заиньке КОМПРЕСС. Бег к центру круга, присесть.

Пожалейте зайку, Встать.

Зайку-побегайку. Вернуться шагом на свои места


Точечный массаж

(по Уманской)

Вышел Зайчик на лужок,

На зелёный бережок (легкое поглаживание указательными пальцами гайморовых пазух)

Потирает Зайчик нос,

Чтобы носик не замёрз (фаланги больших пальцев трут точки у крыльев носа)

Серый Зайчик вместе с нами

Потирает над бровями (массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг)

Говорила Зайке мать:

«Надо ушки потирать!» (массаж козелка ушной раковины)

Зайка лапкой лапку трёт,

Зайка песенку поёт (массаж ямки между большим и указательным

пальцами / пальцы в кулак/ - на одной руке)

«Ой, спасибо вам, друзья!

Мне без вас никак нельзя!» (массаж ямки между большим и указательным

пальцами /пальцы в кулак/ - на другой руке)

Гимнастика для глаз

Комплекс №1

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, улучшению функций вестибулярного аппарата.

Исходное положение: стоя

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз;

Посмотреть вправо, влево не поворачивая головы. (3-4 раза)

  1. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру;

опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть

на люстру. (2-3 раза)

  1. «Спрячь глазки» - зажмуриться.

«У кого глазки большие» - широко открыть глаза. (3-4 раза)


Комплекс №2

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения.

Исходное положение: сидя

  1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом в 30 секунд.(5-6 раз)

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; не поворачивая головы - ориентир:

геометрические фигуры (3-4 раза)

3. Быстро моргать (1 минуту)

4. Смотреть вдаль, сидя перед окном (1-2 минуты)

Звукотерапия

Игровые упражнения:


  • «Гудок парохода» (у);

  • «Упрямый ослик» (и-а);

  • «Плакса» (ы-ы);

  • «Мы заблудились» (ау);

  • «Хохотушки» (ха-ха-ха, хи-хи-хи);

  • «Страдалки» (ах-ах-ах, ох-ох-ох).

Пение звуков и их сочетаний:

* а, о, и, э, у, ы: (ауи, оиу, эуа; ауио, оуаи; иуаоы и т.д.)

* сочетание гласных с согласными: (аль, уль, ель, иль, оль,эль, юль и т. д.)

* сочетание согласных с гласными: (ла, лу, ле, ли, ло, лэ, лю, ля и т. д.)



Коммуникативные игры.


«Здравствуй»

-Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, произносим слова: «Здравствуй, здравствуй,

Не зевай и ладошку

Мне давай!»

В конце фразы нужно выбрать себе партнёра и притянуть его за руку к себе.


«Ласковые слова»


Дети идут по кругу и говорят: «Ласку любят все на свете,

Больше всех, конечно, дети.

Будем в круг вызывать, ласково вас называть.(…имя ребёнка)

Лена, в круг выходи,на ребят погляди.

Много слов хороших сей час ты услышишь от нас».

Дети по очереди говорят Лене ласковые слова: красивая, чудесная, прелестная, изумительная, восхитительная, добрая, послушная, вежливая, культурная, прилежная, внимательная, ласковая, заботливая и т. д.

«Дразнилки»


Здесь живёт Хмурилка,/нахмуриться, указательные пальцы у бровей/

Здесь живёт Дразнилка,/ показать язык/

Здесь живёт Смешилка,/ указательные пальцы на щеках, улыбнуться/

Здесь живёт Страшилка/глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальцы растопырены, рот открыт)

Это носик Бибка!/указательные пальцы сведены на кончике носа/

А где твоя улыбка? /дети улыбаются/


«Комплименты»

Дети стоят по кругу, водящий стоит в центре с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу, говорят:

«Раз, два, три, четыре, пять! Постарайся угадать.

Кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит».

Дети останавливаются, водящий дотрагивается до одного из них, ребёнок хвалит его, а водящий отгадывает. Если отгадал, меняются местами и игра продолжается.


«Кто позвал»


Дети идут по кругу, в центре водящий, произносят слова:

«...имя ты сейчас в лесу, мы зовём тебя «АУ».

Крепко глазки закрывай,кто позвал тебя, узнай!»

Ребёнок, на которого указал взрослый, произносит «АУ»,

водящий называет имя того, кто его позвал. Если угадал, меняются местами и игра продолжается с новым водящим.

«Игры, которые лечат»

А. С. Галанов.


«Мышка и Мишка»

Цель: Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный /выпрямиться, встать на носки, поднять

руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох/

У Мышки - очень маленький /присесть, обхватив руками колени,

опустить голову - выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»/

Мышка ходит в гости к Мишке,

Он же к ней не попадёт /ходьба врассыпную на носочках, как «мышки»/

Игра повторяется 4-6 раз. Следить за четкостью и координацией движений.

«Ветер»

Цель: Координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз»; формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и показывает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу, лечу куда хочу:

/руки опущены, ноги на ширине ступни, вдох через нос)

Хочу - налево посвищу, /повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо, /голова прямо - вдох, голова направо - выдох, губы трубочкой/

Могу подуть вверх - в облака, /голова прямо - вдох через нос, опустить

голову, подбородком касаясь груди - спокойный глубокий выдох через рот/

А пока - я тучи разгоню /круговые движения руками/


«Зайка беленький сидит»


Цель: Формирование навыка в прыжках, координация движений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Дети стоят свободно (по кругу или врассыпную), произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит /дети сидят на корточках, руки около ушей.

пальцы вместе, ладони смотрят вперёд/

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит. /шевелят кистями рук вперёд-назад/

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. /встать, обнять себя руками за плечи,

покачивать из стороны сторону/

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть. /хлопки в ладоши/

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать. /пружинки/

Скок, скок, скок, скок,

Надо Зайке поскакать. /прыжки на двух ногах на месте/

Зайку кто-то испугал…

Зайка прыг - и ускакал. /прыгают в сторону широким прыжком/

«Шла коза по лесу»


Цель: Развитие координации движений конечностей, туловища; улучшение функции дыхания, зрительного и слухового анализаторов; профилактика плоскостопия.

С помощью считалки выбирается «коза». Дети идут по кругу, «коза» идёт так же, но в другую сторону. Все поют:

Шла коза по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу / «коза» выбирает кого-нибудь и, взяв за

руки «принцессу», делает вместе с ней в кругу движения, которые, согласно

песне, повторяют все играющие/

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем/прыгают на двух ногах/

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем /в подскоке поочерёдно выставляют ноги вперёд/

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем /хлопают/

И ножками потопаем,

Потопаем, потопам /топают/

Затем «коза» встаёт в круг, а выбранная «принцесса» становится «козой» и игра продолжается.

«Лохматый пёс»

Цель: Общее укрепление мышц ног; воспитание терпения; развитие быстроты реакции; повышение эмоционального тонуса.

С помощью считалки выбирается «пёс», он сидит в стороне.

Дети медленно идут к нему, приговаривая:

«Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит. Подойдём к нему. Разбудим, и посмотрим, что же будет?»

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает и ловит детей.

Игра повторяется 3-4 раза.
















Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №38








Программа

« Здоровый малыш»


группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

от 5 до 7 лет









Воспитатели: Долгая В.В

Ларионова Е.В.






















г. Асбест

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (поддерживающей, стабилизирующей, настраивающей, активизирующей, тренирующей) среды физического развития.

Задачи:

1. Развивать желание детей овладевать навыками самооздоров-ления, здорового образа жизни.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния детей.

3. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, навыки личной гигиены, желание заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Предполагаемый результат:

- овладение навыками самооздоровления в виде устойчивого соматического состояния (снижение заболеваемости);

- сформированы позитивные качества характера;

- обеспечена физическая готовность детей к школе.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

- физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое стройное тело»)

- соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»)

- психоэмоциональное здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»)

- нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»)

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.

Разработана серия бесед, дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей:

- с гигиеной тела;

- представлениями о себе и своем организме;

- о мерах безопасности дома и на улице;

- об умении разрешать конфликты;

- о культурно-гигиенических навыках и культуре поведения в различных ситуациях и в общественных местах.

Комплекс приемов охраны психоэмоционального здоровья ребенка:

- минутки вхождения в день;

- элементы аутотренинга и релаксации;

- минутки тишины;

- элементы музыкотерапии - музыкально-игровые минутки;

- речевые композиции (смотри материал по формированию слухового и сенсомоторного восприятия)

- элементы арттерапии (смотри А.С.Галанов «Игры, которые лечат для детей 5-7 лет» стр.76 /живопись, работа с песком, глиной и т.д./)

- элементы сказкотерапии, смехотерапии.


Оздоровительные мероприятия.


  • Закаливание воздухом.

  • Полоскание рта после приёма пищи (водой комнатной температуры).

  • Закаливание рук водой (мытьё водой комнатной температуры).

  • Топтание в тазу с водой комнатной температуры перед сном.

  • Босохождение (вначале в носочках, затем босиком).

  • Дорожки здоровья (массаж БАТ).

  • Упражнения для профилактики плоскостопия.

  • Упражнения для профилактики нарушений осанки.

  • Пробуждающая гимнастика после сна.

  • Пальчиковый массаж.

  • Ушной массаж (интеллектуальный массаж).

  • Точечный массаж по Уманской.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Упражнения носовой дыхательной гимнастики.

  • Звуковая терапия.

  • Гимнастика для глаз.

  • Коммуникативные игры.

  • Речитативно - игровые композиции.

  • «Игры, которые лечат». Галанов А.С

Профилактические мероприятия в межсезонье.

(октябрь - ноябрь; март - апрель)

*Фитотерапия: *приём настоя шиповника

*полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула)

*аэронизация помещения настоем чеснока

*употребление лука и чеснока в пищу

*ношение чесночных бус

*Натуропатия: *дыхательная гимнастика

*точечный массаж по Уманской

*ушной пальминг

*пальчиковый тренинг

*мытьё рук водой комнатной температуры

*закаливание водой

*дорожки здоровья

*Лекарственная терапия: оксолиновая мазь (в период повышенной заболеваемости)

Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти.


Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления оздоровительного и педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.

Игры подобраны в соответствии с лексической темой и проводятся в течение недели ежедневно: после утренней гимнастики, во время занятия, в свободной деятельности (смотри карточки по лексическим темам).

Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону.

Необходимо массировать каждый пальчик в отдельности до 10 раз.

Упражнения для массажа и самомассажа.

*Разотру ладошки сильно (растирать ладони друг о друга)

*Каждый пальчик закручу, поздороваюсь с ним сильно(захватить палец пальцами другой руки и крутить)

*И вытягивать начну(тянуть каждый пальчик)

*Затем руки я помою(имитация мытья рук)

*Пальчик в пальчики вложи(пальчик вкладывается в кисть другой руки)

*На замочек их закрою и тепло поберегу(сцепить пальцы в замок)

*Выпущу я пальчики,пусть бегут как зайчики(перебирать пальчиками)

Использование атрибутов для массажа и самомассажа рук.

*мячи (колючие, рифленые) - сжимание - разжимание

*кистевые эспандеры - для развития мышечной силы

*прищепки бельевые - для координации движений пальцев

*щётки для волос, аппликатор Кузнецова - массаж БАТ

*клавиатура компьютера, кнопочный телефон - для развития дифференцированных движений пальцев рук

*сухой бассейн - для самомассажа кистей рук

Пальчиковый массаж

«Веселая прогулка»

С пальчиками играем, гладим их и разминаем.

Раз, два, три, четыре, пять (соединять пальцы с мизинца)

Вышли пальчики гулять. (хлопки ладонями)

- Этот пальчик самый сильный (гладим большой палец от ногтя к основанию)

Самый толстый и большой (тоже на левой руке)

- Этот пальчик для того (растираем указательный палец правой руки)

Чтоб показывать его (тоже на левой руке)

- Этот пальчик самый длинный (растираем средний палец на правой руке)

И стоит он в середине (тоже на левой руке)

- Этот пальчик безымянный (растираем безымянный палец на правой руке)

Он избалованный самый (тоже на левой руке)

- А мизинчик хоть и мал (растираем мизинчик на правой руке)

Очень ловок и удал. (тоже на левой руке)

Раз, два, три, четыре, пять (соединять пальцы с мизинцев одновременно на обеих руках)

В домик спрятались опять. (спрятать пальцы в кулачки)

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

  1. Сжимание и разжимание пальцев руки (держать ладонями вверх, вниз; сжимать поочередно правую и левую руку; одновременно обе руки).

  2. Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо, влево; повторить то же левой рукой; вращать одновременно обе кисти рук вовнутрь и наружу).

  3. Выгибание и прогибание кистей рук (вращение выполнять одновременно обеими руками или поочередно правой и левой рукой) 10 раз.

  4. «Пальчики здороваются» (подушечки пальцев правой(левой) руки соприкасаются с большим пальцем той же руки) 10 раз

  5. Сгибание и разгибание пальцев (согнуть по очереди все пальцы правой руки, затем разог-

нуть их; то же с левой рукой; затем двумя руками одновременно) 15 раз.

  1. «Ножницы» (развести пальцы правой руки в стороны; то же с левой рукой; затем двумя

руками одновременно) 15 раз.

  1. «Замок» (соединить ладони вместе, пальцы переплетены;

Выполнять следующие упражнения:

а) с силой сдавить ладони;

б) наклонять «замок» вправо, влево;

в) вывернуть «замок» наружу, не расцепляя пальцев) по 10-20 раз.

  1. «Солнечные лучики» (руки в «замке» поднять вверх, ладони крепко прижаты друг к другу;

с силой сжимать и разжимать пальцы) 10 раз

  1. Игра на «фортепиано»

  2. «Фонарики» (вращение кистями рук вверху, внизу, впереди, на уровне груди) 10 раз.

  3. Разведение пальцев рук врозь и сведение их вместе. 10 раз.

  4. «Ручки отдыхают» (потряхивать расслабленными кистями рук; при этом держать руки вверху, затем развести в стороны, согнув в локтях и опустив кисти рук вниз) 15 раз.


Кинезиологические упражнения.

Данные комплексы можно проводить после утренней гимнастики, вместо физкультминуток, в перерывах между занятиями и т.д. Комплекс включает в себя артикуляционные упражнения, упражнения для глаз, рук, кистей, дыхательные упражнения.

Комплекс № 1

1. «Домик» «Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем».

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. 6-8 раз

2. «Ожерелье» «Ожерелье мы составим

Маме мы его подарим»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполнять в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному) 6-8 раз

3. «Дыхание» «Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой»

И.п. стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. - Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вздох

2. - Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий, продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы вверх. 4-6 раз

4. «Качаем головой» «Покачаем головой,

Чтобы был в душе покой» Дышать свободно, плечи расправить, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать голову из стороны в сторону 6-8 раз

5. «Ушки» «Ушки сильно разотрем

И погладим и помнем»

Массировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. 8-10 раз

6. «Язычок» «Язычок вы покажите,

На него все посмотрите» Выдвигать язычок вперед-назад 8-10 раз

7. «Петушок» (дыхательное)

«Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг» И.п. - ноги врозь

1-2 - поднять руки в стороны /вдох/

3-4 - хлопать руками по бедрам, издавая звуки «Ку-ка-ре-ку» /выдох/

8. «Ладонь» (упражнение на внимание)

«Чтоб внимательными быть,

Нужно на ладонь давить»

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - вдох, при ослаблении - выдох. 6-8 раз

Комплекс № 2

1. «Руки» «Чтобы ручкам силу дать

Нужно крепче их сжимать».

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп; выполнять до максимальной усталости кистей; затем расслабить руки и встряхнуть. 4-6 раз

2. «Глазки» «Глазки влево - глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала».

Выполнять движения в соответствии с текстом. 6-8 раз

3. «Поворот» «Посмотри-ка ты вокруг,

Рядом ли стоит твой друг?»

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. 8-10 раз 4. «Язычок» «Язычок вы покажите,

На него все посмотрите».

Выдвигать язычок вперед-назад. 8-10 раз

5. «Потанцуем» «Любим все мы танцевать,

Руки - ноги поднимать».

Поднять левую ногу, согнуть её в колене и локтем правой руки дотянуться до колена левой ноги; затем проделать то же движение для левой руки и колена правой ноги. 8-10 раз

6. «Ладошки» «Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем».

Костяшками, сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки; то же для правой. 6-8 раз

7. «Пароход» (дыхательное) «Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет».

И.п. - основная стойка.

1 - через нос с шумом набрать воздух.

2 - задержать дыхание на 1-2 секунды.

3-5 - с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой со звуком «у-у-у» - выдох удлиненный.

6 - И.п. 4-6 раз

8. «Яйцо» «Спрячемся от всех забот,

Только мама нас найдет».

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться. 4-6 раз

Веселая гимнастика после дневного сна


«Котята»

Сон прошел и мы проснулись, дети потягиваются лежа на спине

Улыбнулись, потянулись.

Лапки друг о дружку трем, потирают ладошки друг о друга

И в ладошки громко бьём. хлопают в ладоши

А теперь поднимем ножки, поднимают поочередно ноги

Как у нашей мамы кошки,

Левая и правая - мы котята бравые.

На животик повернулись, переворачиваются на живот

Снова дружно потянулись. руки вперед - потягиваются

Оторвали от подушки поднимают и опускают голову

Носик, голову и ушки

На коленки резво встали - двигают тазобедренными суставами

«Хвостиками» помахали. вправо-влево

Выгнулись, прогнулись, поднять спину, опустить

На бок повернулись повороты головы и туловища вправо-влево

Сели на кроватке потереть пятку о пятку

Почесали пятки

Постучали ножкой стучат пятками об пол

Об пол немножко.

Набирайтесь силы ножки. ходьба на месте

Мы проснулись, мы готовы поднять руки вверх и потянуться

Петь, играть и бегать снова. прыгают и хлопают в ладоши

Дружно нам сказать не лень:

«Здравствуй день, веселый день!»

Звукотерапия:

Цель: Научить детей дышать через нос, укрепить мышцы гортани, повысить защитные силы организма.

Методика проведения:

Вдох через нос, задержать дыхание, выдох со звуком.

1 вариант

плакса - а-а-а; ы-ы-ы;

гудок парохода - у-у-у; у-у-у;

стоналка - о-о-о; о-о-о;

заблудилка - ау-ау-ау; ау-ау-ау;

хохоталки - ха-ха-ха; хо-хо-хо; хи-хи-хи;

страдалки - ах-ах-ах; ох-ох-ох;

ухалка - ух-ух-ух;

зазоня - хм-хм-хм;

упрямый ослик - иа-иа-иа.

2 вариант

экалки и екалки - э-э-э; е-е-е; стоналка - ай-ой-ай-ой;

якалки - я-я-я; я-я-я; ревушка - уа-уа-уа;

иньки-яньки - и-и-и; я-я-я; трактор - д-д-д; д-д-д;

мычалки - м-м-м; м-м-м; м-пом-м; м-пом-м; жучки - ж-ж-ж;

шепталки - шэ-шэ-шэ; щэ-щэ-щэ; пчелки - з-з-з.

паровозики - ч-ч-ч; ч-ч-ч;

3 вариант


Я расскажу вам сказку: в звонком городе, на певучей улице звуки жили гласные - пели песни разные!

А, О, У, Ы, Э, И вместе жили и давным-давно дружили!

* Первым просыпался «А»

«А-а-а! Всем вста-а-ва-ать уже пора-а!»

* Отвечал ему звук «У»

«У-у-у! Ну-у, я же не хочу-у-у»

* Вслед за ним стонал звук «О»

«О-о-о. Как рано то-о ещё-о-о!

Я не выспался ещё-о-о!»

* Дальше ныл ленивый «Ы»

« Разве бы-ы-ли мы-ы должны-ы!»

* Вдруг, ну как из-под земли, появились «Э» и «И»

«Э-э-э! Проснитесь побыстрей!

Собирайтесь в путь скорей!»

«И-и-и! И с друзьями вместе будем веселиться и играть!»

«Я хочу быть здоровым»

Упражнение №1


Цель: Укрепление иммунитета.

* Сложить большой и указательный пальцы в колечко и с усили- ем прижать их друг к другу, тоже самое проделать со всеми оста- льными пальцами на обеих руках поочередно или одновременно.

* Несколько раз зевнуть и потянуться.

Упражнение № 2

«Упражнялки»

Все движения выполняются по тексту.

Мы ногами - топ-топ-топ;

Мы руками - хлоп-хлоп-хлоп;

Головою - круть-круть-круть;

Постучали - в грудь-грудь-грудь.

Пяточками - топ-топ-топ;

По коленкам - шлеп-шлеп-шлеп;

Мы конфетку - «ам» широко открыть рот

И погладим по бокам;

А потом - животики;

Улыбнулись ротики.

Хлопнем мы в ладошки

И покажем ножки. прыжки с выбрасывание ног вперед

А на улице мороз

Заморозил ушки потереть ушки

А щечки - словно плюшки погладить щечки


Упражнение №3

«Град»

Массаж головы: проводить растирания кончиками пальцев.


- Град, а град, ты чему так рад,

Прыгаешь, смеешься, да ещё дерешься?

- «Я совсем не рад» - отвечает град,

«Просто солнца луч (показать круг над головой)

Просверлил бока у туч, и я вывалился,

Лечу-у-у, горошками всех колочу-у-у!»

Упражнение № 4

- потереть ладони на уровни груди, затем правой рукой похлопать по левому плечу, левой рукой по правому плечу;

- растереть ушки, помять их, подергать, за мочки ушей;

- расчесывать кожу головы руками, как граблями;

- Затем с головы перейти на шею, не отрывая вести руки на плечи, подмышки, к пояснице, на ягодицы, вниз по ногам до пяток, перевести руки на носки и поднимаясь по ногам вверх до пупка. сделать круговые движения, как бы завязывая узелок.

Упражнения для глаз

- Быстро-быстро поморгай,

Отдых глазкам своим дай. (быстро моргать в течение 10-15сек)

- Чтобы зоркими нам стать,

Нужно легонько на глазки нажать (тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко глаза и держать 2-3сек)

- Зорче глазки чтоб глядели

Погладим их, но еле-еле (гладить верхнее и нижнее веки, не закрывая глаз)

- Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала (по тексту)


Кинезиологические упражнения для глаз.

  1. «Быстро - быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай».

Быстро моргать в течение 1-2минуты. 10 раз

  1. «Чтобы зоркими нам быть -

Нужно глазками крутить».

Вращать глазами по кругу по 2-3секунды. 10 раз

  1. «Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала».

Повернуть глаза влево, вправо, вверх, вниз. 10 раз

  1. «Зорче глазки чтоб глядели -

Разотрем их еле-еле».

Гладить верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 1мин.

  1. «Треугольник, круг, квадрат,

Нарисуем все подряд».

Рисовать глазами фигуры, или обводить глазами контуры

фигур, наклеенных на стене. 4-6 раз

  1. «Нужно глазки открывать.

Чудо чтоб не прозевать».

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30сек. 10 раз


Точечный массаж по Уманской

«Веселый гномик»

- Гномик в пальчиках живет (сгибают и разгибают пальцы рук)

Он здоровье нам несет.

- Раз, два, три, четыре, пять (фаланги больших пальцев трут

Начал Гномик наш играть - точки у крыльев носа)

Кулачком у носа кружочки рисовать.

- А потом поднялся выше. (легкое поглаживание указатель-

И скатился прямо вниз. ными пальцами гайморовых пазух)

- Гном в окошко заглянул (массаж указательными и сред-

Улыбнулся и моргнул. ними пальцами надбровных дуг)

- Гном нашел у глаза точку (массаж точек у переносицы

Вправо, влево покрутил, с 2х сторон указат. пальцами)

- А теперь у крыльев носа (массаж точек у крыльев носа)

На другие надавил.

- А потом спустился ниже (массаж точки посередине

Прямо к ротику поближе верхней губы)

- За ушами прятался, (массаж козелка ушной раковины)

Хотел играть со мной,

- Раз, два, три, четыре, пять (массаж всей ушной раковины)

Я решил его поймать.

- Гнома в пальцах я ловил, (массаж ямки между большим и указательным пальцем рук,

А он по кругу все ходил. сжатыми в кулак на правой руке)

- Вот наш Гномик замолчал,

В наших пальцах спать он стал (тоже на левой руке)


Ушной тренинг

«Игра с ушками».


  • Раз, два, три, четыре, пять -

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

  • Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть.

  • Из ушка к верхушке дорожка идёт,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдёт.

Погладим её мы, чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась наша игра.


  • Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы считать.


  • Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра

Упражнения

носовой дыхательной гимнастики

*Равномерно, спокойно дышать обеими ноздрями

в течение 30-60 секунд.

*Прижать правую ноздрю к носовой перегородке и

равномерно, спокойно дышать левой половиной носа

в течение 30-60 секунд.

*Прижать левую ноздрю к носовой перегородке и

Равномерно, спокойно дышать правой половиной носа

в течение 30-60 секунд.

Носовой гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты.


Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.


  1. Стоя, ноги вместе, руки на поясе.

Последовательно подниматься на носки и на пятки(по 5 раз,пауза-повторить3 раза)

  1. Ходьба на носках и на пятках; руки за головой, локти в стороны, туловище держать прямо. (5 шагов на носках, 5 шагов на пятках, пауза - повторить 3раза)

3. Ходьба на внешней стороне стоп; руки на поясе(5 шагов, пауза - повторить 3раза)

4. Стоя обеими ногами на рейке гимнастической стенки.

Подниматься на носки как можно выше, тянуться, не убирая ноги с рейки; стараться

разводить пятки. (5 раз, пауза - повторить 3 раза)

5. Сидя на стуле, катать маленький мячик (теннисный, каучуковый, деревянный)

серединой стопы каждой ноги. (1 минуту, пауза - повторить 3 раза)

* Постепенно доводить упражнения 1- 4 до 10 раз, повторяя 5 раз; упражнение 5 довести до 3 минут, повторяя 2 раза.

* Упражнения можно проводить как отдельно, так и в комплексе; тогда каждое упражнение

проводить 1 раз.

Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.


  1. Встать спиной к стене, касаться её затылком, лопатками,

тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с.

Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперёд, затем назад. (повторить 3 раза)

  1. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую

в колене, не теряя касания со стеной. Сохранять данное положение в течение 5 с., опустить ногу; повторить так же с другой ногой. (повторить 3 раза)

  1. Стоя у стены, прижаться к ней. Руки вперёд, приседать

и выпрямляться, касаясь стены затылком и туловищем,

поднимаясь на носки. (повторить 3 раза)


  1. Стоя на четвереньках. Выгнуть спину, голову опустить, держаться так 5 с., прогнуться в пояснице, голову поднять, держаться 3 с. (повторить 3 раза)

5. Лёжа на животе головой к гимнастической стенке,

ухватиться руками, согнутыми в локтях, за вторую рейку.

Выпрямить руки, прогнуться, вернуться в и. п. (повторить 3 раза)

Каждое упражнение постепенно довести до 5-7 раз.

Упражнения можно проводить отдельно, так и в комплексе, тогда каждое упражнение

повторять 1 раз.

Коммуникативные игры


«Узел дружбы»

Цель: Закрепление чувства сплоченности.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает «завязать» узел дружбы: протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Ведущий накрывает их своих своей второй ладонью и говорит:

«Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!».

«Круг друзей»

Цель: Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя группы.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и говорят:

«Собрались все дети в круг, я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за реки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Улыбаясь и сцепив руки, поднимают их вверх и говорят:

«Один за всех и все за одного».

Дружные ладошки»

Цель: Развитие групповой сплоченности.

Дети стоят в кругу, ведущий читает стихи, по мере владения игрой текст читает совместно с детьми.

«Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка левая, вот ладошка правая!

И вам не тая, руки всем нужны, друзья!

Мы ладошку к ладошке приложили

И всем дружбу свою предложили

Будем вместе мы дружно играть,

Чтобы добрыми, умными стать! (поднять руки вверх)

Ми друг друга обижаем? Нет-нет-нет!

Мы друг друга уважаем? Да-да-да!

Использовать подборку «коммуникативные игры и упр-й» (каталог)

«Сказка про сороку»


Выбежали на лужайку (бег по кругу)

Мишка, ослик, суслик, зайка. (четыре прыжка на месте)

Стали звери кувыркаться

Прыгать, ползать и брыкаться. (бег на месте)

их увидела сорока

Стрекотунья-белобока,

Полетела над лесами, (бег, взмахивая руками-«крыльями»)

Над морями, над полями,

Над оврагами, дворами (упор присев)

Всех о том оповестила, что (бег в противоположную сторону)

Выбежали на лужайку… (и сказка начинается сначала)



«Паровоз»

- Мчится-едет паровоз, чух-чух-чух.

(переступания ногами и круги согнутыми руками, имитирующие движения паровоза)

- Мимо сосен и берез , чух-чух-чух! (то же)

- Подул ветер-ветерок, ш-ш-ш паровозу поперек (наклоны в стороны, руки вверх, наклон вперед)

- Паровоз ему в ответ - чух-чух-чух (переступания ногами и круги согнутыми руками)

- Ветерку он шлет привет - чух-чух-чух (поднять вверх руку, ладонь наружу, сгибание и разгибание кисти)

- А груженные вагоны - чух-чух-чух (переступание ногами, хлопки руками перед собой)

- Все считают перегоны - чух-чух-чух! (переступание ногами, хлопки руками перед собой)

Методические указания: Все звукоподражания произносятся на выдохе.

«Волк на охоте»

- Кто-то скачет, скок-скок-скок, На зелененький лужок!

(прыжки в полуприсяди, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают ушки)

- Приседает, слушает: не идет ли волк (присесть)

- Это наш лесной красавец,

- Трусоватый серый… Заяц.

- Вдруг зубами кто-то: щелк!

- На охоту вышел… Волк (из стойки на коленях, одна рука - вверх, другая - вперед, ходьба с хлопками пред собой - волк щелкает зубами)

- Испугался волка зайка,

- Поскакал скорей с лужайки (прыжки в полуприсяди, руки согнуты за головой, поднятые вверх кисти изображают ушки)

- И пустился наутек,

Волка увидав… Жучек. (передвижение вперед в упоре сзади)

- Вот бежит иголок ворох и две пары ножек

- Кто от волка убегает? Наш колючий… Ежик (бег на четвереньках)

- Все зверюшки испугались и с лужайки разбежались

- Раз, два, три, четыре, пять!

- Волк, попробуй их догнать! (бег по кругу, взявшись за руки)

Использование материала по формированию слухового и сенсо-моторного восприятия.








© 2010-2022