«Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень - чудная пора!»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ №87 «Моряночка» г. Северодвинск, Архангельская область.

« Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень - чудная пора!»

Автор проекта: Корельская Светлана Николаевна

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Осень - чудная пора».
2. Авторы проекта: Корельская С.Н., Кондратьева Е.И., Зайцева Н.В.

3. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель

4. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

5. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

6. Задачи:

образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные - это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

7. Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью;

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

8. Место проведения: МБДОУ №87 «Моряночка» г. Северодвинск, Архангельская область.

9. Сроки проведения: сентябрь 2015- ноябрь 2015 г.

10. Количество участников: 18 человек (из них 15 детей старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя, 1 музыкальный руководитель).

11. Возраст детей: 5-6 лет.

12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).

13. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

- праздник Осени;

-осенняя викторина.



План - схема работы с детьми по осуществлению проекта «Осень - чудная пора!»

(старший дошкольный возраст)

Образовательные области.




Виды детской деятельности.







Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев, рыхлении и прополке клумб, пересадке (перевалке) комнатных растений.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; (использование ИКТ: презентации, мультфильмы и отрывки из познавательных фильмов для детей)

- занятия «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк, на озеро.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, участок красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»;

Рассматривание иллюстраций об осени, посещение библиотеки, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Фотографирование и просмотр фотографий осенней природы в различные периоды (ранняя, золотая, поздняя). Беседы по фотографиям об экскурсиях.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Скоро белые метели….» по мнемосхеме.

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «Яблоки» (с натуры), «Крона деревьев: рябина и тополь», «Идет дождь», сюжетное «Уборка листьев», «Трактора на дорогах города», декоративное «Украсим салфетку рябиновыми листьями и ягодами», «Колосок».

Лепка: «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Груши», «Овощи на столе».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Водоплавающие птицы» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Оформление выставки «Дары осени» родителями и детьми.

Музыка

Культурно - досуговая деятельность: Развлечение «Дни рождения осенних именинников», «Праздник осени».

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Осенняя викторина.

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни ирисов. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Дети с большим желанием оказывали помощь старшеклассникам в уборке опавшей листвы на дорожках и асфальтированных площадках.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Гуляя по парку дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами). Замечательно с помощью мнемосхемы выучили стихотворение Е.Благининой «Скоро белые метели».

Скоро белые метели снег поднимут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел. Аист крыльями полощет - улетает, улетел! Лист качается узорный в синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной в огороде по гряде, Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи. Улетают, улетели, улетели и грачи.

Провели ряд прогулок за пределы участка детского дома с разными целями. Смотрели, что происходит в парке, за соседними домами, у озера. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы- осенние листочки». Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад.

В ходе проекта дети посетили овощной магазин, где увидели разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей возникла сожетно- ролевая игра «Овощной магазин».

Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: "А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!" "Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом - красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля - черным - черна, а земля для всех одна.

В ходе работы по проекту «Осень - чудная пора!» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращались к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Итоговыми мероприятиями стали «Праздник осени», где дети выступили и как активные участники, и как артисты, а так же «Конкурс чтецов» стихов об осени.

© 2010-2022