- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья Дифференцированный подход в работе ДОУ с молодой семьей
Статья Дифференцированный подход в работе ДОУ с молодой семьей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ионина И.О. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Изучение психолого - педагогической литературы показывает, что сегодня воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере. Многие ученые говорят о кризисе семьи. Они отмечают тот факт, что в условиях российской действительности проблемы воспитания уходят на второй план, выдвигая вперед социально-экономические (А.И. Антонов, И.Ф. Дементьева и др.). Но даже вне этих проблем семейное воспитание часто носит стихийный характер, у родителей отсутствуют четкие знания, умение проанализировать свои методы воспитания - указывают Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Л.И. Маленкова, В.Н. Ярош. Ярким примером семьи, у которой часто проявляются недочеты в воспитании детей, является молодая семья, поэтому она нуждается в квалифицированной помощи профессиональных педагогов.
Несмотря на то, что проблема взаимодействия ДОУ и семьи достаточно изучена, в силу своей сложности и многогранности она остается актуальной. Тогда как частный ее аспект, так же не менее актуальный: дифференцированный подход в работе ДОУ с молодой семьей, - мало изучен и требует дальнейшей разработки. Это противоречие между важностью решения проблемы и недостаточностью ее теоретического и практического изучения, позволило нам сформулировать проблему настоящего исследования: зачем и как нужно строить дифференцированную работу дошкольного образовательного учреждения с молодыми родителями. Дифференцированный подход состоит в изучении, анализе и классификации различных качеств личности и их проявлений у людей, выделении наиболее типичных черт, характерных для данной группы людей, определении стратеги и конкретных задач взаимодействия с этой группой.
Можно предположить, что если работа дошкольного образовательного учреждения с молодыми родителями строится на основе дифференцированного подхода, то взаимодействие с данной категорией семей будет более эффективным, так как дифференцированный подход позволяет учитывать уровень педагогической подготовленности молодых родителей, их педагогические потребности и интересы.
По данным социологов молодую семью характеризуют и испытываемые ей специфические трудности психологического и материального характера. К ряду психологических трудностей можно отнести отсутствие психологической установки на воспитание детей, и это притом, что впервые года брака реализуется репродуктивная функция семьи - рождается ребенок. Отсутствие данной установки объяснимо приоритетом задачи взаимного приспособления, недостатком жизненного и трудового опыта, а также педагогических знаний.
Проблема молодой семьи до настоящего момента остается малоизученной в педагогике. Зверева в книге «Работа детского сада с молодой семьей» акцентирует внимание на особенностях функционирования семьи на ранних этапах брачной жизни. Так объектом ее исследования становится молодая семья. По определению автора книги, молодая семья - это семья, в которой возраст супругов не превышает тридцати лет, а продолжительность их семейной житии - пяти лет. Молодые супруги, зачастую, являются родителями детей дошкольного возраста. Данные проведенного O.JI. Зверевой исследования позволили выделить список особенностей воспитания детей в молодой семье, А также обозначить перечень наиболее типичных педагогических ошибок, совершаемых молодыми родителями.
Особенности молодой семьи диктуют необходимость оказания ей комплексной помощи, укрепляющей внутрисемейные отношения и повышающей педагогическую культуру молодых родителей. В связи с необходимостью повышения педагогических знаний и умений молодых родителей, при организации работы с ними нужно использовать дифференцированный подход. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - важное и необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Молодые родители нуждаются в педагогических знаниях, но бывает такое, что родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением педагогических знаний необходимо в целом повышать уровень их педагогической подготовленности. Высокий уровень подготовленности родителей подразумевает совокупность педагогических знаний и навыков с применением элементов «педагогической рефлексии»
Таким образом, можно сказать о том, что если работа дошкольного учреждения с молодой семьей строится в соответствии с дифференцированным подходом, то взаимодействие с данной категорией семей будет эффективным, так как дифференцированный подход позволяет учитывать уровень педагогической подготовленности молодых родителей, их педагогические потребности и интересы. Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования.