Рабочая программа по математике для Школы дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

Российская Федерация, 443041 г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./факс: (846) 332-45-46; е-mail: [email protected]


«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания

Педагогического совета

от «27» августа 2015 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

____________Е.В.Горячева

Приказ по школе

от «____» августа 2015 г.


Тематическое планирование

занятий в рамках оказания платных образовательных услуг

по курсу «Развитие математических способностей и логики»


Школа дошкольника


Количество часов за год: 68




Составил:

Количество часов в неделю: 2

учитель

начальных классов высшей категории


Зуева И.М.















2015-2016 учебный год

Самара

Содержание курса



1.Пояснительная записка.

3

2.Содержание тем учебного предмета.

7

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

10

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

17








  1. Пояснительная записка к программе

курса «Развитие математических способностей и логики»

Программа обучения «Развитие математических способностей и логики» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина. Раз - ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2015.

В предлагаемой программе заложены возможности создания условий для совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости. В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в своих рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов.

Основной целью рабочей программы является оказание помощи дошкольникам в овладении содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с основными категориями, составляющими математическую действительность (формирование представления о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерения и оперирования ими; формирование вычислительных и аналитических навыков) создания условий для совершенствования содержания и технологий образования и намечены основные направления реализации программных мероприятий, что требует решения нескольких задач:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста;

• отбор содержания образования для предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития,

• отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Отличительные особенности программы:

В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи.

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

а) Личностно - ориентированные принципы

Принцип адаптивности.

Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития.

Основная задача предшкольного периода - это развитие дошкольника, и в первую очередь целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности.

Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип систематичности.

Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний.

Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип обучения деятельности.

Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип.

В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

  • формирование произвольного поведения;

  • овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

  • переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения;

  • другого человека;

  • мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. В процессе образовательной деятельности у дошкольников воспитывается активное отношение к собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения (что делать и как делать); самостоятельно на основе указаний воспитателя определять способы выполнения задания; активно участвовать в обсуждении задания, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность. У детей формируются элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, в случае несоответствий устранять их самостоятельно. Педагог поддерживает проявление дошкольниками стремления к совместной деятельности: дети должны уметь проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае неправильного действия сверстника, справедливо и доброжелательно оценивать работы сверстников; выполнять задание вдвоем, втроем, распределять между собой работу, согласовывая свои действия. К перечню условий, обеспечивающих успешность деятельности, можно отнести создание в педагогическом процессе ситуации успеха. С. Френе отмечал, что неудачи являются одним из главных барьеров на пути развития детей. «Человек не может существовать без успехов, которые независимо от их характера способствуют его жизненному самоутверждению».

Программа «Раз - ступенька, два - ступенька» составлена на возраст детей 5-6 лет, из расчета 68 часов за учебный год, по 2 часа в неделю, продолжительность занятий - 25 минут (в соответствии требованиям СанПиНов). Обучение проводится с использованием демонстрационного и раздаточного дидактического материала.

2. Содержание программы. Тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

20

Числа и операции над ними

22

Пространственно-временные представления

10

Геометрические фигуры и величины

16

Итого:

68

Общие понятия (20 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса.

Числа и операции над ними (22 часа)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно - временные представления (10 часов)

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины (16 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню

подготовки дошкольников

Педагогическая диагностика

2 часа

Уроки развивающего контроля


Свойства предметов


4 часа

Уроки «открытия» нового знания.

Уроки отработки умений и рефлексии.

Уроки общеметодологической направленности.

Уроки развивающего контроля.

Познакомить с понятиями «форма», «размер», «цвет». Закрепление навыков количественного и порядкового счета.

Объединение предметов в группы по общему свойству

2 часа

Урок «открытия» нового знания

Учить детей группировать предметы по их свойствам.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

2 часа

Урок «открытия» нового знания

Повторить сравнение групп предметов по количеству знаки =, больше, меньше.

Отношение; часть, целое. Представление о действии сложении (на наглядном материале)

2 часа

Урок «открытия» нового знания

Понимание взаимосвязи между частью и целым Физкультминутка «Самолет»

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева

1 час

Урок «открытия» нового знания

Формирование пространственных представлений

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитание (на наглядном примере)

2 часа

Урок «открытия» нового знания

Формирование представлений о действии вычитание (на наглядном примере)

Пространственные отношения: между, посередине.

1 час

Урок «открытия» нового знания

Формирование пространственных представлений

Взаимосвязь между целым и частью.

Один - много

1 час

Урок «открытия» нового знания

Раскрыть взаимосвязь между «целым» и «частью».

Число 1 и цифра 1.

1 час

Урок «открытия» нового знания

Знакомство с первой цифрой

Пространственные отношения: внутри, снаружи

1 час

Урок «открытия» нового знания

Формирование пространственных представлений

Число 2 и цифра 2. Пара.

1 час

Уроки «открытия» нового знания

Введение понятия «пара»

Представление о точке и линии.

1 час

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с понятием «точка», «линия».

Представление об отрезке и луче.

1 час

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с понятием луча с помощью указки.

Число 3 и цифра 3

1 час

Урок «открытия» нового знания

Образование и запись чисел 1 - 2.Счет до 3.: Игра «День и ночь»

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях

1 час

Урок «открытия» нового знания

Дать понятие о замкнутой и незамкнутой линиях.

На основе замкнутых линий познакомить с многоугольниками.

Ломаные линии и многоугольники

1 час

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с многоугольниками.

Число 4 и цифра 4

1 час

Уроки «открытия» нового знания

Запись и состав чисел

1-4: Соотношение цифр с количеством предметов.

Представление об углах и видах углов.

1 час

Уроки «открытия» нового знания

Познакомить детей с разновидностями углов.

Представление о числовом отрезке. Число 5

и цифра 5

1 час

Урок «открытия» нового знания

Введение понятия «числовой отрезок»

Число 5 и цифра 5

1 час

Урок «открытия» нового знания

Знакомство с составом числа 5. Введение понятия «задача»

Пространственные отношения: впереди, сзади.

2 часа

Урок «открытия» нового знания.

Урок отработки умений и рефлексии.

Формирование пространственных представлений «впереди», «сзади».

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше-меньше

2 часа

Урок «открытия» нового знания. Урок отработки умений и рефлексии;


Временные отношения: раньше - позже.

1 час

Урок «открытия» нового знания


Повторение

1 час

Урок «открытия» нового знания

Закрепление полученных знаний. Счет в пределах пяти.

Число 6 и цифра 6

1 час

Урок «открытия» нового знания

Знакомство с числом 6 и цифрой 6.

Знакомство с шестиугольником. Физкультминутка «Клен».


Пространственные отношения: длиннее - короче.

2 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Формировать умения сравнивать длины предметов.

Сравнение длины (непосредственное и посредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Формировать умения сравнивать длины предметов. Закрепить взаимосвязь частей и целого.

Число 7 и цифра 7. Измерение длины

1 час

Урок «открытия» нового знания.

Познакомить с образованием и составом числа 7.

Измерение длины

2 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Формирование представления об измерении длины с помощью мерки.

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение с помощью мерки) массы (непосредственное и опосредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число 7.

1 час

Урок «открытия» нового знания.

Формировать представление о понятиях «тяжелее», «легче».

Сравнение массы (непосредственное и опосредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число 7.

2 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Учить сравнивать предметы по их массе. Тренировочные упражнения в счете

Число 7

1 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Формирование счетных умений в пределах 7

Число 8 и цифра 8.

1 час

Урок «открытия» нового знания

Формирование счетных умений в пределах 8

Измерение массы. Представление об объеме (вместимости).

2 час

Урок отработки умений и рефлексии.

Закрепление представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов

Сравнение объема (непосредственное и опосредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3 час

Урок «открытия» нового знания. Уроки отработки умений и рефлексии.

Сформировать представления об объеме

Число 9 и цифра 9

1 час

Урок «открытия» нового знания.

Познакомить с образованием и составом числа 9. Знакомство с циферблатом.

Представление о площади. Сравнение площади.

2 часа

Уроки «открытия» нового знания, общеметодологической направленности.

Сформировать представление о площади, закрепить умения порядкового и количественного счета.

Число 0 и цифра 0

1 час

Урок «открытия» нового знания.

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.

Число 10.

1 час

Урок «открытия» нового знания.

Сформировать представления о числе 10, его составе и записи.

Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе

2 час

Уроки отработки умений и рефлексии.

Закрепление умений устного счета в пределах 10. Закрепление взаимосвязей частей и целого.

Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб, параллелепипед. Их распознавание

2 часа

Уроки общеметодологической направленности

Формирование умения находить в окружающей обстановке предметы формы шар, куб, параллелепипед.

Знакомство с пространственными фигурами: пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

2 час

Уроки общеметодологической направленности

Формирование умения находить в окружающей обстановке предметы формы пирамида, конус, цилиндр.

Повторение изученного.

4 часа

Уроки отработки умений и рефлексии.

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании, групп предметов, 1. Игра «Выбираем транспорт»

Путешествие в страну Математику. 2. Игра «Волшебная лужайка» 3. Физкультминутка «Лебеди»

4. Игра «Салки - догонялки» 5. Игра «Художники»

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз - ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2015.

  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2100…»).

  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: УМЦ «Школа 2100…».

  4. Раздаточные средства обучения.

  5. Магнитная доска.

  6. Измерительные приборы: весы, часы.

  7. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

  8. Наборы предметных картинок.

  9. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед(куб).

  10. Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, палетка.

  11. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


© 2010-2022