• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца»

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №8 «Белочка»










Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий


для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

«Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца».





Составила

Воспитатель

МАДОУ д/c 8

«Белочка»

Смелова О.А.




г Домодедово 2015 г






содержание:

1.Введение…………………………………………3

2.Основная часть………………………………….5

2.1.Теоретическая часть…………………………...8

2.2. Практическая часть……………………………10

3. Заключительная часть………………………………..21

4.Литература…………………………………………………………22

5.Приложение……………………………………..24







ВВЕДЕНИЕ


С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Стандарт основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижения результата. В личностно-ориентированной модели равное значение придается

и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Акценты расставлены в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию, а одно из требований - уход от академической направленности программ. Семьи, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Это признание его значимости в развитии ребёнка. ФГОС ДО появился в нашей культуре, в жизни впервые, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры детства. В ней ребёнка ценят. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры» (А. Г. Асмолов). Ребёнку не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно «инвестировать в его развитие, необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес. В дошкольном детстве ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь» (В. С. Собкин).

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Понимание необходимости введения инноваций в образовательный процесс приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем «инновационном поле» - поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества. Это, особенно, актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием конкурентоспособности образовательного учреждения и педагогического коллектива. Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанника. Инновационные процессы часто являются закономерностью в развитии образовательного учреждения и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Наш педагогический коллектив ДОУ интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги нашего ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений. Творчество А.С. Пушкина помогает ребёнку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи - это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.





















Проект для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

«Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца».


Срок реализации 2 месяца.

Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А. С. Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей и взрослых (родителей).







ПРОБЛЕМЫ:

1. Недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры.

2. Чтение одних и тех же произведений («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане….») и редкое обращение к другим сказкам и стихам.

3. Отсутствие психолого-педагогической компетентности у большинства родителей.

ЦЕЛИ

Для детей:

Для родителей

  • - способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя

  • - прививать любовь к родному языку, умение эмоционально - эстетически воспринимать произведения русской классической литературы

  • - развивать устойчивый интерес к творчеству А. С. Пушкина

  • - получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них

  • - поддерживать интерес к русской культуре, традициям и обычаям русских людей через произведения русских писателей

  • - способствовать повышению эффективности взаимодействия родителей и детей для воспитания в них нравственно-патриотических чувств

  • - усилиями педагогов и родителей создавать условия для приобщения детей к классической литературе, активно внедряя произведения

  • А. С. Пушкина в самостоятельную творческую деятельность



ЗАДАЧИ

  • - развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами;

  • - приобщать к родному слову, формировать чувство языка;

  • - прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;

  • - развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;

  • - поддерживать потребность и способность маленького читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам

  • - поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, на занятиях по рисованию, музыке и в др. видах деятельности.

  • - расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

  • - помочь почувствовать и понимать язык сказок А. С. Пушкина;

  • - помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);

  • - помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А. С. Пушкина;

  • - добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;

  • - активизировать интерес к творческой деятельности детей;

  • - принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;

  • - помочь преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Анкетирование.

  • Проблемные ситуации.

  • Педагогические наблюдения.

  • Беседы.

  • Диспуты.

  • Консультации для родителей.

  • Круглые столы.

  • Выставки.

  • Совместная организованная деятельность.

  • Акции.

  • Оформление информации для родителей в приемной.

  • Занятия.

  • Творческие мастерские.

  • Сюрпризные моменты.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

мероприятия

задачи

ответственные

сроки

1 этап - подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

1.

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т.п.

Воспитатели

1-я неделя

2.

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают об А.С. Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.

Воспитатели

1-я неделя

3.

Круглый стол с участием родителей и детей

Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители

1-я неделя

4.

Акция: подари книгу детскому саду (произведения А.С. Пушкина)

Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А.С. Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы.

Воспитатели, родители

1-2-я недели

5.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.

Просвещение родителей.

Воспитатели

постоянно

6.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Воспитатели, родители

1-2-я недели

7.

Обсуждение и составление плана-схемы оформления книжной выставки; выбор места. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т.п.)

Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать свое предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А. С. Пушкина.

Воспитатели

1-я неделя

2 этап - деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

8.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Обмен мнениями с родителями.

Консультация для родителей.

Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги.

Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение.

Воспитатели, родители

2-я неделя

9.

Совместное оформление выставки книг о Пушкине, его произведений по выбранной вместе схеме. Определение места портрета А.С.Пушкина в группе.

Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность возвращаться к прочитанному.

Воспитатели, родители, дети

2-я неделя

10.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина

Составление словаря «красивых» слов, услышанных в стихах Александра Сергеевича.

Консультация для родителей.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. Озадачить родителей выбором времени для прогулки с детьми на заданную тему, толкованием «красивых» слов для словаря.

Воспитатели, родители

2-я неделя

11.

Совместная с родителями целевая прогулка в парк.

Наблюдения за природой.

Развивать у детей исследовательские навыки.

Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой.

Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями.

Воспитатели, родители

2-я неделя

12.

Рисование по сюжетам стихотворений А.С.Пушкина

Развивать умение передавать осеннее настроение, подбирая краски, способы рисования. Закреплять умение рисовать разные деревья разными способами, передавать красоту природы, отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений.

воспитатели

3-я неделя

13.

Чтение сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»

(сюрпризный момент утром: зеркальце, наливное яблоко, корона. Откуда могли появиться эти предметы в группе и с каким сказочным сюжетом могут быть связаны. В ходе обсуждения можно использовать прием оживления предметов)

Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А.С.Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания.

Вызвать желание дома с родителями прочитать сказку еще раз и вместе поговорить о ней.

Добиваться от родителей удовлетворения желания детей прочитать что-то еще раз.

Воспитатели, родители

3-я неделя

14.

Проведение словесных творческих игр.

Консультация по данной теме для родителей.

Закрепить образные обороты речи из произведений А.С.Пушкина.

Воспитатели

3-я неделя

15.

Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.



Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике.

Учить передавать характерные особенности персонажа средствами театрализованной деятельности.

Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней.

Воспитатели

4-я неделя

16.

Беседа о творчестве композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

(см. «Дошкольная педагогика», октябрь 2009г.)

Консультация музыкального руководителя для родителей.

Ознакомление детей с жизнью и творчеством М.И.Глинки.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила, ее особенностями и музыкой М.И.Глинки.

Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;

Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и опере.

Обратить внимание на красоту языка поэмы и изобразительный строй музыки к опере, на то, как А.С.Пушкин и М.И.Глинка передали образы героев, на многообразие и индивидуальность этих образов.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4-5-я недели

17.

Рассматривание альбома «А.С.Пушкин. Семья поэта».

Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине»

Вызвать у детей интерес к жизни А.Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов.

Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они все знают и могут помочь узнать больше.

Воспитатели, родители

4-я неделя

18.

Занятие по страницам биографии А.С.Пушкина и его произведениям в литературной гостиной. Пролог «У лукоморья дуб зеленый…» к поэме «Руслан и Людмила»

Вместе с родителями выучить дома предложенные стихи

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить.

Воспитатели

5-я неделя

19.

Совместное с родителями конструирование из природного и бросового материала по сказкам А.С.Пушкина

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок. Поддерживать творческую активность родителей.

Воспитатели, родители

5-я неделя

20.

Чтение стихотворений

Картотека стихов А.С.Пушкина (для родителей)

Продолжить знакомство с творчеством поэта. Формировать готовность к оценке прочитанного. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Воспитатели

5-я неделя

21.

Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина всех участников проекта

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Учить работать вместе, задумывать тему работы.

Учить радоваться общему делу.

Родители, дети, воспитатели

6-я неделя

22.

Разучивание литературной викторины «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца»

Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь.

Воспитатели

6-я неделя

23.

Инсценировка знакомых сюжетов из сказок.

Поддерживать интерес к театральной деятельности.

Учить применять полученные знания в игре.

Воспитатели

6-7 недели

24.

Театральная мастерская: совместное изготовление детьми и родителями атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.

Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини группах.

Родители, воспитатели

6-7 недели

3 этап - результативный. Самореализация всех участников проекта.

25.

Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.

Работа экскурсоводов.

Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы.

Родители, дети, воспитатели

7-я неделя

26.

Изготовление афиш, театральных программ, пригласительных билетов

Учить планировать совместную деятельность, распределять обязанности между собой, радоваться результатам общего труда

Воспитатели, родители

8-я неделя

27.

Презентация проекта в форме литературной викторины.

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех.

Воспитатели, родители, дети

8-я неделя













Заключение

В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.

У родителей появляются смыслы в своем педагогическом образовании, появляется стремление учиться быть родителем, развиваются способности к самоанализу, к самооценке собственного педагогического опыта; развиваются умения проектировать свой образовательный маршрут. Родители овладевают приемами педагогического взаимодействия, делятся друг с другом опытом, реализуют свой творческий потенциал; «домашняя копилка» пополняется знаниями о быте и традициях народа, происходит осознание богатства русского языка и желание довести это до своих детей.











Используемая литература:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. И. «Карапуз», М., 2002 г.

2. А.И. Буренина. Театр Всевозможного - от игры до спектакля.

Детство - Пресс. С.-П., 2002 г.

3. Буренина Л.И., Колунтаева Л.И. Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.

4. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.

5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.

М., 1993г.

6. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.

7. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.

8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.

Творческий центр СФЕРА, М. 2006г.

9. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.

10. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей.

С.-П., 2009 г.

11. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.

12. И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.

13. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.

14. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание

№2 2000г.

15. Г.П. Федорова. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки.

16. Песни, потешки для детей дошкольного возраста.

Детство-Пресс. С.-П., 2000 г.

17. А.В. Щеткин. Театральная деятельность в детском саду.

Мозаика - синтез. М., 2007 г.

Интернет источники:

  • detsadclub.ru/12-vospitatelu/scenarii/2616-scenarij-dosuga-dlya-starshih-doshkolnikov-puteshestvie-po-skazkam-pushkina

  • maam.ru/obrazovanie/pushkin

  • resobr.ru/materials/45/38873/

  • festival.1september.ru/articles/588698/































Приложение №1.

Сценарий литературной викторины посвященной

215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

«Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца».

Цели:

1.Содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми.

2.формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

ЗАДАЧИ:

- развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- консультация для родителей по всем вопросам подготовки постановки и проведения литературной викторины;

- чтение сказок А.С.Пушкина;

- заучивание стихов с привлечением родителей;

- декламирование стихов родителями на протяжении всего периода проекта;

- рассматривание иллюстраций к сказкам художников С.Ковалева, В.А.Милошевского;

- рисование по произведениям А.С.Пушкина;

- совместная с родителями работа дома: рисование, аппликация, поделки;

- пластические игры и упражнения с приглашением и участием родителей;

- упражнения по постановке голоса и интонации;

- обыгрывание этюдов по сказкам;

- изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов;

- рисование афиш, пригласительных билетов;

- оформление зала: занавес, портрет А.С. Пушкина; книжная выставка; выставка рисунков и поделок детей и родителей, освещение, подбор музыки.








Гости и жюри под музыку «Приходите в гости к нам» рассаживаются.

Включается заставка из фильма «Варвара краса - длинная коса»

Ведущий: 6 июня наша страна отмечала праздник - 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Я предлагаю вам поучаствовать в литературной викторине и вспомнить любимые сказки этого замечательного русского поэта.

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

С детства сказки Пушкина помогают жить,

С добрыми героями учат нас дружить.

Поиск счастья в них, любви, дружбы незабвенной,

Сказки очень нам нужны в жизни современной.

Сегодня за победу будут сражаться две команды. Встречаем их!


КОМАНДА "ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ". Наш девиз:

Мы золотые рыбки,
Мы весело живем.
Всегда плывем вперед мы,
И никогда не отстаем.

КОМАНДА "ЗОЛОТЫЕ ПЕТУШКИ". Наш девиз:

Мы - золотые петушки,

Дружными нас называют,
И за дружбу уважают.
Дружим все мы, как один,
Сегодня точно победим.

Ведущий: наши болельщики сегодня также покажут свою эрудицию и отличное знание сказок А. С. Пушкина - они готовы отвечать на самые сложные вопросы.

Мы хотим, чтоб сейчас в этом зале грусть с тоской не нашли себе места,
Чтоб улыбки на лицах сияли, было весело и интересно.
Чем сраженье закончится наше, никому здесь пока неизвестно.
Кто сильнейший, лишь время покажет, пусть борьба будет славной и честной!

Итак, перед вами готовые немедленно вступить в схватку участники сегодняшней встречи. Все они находятся в прекрасной сказочной форме и готовы к любым неожиданностям. Болельщики готовы поддержать свою команду. Но чтобы восторжествовала справедливость, мы пригласили компетентное жюри. Представляем его вам:

  • Дроздова Ульяна Александровна - заведующий МАДОУ;

  • Школина Елена Викторовна - старший воспитатель;

  • Штучко Наталья Николаевна - музыкальный руководитель

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки!

1. Конкурс «Назови сказку правильно». На экране появляется ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

- «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)

- «Сказка о Золотом …» (петушке)

- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)

- «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)

2. Конкурс «Вопросы для юных эрудитов»

1. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?

(первая - «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,

вторая - «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,

третья - «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»).

2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

(царь Дадон)

3. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?

(«Сказка о золотом петушке»)

4. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре? (конюха, повара и плотника)

5. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(33 года) «Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года»

6. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?

(указывал, с какой стороны есть угроза нападения на владения царя)

7. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?

(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)

8. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

9. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»

10. Назовите оптический прибор, с помощью которого князь Гвидон рассматривал приближающиеся к острову корабли? (подзорная труба)

11. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

«Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…»

«А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…»

12. Что это были за изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету? (золотые монеты)

13. В «Сказке о рыбаке и рыбке», из какого меха была на старухе душегрейка, когда она стала столбовою дворянкой? (Из меха соболя)

«Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…»)

14. Почему в «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха осталась у разбитого корыта?

(за непомерную жадность) вопрос для болельщиков

фонограмма «Лукоморье»

3. Конкурс капитанов «Собери картинку»

На мольбертах разрезные иллюстрации сказок Пушкина. Капитаны собирают их.

Фонограмма «на зарядку»

Физкультминутка для всех «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»

4. Конкурс «Объясни слово» На экране появляется изображение ответа

- лукоморье (морской залив)

-супостат (враг)

- яства (еда, пища)

-толоконный лоб (глупый человек)

- оброк (деньги, по Пушкину)

5. Театральный конкурс (для болельщиков).

В этом конкурсе я приглашаю принять участие 2-х болельщиков (мальчика и девочку), мечтающих быть великими артистами кино или театра.

(Девочка получает костюм петушка, мальчик - кокошник и зеркальце).

1. Мальчик изображает злую красавицу-царевну, произнося слова:

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?».

2. Девочка изображает героя сказки, произнося:

«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!».

Слова дети должны произносить не смеясь.

6. Конкурс «Вопросы для знатоков сказок» На экране появляется изображение ответа

Команды отвечают по очереди.

- где жила белочка (в хрустальном доме)

- кто подарил царю золотого петушка (мудрец, звездочет)

«вот мудрец перед Дадоном встал и вынул из мешка золотого петушка»

- в кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля)

- у кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).

- что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою)

- как хотели соревноваться Балда и бесенок (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь)

Фонограмма


7. Конкурс «Лошадки»

Как в «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда сдвинул кобылу с места?

(Ответы детей). Участникам выдаются самодельные лошадки. Кто быстрее «доскачет» до финиша.

8. Конкурс «Из какой сказки отрывок?» (для болельщиков).

Болельщики выучили отрывки из сказок А.С. Пушкина. Они будут рассказывать отрывки детям-участникам команд. А участники попробуют отгадать, из какой сказки А.С. Пушкина эти стихотворения.


«Сказка о рыбаке и рыбке»

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

«Сказка о царе Салтане»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

"Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?"- молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.


«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Балда говорит: "Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".

Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей:

Кашу заварит, нянчится с дитятей.

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит.

О расплате думает частенько:

Время идет, и срок уж близенько.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:

Лоб у него заране трещит.


«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

,

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечат ей они.

Так идут за днями дни.

«Сказка о Золотом петушке»

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

"Посади ты эту, птицу, -

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся".

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!"

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!



9. Конкурс «Любители ПУШКИНСКИХ сказок». После правильного ответа ребенка, появляется изображение ОТВЕТА

Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос. Правильность ответов проверяйте на экране.

1. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

2.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

3.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

«Смилуйся, государыня, рыбка!»

4.Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

«Я там был, мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил»

5.Какой фрукт дала злая царица молодой царевне?

«Яблоко»

фонограмма «Усатый нянь»

10. Конкурс для болельщиков «Наливное яблочко»

(нужно будет пронести на тарелке яблочко, не уронив его).

11. Конкурс «Ларец загадок»

К нам почтальон принес посылку. Сейчас мы посмотрим, что в ней. (Достает письмо) «Ребята, прислал вам вещи из сказок А.С. Пушкина. Узнаете ли вы, из каких именно? Царь Салтан.» Итак, смотрите внимательно. (Из ящика достаются: кусочек сети, яблоко, белочка, петушок, заяц).

Заставка - конец из фильма «Варвара краса - длинная коса».

Ведущий: Зря волновалась я в начале. Команды, вы не подкачали.
Вы старались, и сейчас жюри свою оценку даст.
Жюри, подведите итоги! Да будьте милы и нестроги.

12.Подведение итогов игры. Общее подведение итогов конкурсов. Награждение команд.

фонограмма «фанфары»

Ведущий:

Были вы, друзья, отважны, не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно за друзей стоять горою!

Ну, а если захотите снова в сказку возвратиться,

В этом вам поможет книга! Стоит в руки её взять,

И любимые герои с вами встретятся опять!

Я приглашаю вас всех весёлый хоровод. До новых встреч!

Совместный хоровод под музыку «В мире много сказок».




Приложение №2: фото.

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца».

Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для старшей группы посвященный 215 - летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина «Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца».

35


© 2010-2022