Статья Художественный труд, нетрадиционное рисование и сенсорная интеграция

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественный труд, нетрадиционное рисование и сенсорная интеграция.

На одном из занятий нам с ребятами предстояло рисование солью, и я задала детям простой вопрос: «Какая на вкус соль?». Признаюсь честно, что на тот момент процесс «пробы соли на вкус» мною не был запланирован. Но очевидный, казалось бы, ответ буквально повис в воздухе, никто не решался ответить. «Сладкая! Её добавляют в чай»- вдруг неуверенно сказала пятилетняя девочка, явно пытаясь вспомнить тот самый вкус, о котором сейчас идёт речь. Я, конечно, сообразила, с чем в данный момент Эвелина спутала соль, но меня удивило то, что остальные ребята не решались ей возразить! И дело было отнюдь не в авторитете автора выдвинутой версии, а, похоже, просто в недостатке личного опыта. «Хорошо», - продолжила я,- «А давайте просто проверим это предположение! Попробуем ее на вкус!». Из художников мы мигом превратились в юных исследователей: с важным видом дети начали пробовать соль на вкус, пытаясь даже прищурить глаз, показывая свою сосредоточенность на данном процессе. Они тёрли её пальцами, сложив их в форме щепотки, пересыпали из одной ладони в другую. А кто-то опустил в соль всю руку и жадно пытался поймать ощущения, перемешивая кистью руки всё содержимое небольшой трёхлитровой ёмкости с солью. Именно поймать! И именно жадно! И запомнить.

Да, этот опыт, позволит детям адекватно отреагировать на вопрос, например, Мамы: «Не добавить ли тебе немного соли в суп?», так как в их памяти при слове «соль» всплывут воспоминания о полученных ощущениях. Они знают, какая она на вкус, на ощупь, как пахнет, как выглядит, растворяется в воде, и как называется. Это их багаж. И насколько богат этот багаж, во многом зависит от нас - взрослых. Есть ли возможность у пятилетнего ребёнка исследовать объект (к примеру, ту же соль) дома? Конечно есть! Но в этом-то и парадокс! Наша жизнь сплошь и рядом состоит из упущенных возможностей, загнанных в рамки и не позволяющих добыть тот бесценный опыт, чтобы восполнить пробелы и недостатки информации об окружающем мире. Сенсорная интеграция позволяет человеку синтезировать информацию, полученную через ощущения, в единое целое.

Основоположником метода сенсорной интеграции является Э. Джин Айрес - известный в научном мире специалист по детскому развитию, автор книги «Ребёнок и сенсорная интеграция», которая помогла многим родителям и специалистам, а в первую очередь -детям.

По словам основоположника теории, «Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом».

Природа наградила нас замечательными возможностями познания мира: мы видим его, чувствуем на вкус и запах, слышим, и имеем возможность прикоснуться к предметам этого мира. Соединение всей этой многоканальной информации в единую картинку и называется сенсорной интеграцией. Именно так, в норме, складывается в сознании единый образ и представление о предмете или явлении. Но это в идеале. Зачастую, дети с нарушениями сенсорной интеграции не имеют «полной картинки». Им не хватает опыта. Попробуйте закрыть глаза или уши! - недостаток информации о происходящем вокруг в миг выдернет вас из зоны комфорта и предаст неуверенности вашим движениям. Лёгкое чувство волнения может перерасти в страх - это вопрос времени. Нет информации - нет чувства уверенности, защищённости. «Предупреждён - значит защищён!» - золотые слова! «Недополучение» впечатлений от восприятия объекта влечёт за собой невозможность адекватно оценивать этот мир, и быть в безопасности, в гармонии с ним. Отсюда и особенности поведения детей, которые мы порой ошибочно фиксируем как недостаток воспитания.

Дети с ОВЗ в той или иной степени страдают нарушением сенсорной интеграции, поэтому им необходима работа «на всех фронтах» для преодоления трудностей в общении с внешним миром и познании самого себя.

«Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка» - утверждает основоположник теории.

Занятия по тестопластике в саду - давно не редкость. Педагоги и родители используют лепку из теста, развивая мелкую моторику рук, умение передавать форму предмета или животного, и т.д. И, в основном, для работы берётся готовый материал - тесто, заранее замешанное взрослым. Но для детей, в этом случае, утрачивается бесценный опыт, основанный на ощущениях. И мы рискуем однажды на вопрос «Из чего состоит тесто?» услышать самые невероятные ответы,- забавные, неожиданные, смешные, - но не правильные. Когда мне сказали, что тесто состоит из хлеба, я поняла, что ребёнок улавливает связь между этими двумя продуктами, но чёткими представлениями он не обладает, так как никогда не участвовал в процессе приготовления ни одного, ни другого. Здесь больше повезло нашим бабушкам и прабабушкам, которые ежедневно сталкивались с процессами поэтапного преобразование одного продукта в другой, будь то тесто, или чай из трав, сметана или творог. У каждого времени есть свои плюсы и минусы. Будем считать, что эти «побочные эффекты» современной жизни, несущие за собой недостаток ощущений, являются неизбежными и нам просто необходимо реагировать соответственно и помогать нашим детям, для которых корова уже стала диковинным животным и разобраться, растёт ли морковка на грядке или на дереве - чаще означает, просто запомнить ответ на этот вопрос. Ведь у некоторых не было возможности наблюдать за деятельностью мамы или бабушки на земельном участке. И тем более, самому собирать урожай. Но не многого ли мы требуем от детей, если познание мира до 7 лет строится в основном на ощущениях, и лишь потом на подмогу приходят мышление, логика и аналитические процессы. Информация, полученная через деятельность, «пережёванная», усваивается гораздо лучше, так как опыт, добытый таким образом, становится личным опытом, личными знаниями.

И так, мы замесили тесто с ребятами. Они вдоволь наигрались с мукой, водой, их пальчики, глазки, и мозг насытились впечатлениями, и мы двинулись дальше. По задумке, нам необходимо было найти способ оставить след от своей ладони в тесте для того, чтобы потом сделать слепок из гипса, раскрасить его и оставить его на многовековую память. Кстати, выбор теста как материала для данной работы тоже был сделан не случайно - детям была обозначена задача, и путём экспериментального поиска тесто было выбрано из ряда других материалов (мокрый песок, пластилин, мука), как наиболее подходящий по своим свойствам. Здесь очень важно, чтобы инициатива такого «познания» исходила от детей! Они должны быть ведущими, а не ведомыми в этом процессе. Во всяком случае, им ДОЛЖНО ТАК КАЗАТЬСЯ!!! Дети-дошкольники по своей природе очень любят опыт, основанный на ощущениях, поэтому педагогу нужно просто не мешать в данном случае, направляя процесс ненавязчиво и незаметно. Педагог может быть соучастником всего действа, но не контролёром.

«Что можно сделать для того, чтобы тесто не прилипало к рукам и с ним было удобнее работать? Может быть чем-то смазать руки?» - спросила я, предложив несколько вариантов: воду, муку, подсолнечное масло и крем для рук. Вода не подошла совсем, мука позволила сделать «след», но осталась мучная пыль, крем для рук был не достаточно жирным и частично впитался в кожу. Дети остановили выбор на масле - жирное и прозрачное, оно позволило оставить чёткий след в тесте. Сам поиск решения длился несколько минут, и сопровождался комментариями детей и уточняющими репликами взрослого. Опыт получен. Тесто оставили застывать, а через два дня мы уже делали слепок из гипса, используя форму, полученную из теста. Здесь мы не будем останавливаться на подробностях, ведь главная идея в том, что художественный труд и нетрадиционное рисование открывают множество возможностей для получения ощущений, личного опыта. По словам автора метода сенсорной интеграции, -Э. Джин Айрес,- «Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением».

Музыка природы, такая как звук дождя или вьюги, звук реки или леса с переливами птичьих голосов и жужжанием пчёл, используемая для воспроизведения в памяти образа природы, дополняет ощущениями процесс рисования пейзажей, и оказывает расслабляющее воздействие на психику детей. Эти естественные звуки имеют особую мелодику, побуждающую двигаться плавно, работать кистью спокойно и не торопясь. Мы концентрируем внимание на том, чего в обычной жизни мы порой не замечаем, останавливаем свое внимание, запоминаем, и образ , к примеру, зимы становится более полным. Так из пазлов - ощущений мы формируем картинку, наиболее близкую и адекватную реальности.

Координации «глаз-рука», позволяющей нам совершать более точные движения и лучше ориентироваться в пространстве, способствуют нанизывание бусин или движения, в которых надо попасть чем-либо в отверстие, либо поместить мелкий предмет на определённое место, для реализации задуманной композиции. Работа с хрупким природным материалом добавляет в багаж опыта детей ощущения, позволяющие им контролировать своё тело, силу нажатия собственных пальцев, что становится личным опытом и «тренировкой» для будущей жизни. «Ребёнок должен развивать сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром» - говорит Э. Джин Айрес. А мы должны помочь ему в этом!

Использованная литература:

Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса . Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителейи специалистов. Теревинф 2009.



.



© 2010-2022