- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Семья. Семейные традиции
Проект Семья. Семейные традиции
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидоренко Н.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект «Семья. Семейные традиции»
Актуальность
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост - сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Цель:
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
-
Повышение престижа семьи;
-
Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
-
Формирование элементарных знаний о правах человека;
-
Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
-
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Методы проектирования:
-
Прогнозирование;
-
Планирование;
-
Моделирование.
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей 5-6 лет.
Проект реализуется в 5 этапов.
1 этап «Выбор темы»
Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
-
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
-
Где работают родители
-
Где учится брат, сестра
-
Когда у меня день рождения
-
Когда день рождения у брата, у сестры
-
Свой адрес
-
Что такое семейные традиции?
-
Что такое реликвия?
-
Кто самый главный в семье?
-
Что лежит у бабушки в сундуке?
-
Кем работали бабушка и дедушка?
-
Зачем празднуют день рождения?
-
Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
-
Когда мы поедем на дачу, в деревню?
-
Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
-
Спросить у воспитателя
-
Спросить у сестры, брата
-
Спросить у друзей
-
Сходить на экскурсию
-
В книгах
-
В энциклопедии
-
Сходить в кино
-
Спросить у тех, кто работает в музее
2 этап «Сбор сведений»
Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности:
-
Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
-
Изучить историю составления родословной;
-
Организовать встречи с родителями и специалистами;
-
Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
-
Организовать игровую деятельность;
-
Организовать экскурсию.
3 этап «Выбор проектов»
Задача воспитателя - помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
Возможные проекты по теме «Семья»
4 этап «Реализация проектов»
Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы
Виды деятельности
Сроки
Игровая деятельность
-
Сюжетно-ролевая игра «Военные учения», «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
-
Дидактические игры «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
-
Игры - драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка», «Самый маленький гном».
-
Строительные игры «Мебель для дома».
-
Инсценировка «Три мамы».
-
Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки».
Февраль
Март
Социальное развитие
-
Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
-
Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
-
Знакомство с правовым словариком на тему: «Я и СЕМЬЯ».
-
Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
-
Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
-
Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
-
Знакомство с семейными реликвиями.
-
Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Новосибирске».
-
Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
Февраль
Март
Коммуникативное развитие
-
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
-
Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей».
-
Беседа: «Кто может служить в армии», повторение стихов, песен о Российской армии.
-
Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества»
-
Спортивная эстафета «Юные солдаты» с участием пап.
-
Беседа о международном женском дне», разучивание стихов, песен о маме, сценки «Три мамы», показ дефиле.
-
Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта».
-
Проведение утренника, посвящённого «8 Марта».
Февраль
Март
Здоровье и физическое развитие
-
Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».
-
Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках.
Февраль
Март
Познавательное развитие
-
Фотовыставка «Семейные увлечения».
-
Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».
-
Участие в конкурсе «Лучший букет для мамы» своими руками.
-
Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?».
-
Составление словарика имён членов семьи «Значение имени».
-
Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
Февраль
Март
Эстетическое развитие
-
Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
-
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
-
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Февраль
Март
Взаимодействие с родителями
-
Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
-
Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка».
-
Консультация «Мама, папа, я - счастливая семья или незабываемый выходной».
-
Мини проект «Счастливый выходной день».
-
Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
-
Семейный конкурс «Снежных фигур» на территории детского сада.
-
Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
-
Презентация проекта «Генеалогическое древо семьи».
Февраль
Март
Апрель
Схема осуществления проекта «Семья. Семейные традиции».
5 этап «Презентация»
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».
Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».
«Генеалогическое древо семьи».
Результат.
-
Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
-
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
-
Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
-
Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
-
Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Используемая литература:
-
Астахов П.А., Я и семья. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.: ил. - (Детям о праве).
-
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
-
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192 с.
-
Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-160с.
-
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
-
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 143с., ил.
-
Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 251с. - (Школа развития)
-
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. - 48 с.
-
Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. - 45 с.