ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения несомненна. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной из причин ДТП. Участие детей в дорожно-транспортных происшествиях связано с невыполнением правил дорожного движения, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которая представляет собой автомобиль. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению ДТП в дошкольном учреждении.

Наш детский сад уделяет особое внимание обучению детей Правилам дорожного движения и является базовым учреждением по безопасности дорожного движения отдела ГИБДД, а также - неоднократный победитель городских, республиканских и всероссийских конкурсов «Зелёный огонёк - 2006», «Современный детский сад - 2013»; участник республиканского смотра-конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зелёный огонёк - 2012.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Коллективом ДОУ накоплен богатый опыт по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, проводится системная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, когда на всех уровнях ребёнок становится вовлечённым в практическую, продуктивную, творческую деятельность. Работа начинается с младшего дошкольного возраста и выстраивается до детей подготовительной группы.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод игрового моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенность игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП.

Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Используя игровой тренажёр по ПДД, педагоги детского сада проводят практические и обучающие мероприятия, где дети на практике с помощью пособий, демонстрационного материала, атрибутов, дидактических игр создают дорожные ситуации, изучают и закрепляют свои знания и умения. Игры на тренажёре позволяют ребёнку реализовать свои возможности: он фантазирует, думает, познаёт законы реальной жизни, активно пополняет знания о правилах поведения на дороге, обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

Для установления ребенком причинно-следственных связей важно учить его рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д. Основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации («Кому и что говорят сигналы», «Я иду в детский сад», «Наши помощники на дороге»). Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями (ты - мама, а я - дочка, переведи меня через дорогу).

Таким образом, проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.

Педагоги ДОУ гармонично соединяют современные технологии с традиционными средствами развития. В работе с детьми воспитатели используют компьютерные презентации («Зебра - дорога жизни», «Будь внимателен!», «Мой друг - дорожный знак»), интерактивные игры («На воде, на земле, в воздухе», «Дорожный лабиринт», «Четвёртый лишний») с помощью которых дети быстрее воспринимают материал. Так обучение идёт с участием сказочных героев (Фиксики, Смешарики, Лунтик, Маша и Медведь), которые попали в трудную ситуацию, и им нужна помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать обучение нетрадиционным, ярким, насыщенным. Педагог может не только дать базовые знания детям, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Обучение становится информативнее, красочнее, увлекательнее. Это всё завораживает детей. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Также педагоги ДОУ внедряют в практику работы одну из новых образовательных технологий - метод проектов (Помни ПДД везде, а иначе быть беде», «Мой дружочек - светофорчик», «Безопасность ребёнка - забота семьи»). Включённая в организационную систему ДОУ, эта технология позволяет существенно повысить качество образования, становится инструментом саморазвития воспитателей, детей и родителей, так как проектный метод позволяет сконцентрироваться вокруг рассматриваемой проблемы, объединить усилия взрослых и детей.

Важным компонентом обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах является предметно-развивающая среда. Определяющим для построения среды является принцип эмоциональной комфортности.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Педагоги ДОУ создают мини-центры, оборудуют их игровым, дидактическим, развивающим материалом: макетами, трафаретами дорожных знаков, жезлами, свистками, транспортными средствами, эмблемами, мягкими модулями. Кроме того, каждый мини-центр включает средства, позволяющие детям совершенствоваться в освоении Правил дорожного движения (схемы, кроссворды, загадки, развивающие игры, иллюстрации).

Сделать изучение Правил дорожного движения в саду не только полезным, но и максимально интересным позволяет автоплощадка, оборудованная на территории ДОУ при участии родителей воспитанников и сотрудников отдела ГИБДД. Имеющиеся там светофор, велосипеды, самокаты, дорожные знаки, макеты домов и машин, разметка позволяют проводить обучающие игры и прорабатывать различные дорожные ситуации на практике.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Педагоги дошкольного учреждения выпускают газету «Искорка», буклеты, памятки, плакаты по Правилам дорожного движения для каждой возрастной группы. Для газеты «Искорка» выбраны рубрики: «А вы знаете?», «Правила на дороге», «Говорят дети», «Литературная страничка», «Мы - пассажиры».

Родители также вовлечены в процесс обучения. В ДОУ действует клуб детско-родительского взаимодействия «Уроки профессора Мигалки», где организован «Семейный мастер-класс», который знакомит родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и позволяет обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

С целью привлечения родителей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах ежегодно в ДОУ проводились:

- семейные конкурсы рисунков «Дорожная азбука», «Дорога без опасности для будущих первоклассников»;

- семейные конкурсы плакатов «Правила дорожного движения глазами детей», «Притормози»;

- конкурсы семейных поделок «Дорога и я - лучшие друзья»;

- семейное проектирование «Составление безопасного маршрута от дома до детского сада;

- конкурс - фотофакт «Водитель, будь внимателен»;

- развлечения «Папа, мама, я - безопасная семья», «Страна ПДДейка».

- семейные акции «Автокресло - детям», «Ремень безопасности - шанс на жизнь».

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ



За годы работы педагогический коллектив убедился, что такая система работы даёт положительные результаты. А самое главное, что за все годы не было ни одного случая ДТП, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Педагогический коллектив не планирует останавливаться на достигнутом, педагоги понимают, что ребёнок сможет усвоить Правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво и в игровой форме.


© 2010-2022