Ярмарка игрСценарная разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарная разработка

непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в подготовительной группе

Тема: «Ярмарка игр»

Актуальность:

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуры мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.
Разнообразные виды народной игры (подвижные, с предметами, с куклами, с игрушками), широкое использование театрализованных игр. Знакомство с народной игрой проводятся на занятиях по физической культуре и используются в организации прогулок, праздниках, повседневной жизни детей.

Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчики и девочки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Фольклор как сокровищница русского народа можно использовать во всех формах работы с дошкольниками, в том числе и в физкультурно - оздоровительной, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу.

Русские народные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому, что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.

Фольклорные праздники и развлечения основываются на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий, а также различных предметов (платочки, ленты, косички, веревочки, колокольчики, камушки, листочки, цветы, веточки) или без них. При этом можно применять всевозможные построения и перестроения детей: шеренга, колонна, цепочка, круг, змейка, движения в парах, тройках, врассыпную и т.д В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Сочетание всех форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно использовать во время активного отдыха детей. Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности - учебной.

Предложенный сценарий основан на народных играх. Мероприятие можно проводить как в зале, так и на открытом воздухе и предполагает оформление место праздника в стиле русской народной ярмарки и подборе соответствующего материала.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»,

Задачи:

Продолжать знакомить детей со старинными русскими играми, развивать интерес к словесному творчеству «Познание»; способствовать укреплению устойчивых детских объединений «Социализация»; развивать внимание, память, воображение, через словесно - игровое действие ; совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности; тренировка дыхательных органов «Коммуникация»; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре вместе с воспитателем; развивать ловкость, смелость, быстроту движений, формировать умения сочетать движения тела с произнесением определенного речевого материала. «Физическая культура»; воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, ориентироваться в пространстве «Безопасность»; воспитывать чувство коллективизма, чувство восторга и радости; создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с историей и культурой русского народа, русским пением. Развивать эмоций с помощью благоприятного музыкального фона русских народных песен. («Музыка»)

Методы и приёмы:

-практический (упражнения, игровой приём- соревнование)

-наглядный (наблюдение, рассматривание)

-словесный (рассказ Еремы и Фомы, отгадывание загадок детьми, )

Оборудования: русские народные костюмы для детей и взрослых, шест с лентами, лента, веревка с мешочком, бубны, колокольчики, мяч. Веселую ярмарку игр открывают скоморохи - затейники, которые вовлекают детей в разгадывание загадок и такие подвижные народные игры, как «Карусель», «Заря», «Лапта», «Мешочек», «Золотые ворота», «Колпачок», «Горелки», «Колокольцы». Для создания атмосферы успеха, все участники театрализованного действа получают сладкие угощения

Логика образовательной деятельности

В зал входят два скомороха с разных сторон зала

и зазывают детей и гостей на игрище

Ерема:: Добрый день вам, гости дорогие

Фома: Люди старые и молодые!

Ерема: K нам сюда собирайся народ! Сегодня вас много чудесного ждет!

Фома: Игры, танцы, чудеса из чудес! Спешите, спешите,

Времени осталось в обрез!

Вместе: Эй, народ, не унывай,

Праздник общий начинай!

Ну-ка, ну-ка, веселей!

Ты улыбок не жалей!

Фома: Здорово, брат Ерема!

Ерема: Здравствуй, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерема: На игрища иду!

Фома: А кто тебе про игрища сказал?

Ерема: Кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерема: Кума все знает, что на свете делается.

Другой раз дело еще не сделалось, а кума куме уже о том на ухо шепчет, а нашепчутся две кумы - весь мир узнает!

А ты бывал ли, брат Фома, на игрищах?

Фома: Бывал!

Ерема: А давай и весь честной народ на игрища позовем!

Фома: Сюда, сюда! Все приглашаются!

Стой, прохожий! Остановись!

На наше чудо подивись!

Чудо дивное! Давно забытое -

Русской игрой называется!

Ерема: Слушайте, играйте, рты не разевайте,

ворон не считайте!

Все запоминайте!

А мы, развеселые насмешники,

известные скоморохи - потешники,

за медный пятак покажем все эдак и так.

Фома: А около карусели всегда шумно и весело.

Кто желает прокатиться? Поехали!


Игра «Карусель»

(дети берутся за ленты, которые держит скоморох,

стоящий в центре круга)

Еле, еле, еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз - два, раз - два,

Вот и кончилась игра.

Фома: Пожалуйте-ка сюда! Для вас приготовлена игра!

Граждане и гражданки!

Обратите внимание на наше усиленное старание!

Приготовили мы игры задорные, не игры, а сущий клад!

А следующая игра «Зорькой» зовется!

Игра «Заря»

(дети в кругу, руки за спиной,

ведущий - Заря - ходит сзади с лентой и говорит слова):

Заря, зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые.

(Ведущий осторожно кладет ленту на плечо

одному из играющих, который, заметив это,

быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу.

Тот, кто останется без места, становится Зарей)

Ерема: А сейчас отгадайте з а г а д к у:

Упадёт - подскачет,

Ударишь - не плачет.

Будешь о землю кидать -

Станет кверху взлетать.

(Мяч.)

Фома: Мяч - самая древняя и любимая игрушка детворы. Резиновыми мячами раньше дети играли, из богатых семей. Мы с вами сыграем в игру под названием

Игра «Лапта»

( Мяч в игре «Лапта».

«Метальщика» - так раньше называли человека,

который выбивает из круга мячом игроков

- выбирают считалкой.)

Может всё про всех узнать

Старая гадалка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вот и вся считалка.

Позднее эта игра стала называться «Вышибалы».

Фома: Загадаю вам Загадка:

Когда весна берёт своё

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она через меня.

(Верёвочка, скакалка).

Игра «Мешочек».

(Правила игры: К верёвке привязывается

мешочек с песком, дети стоят в кругу.

По мере вращения мешочка, подпрыгивают,

стараясь не задеть мешочек.)

Сейчас эта игра называется «Удочка»

Ерема: А теперь объявляем конкурс знатоков русских пословиц и поговорок. Кто сумеет переговорить соседа, тот добудет себе победу. Кто за словом в карман не полезет? Главное не опоздать, быстро пословицу сказать!

Конкурс пословиц и поговорок.

(дети называют пословицы и поговорки о дружбе и игре»

1. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

3. Для дорогого друга - ворота настежь.

4. Человек без друзей, что сокол без крыльев.

5. Играй, играй, да дело знай

6. Играть не устать, не ушло бы дело

7. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало

8. Старый хочет спать, а молодой играть.

Фома: Поиграть с нами всяк рад!

Эй, шевелись! Подходи, не трясись!

Даром играем, всех забавляем!


Игра «Золотые ворота»

(Двое ведущих встают лицом друг к другу,

взявшись за руки, поднимают их вверх,

образуя «ворота». Все играющие встают в цепочку,

взявшись за руки, и проходят через «ворота».

Дети запевают)

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз не считается,

А на третий раз не пропустим вас!

(При последних словах ведущие опускают руки,

закрывая «ворота». Те, кто попался, встают вместе с ведущими.

Круг «ворот» увеличивается.

Игра продолжается до тех пор,

пока «ворота» не поймают последнего игрока.)

Ерема: А теперь детвора

Ждет нас новая игра.


Игра «Колпачок»

( в середине круга сидит ребенок на голове колпачок,

по окончанию слов ребенок выбирает дружка

и танцует с ним в паре)

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки

Мы тебя поили, мы тебя кормили

На ноги поставили , танцевать заставили!

Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

Фома: А сейчас отгадайте загадки наши!

Ни свет, ни заря

Пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается. (Полотенце)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Ходит в развалочку, спотыкалочку. (Утка)

Квохчет, квохчет

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)

Несут свинью к овину,

На обеих концах по рылу. (Корыто)

Ерема: Наша следующая игра не проста, «Горелки» называется она. Играли в нее по весне, и любили ее все.

Игра «Горелки»

(Дети встают в кружок. Ведущий бьет в бубен,

идет по кругу, останавливается между двумя ребятами.

Дети проговаривают текст игры:)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

(Выбранные дети бегут в разные стороны по кругу,

кто быстрее ударит по бубну, тот и будет ведущим.)

Фома: Пожалуйте, господа почтенные, игры у нас отменные!

Играй, да выигрывай, ежели ты пронырливый!

Колокольцы - бубенцы, раззвонились, удальцы


Игра «Колокольцы»

(Играющие встают в круг.

Внутри круга два водящих, у одного завязаны глаза,

в руке у другого колокольчик. Играющие поют:)

Колокольцы - бубенцы,

Раззвонились, удальцы!

Диги - дон, диги - дон,

Угадай, откуда звон?

(Водящий с завязанными глазами должен поймать того,

у которого колокольчик.)

Ерема: Нашим игрищам конец, гости разъезжаются!

Развлеченье закрывается!

Фома: А за ваше старание, за ваши состязания

Примите угощение,

Всем на удивление

(детям раздают угощения : конфеты да печенья)

Скоморохи: Подошел к концу наш праздник,

Мы прощаемся, друзья!

Славно мы повеселились! Нам скучать никак нельзя!

До свиданья! Всем спасибо, что пришли на праздник вы!

Вам желаем счастья, мира и смеяться от души!


© 2010-2022