Статья Виды музыкальной деятельности в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каменская Оксана Александровна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МДОУ ЦРР-д/с № 51 «Солнышко»

г. Подольск


Музыкальное занятие как одна из основных форм организации музыкальной деятельности в современном детском саду.


Музыка как искусство и средство эстетического воспитания имеет большое значение для формирования духовного мира ребёнка. Именно она побуждает его к самовыражению, учит сопереживать, способствует укреплению здоровья, развивает память и речь. Приобщать детей к музыкальной культуре нужно через умело организованный процесс взаимодействия их с музыкой.

Основными формами музыкальной деятельности являются музыкальные занятия, использование музыки в повседневной жизни ДОУ, праздники и развлечения, музыкальное образование в семье. Каждая из этих форм имеет свою специфику.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкальной деятельности детей в детском саду, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения, развития дошкольника.

Вопросам музыкального развития дошкольников и организации обучения на занятиях посвящали свои работы такие исследователи как Н.А. Ветлугина,

И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, М.А. Медведева, М.Б. Зацепина и др.

А.П. Усова считала, что форма организации обучения должна быть гибкой, изменяться с учётом содержания и метода. Это положение довольно актуально в наше время в связи с созданием ФГОС дошкольного образования. Ведь ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре ребёнок эффективно обучается и развивается.

Музыкальное воспитание наиболее эффективно, когда педагогом применяются система занятий различных типов, позволяющих успешно решать все программные задачи, обеспечивая при этом гармоничность музыкального развития ребёнка. Варьирование типов занятий стимулирует творческую активность педагога в поиске новых форм организации педагогического процесса, способствует активности самих детей.

По содержанию музыкальные занятия делятся на:

  • типовые (традиционные);

  • доминантные;

  • тематические;

  • комплексные.

Типовое занятие (традиционное) включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Доминантное музыкальное занятие бывает двух разновидностей:

  • Занятие с преобладанием какого-либо одного вида музыкальной деятельности.

  • Занятие, направленное на развитие какой-либо определённой музыкальной способности.

Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определённой темы, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.

В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия делятся:


  • собственно тематические (тема связана с музыкой и взята из жизни, например, «Образ дождя в музыке», «Весна в музыке» и т. д.) Здесь главная задача - показать возможности музыки в передаче жизненных явлений;

  • музыкально-тематические (объединены одной темой и сюжетной линией, например, «Сказка в музыке».

Комплексные музыкальные занятия - это взаимодействие различных видов искусств - музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цель таких занятий - объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.).

Комплексные занятия музыкальный руководитель согласовывает с воспитателем. Проводятся они примерно один раз в месяц со всей группой, с детьми среднего и старшего возраста.

Список используемой литературы:


1.Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.-М.,1983.

2.Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2010.

3.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. - М., 2010.

4.Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/сост. Н.Г. Барсукова и др. - Волгоград, 2010.

5.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. - Спб, 2005.

6.Тарасова К.В. И др. Программа развития музыкального восприятия на основе трёх видов искусств. - М., 1999.

7.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998.


Каменская Оксана Александровна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МДОУ ЦРР- д/с № 51 «Солнышко»

г.Подольска


Тематическое занятие : «Осень, ты какая?»


Цель: закреплять у детей знания об осени через произведения искусства (классическую музыку, картины художников), детское творчество.

Задачи:

  • продолжать развивать у детей культуру движений под музыку;

  • совершенствовать пластику детей на основе восприятия музыки;

  • воспитывать у детей культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов, культуру поведения;

  • поддерживать эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.

Материал и оборудование: осенние листья по количеству детей, мольберт,

детские музыкальные инструменты, ТСО, портрет

композитора, картины.

Ход занятия.


(Дети под музыку змейкой вбегают в зал и становятся в круг)


Воспитатель - Ребята, мы пришли в музыкальный зал. Давайте

поздороваемся.

Дети - Здравствуйте!

Воспитатель - Ребята, какое время года вам больше всего нравится?

(Ответы детей)

Воспитатель - Сегодня наше занятие будет посвящено прекрасному времени

года. А какому отгадайте загадку.

Шла волшебница по свету,

В свой черёд сменила лето.

Разукрасила цветы и деревья, и сады.

Ну, скажите-ка, ребятки, какая здесь загадка?

(Ответ детей)

Воспитатель - Прочитаем стихотворение об осени.


  • Ушёл незаметно сентябрь,

Поблекла небесная синь.

За окнами бродит октябрь

Средь жёлтых берёз и осин.


  • Стало небо серым в ноябре.

Часто дождик сыплет на дворе.

Птицы стаями на юг от нас летят,

И деревья облетевшие стоят.

Муз. Рук. - Ребята, мне нравится осень. Она навевает романтическое

настроение - на деревьях красочный убор, под ногами тихо

шелестит ковёр из пёстрых листьев. Мы отправимся с вами

в осень. Давайте превратим наши ручки в осенние листочки и

выполним под красивый осенний вальс плавные упражнения.

Встаньте, пожалуйста, врассыпную.


  • Музыкально-ритмические упражнения

«Осенний вальс», муз.Ф. Шопена

  • взмахи руками поочерёдно в стороны на пружинке;

  • взмахи руками вперёд-вверх;

  • кружение вокруг себя на носочках;

  • высоко поднятое колено, взмахи руками вперёд;

  • сидя на колене, взмахи руками поочерёдно вверх, вниз.

Муз.рук. - А теперь отдохните немножко на коврике. (Дети садятся на ковре

по-турецки). Скажите пожалуйста, почему осень называют

волшебницей? (ответы детей)

Красотой осени восхищались поэты и художники, и, конечно же,

композиторы. Давайте послушаем произведение замечательного

русского композитора П.И. Чайковского (показ портрета) об осени.

Октябрь. Осенняя песня.


  • Слушание. Октябрь. Осенняя песня., муз. П.И. Чайковского.


Муз. Рук. - Вы прослушали произведение. Как вы думаете о какой осени,

ранней или поздней рассказывает музыка? Как вам музыка

подсказала ? ( Музыка была жалобная, тоскливая, хмурая, как

как будто кто-то плачет). Ребята, художники тоже хотят

рассказать нам сегодня об осени. Проходите на стульчики,

мы рассмотрим картины осеннего пейзажа.

-4-

(Дети садятся на стулья перед фортепиано)


Муз.рук. - Перед нами две разные осени. Скажите, какая осень изображена

на картинах. (поздняя и ранняя). Где краски веселее, ярче? Какая

осень? (ранняя). А на другой сто вы видите? (ответы детей). Какая

картина подходит к музыкальному произведению Чайковского

«Октябрь»? Мы с вами знаем об осени песни, но прежде чем петь,

распоёмся.


  • Распевка «Осенние распевки», муз., сл. М.В. Сидоровой.


Муз.рук. - Споём ласковую песню об осени.


  • Песня «Лучик золтой», сл., муз. Е.Д. Гольцовой.


Муз.рук. - Теперь вспомним приметы осени. Чем осень отличается от других

времён года? (ответы детей). Споём игривую песню о приметах

осени. Я буду пропевать вопросы, а вы - ответы.


  • Песня «Почему, скажите, дети!», сл., муз. О.П. Грирорьевой.


Муз.рук. - (достаёт кленовый лист) - Посмотрите, у меня в руках кленовый

лист. Давайте пофантазируем. Посмотрите внимательно на этот

листочек. Откуда он прилетел? Что с ним могло приключиться?

Я скажу вам по секрету, у меня много листьев. Разбирайте.

Потанцуем, как листики. Исполним танцевальную композицию

«Листопад».


  • Танец «Листопад».


Муз.рук.- А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Будем изображать

осень с помощью музыкальных инструментов.


  • Речевая игра с использованием музыкальных инструментов

«Осенняя сказка»


Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одёжке, (ложки)

Где листочком зашуршит, (маракасы)

Где дождинкой зазвенит. (колокольчики)

Раздаётся громкий стук:

Это дятел - тук да тук! (ложки)

Дятел делает дупло -

Белке будет там тепло. (металлофон)


Ветерок вдруг налетел, (маракасы)

По деревьям зашумел.

Громче зазывает, (бубны)

Тучи собирает.

Дождик - динь, дождик - дон! (колокольчик)

Капель бойкий перезвон (металлофон)

Всё звенит, стучит, поёт

Осень яркая идёт! (все инструменты).

Воспитатель- Мы сегодня столько всего вспомнили и узнали об осени.

Давайте станем тоже художниками и украсим, оживим картину

добавим разных красок.


  • Коллективное рисование пластилином «Осеннее дерево».


Дети дают оценку занятию.


Муз.рук. - Спасибо, ребята, за активное участие на занятии, может у кого-то

что-то не получилось, обязательно получится в другой раз.

До свидания!

(Дети под музыку выходят из зала)























© 2010-2022